В статье автор делится опытом работы с детьми, участвующими в дистанционных мероприятиях разнообразной тематики, а также результатами работ учеников с использованием различных Интернет-ресурсов.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций
…Сетевые мероприятия: конкурсы, конференции, проекты... Необычны, увлекательны. И практически все с участием самых главных людей – наших учеников, которые с огромным удовольствием в них участвуют.
Все дистанционные мероприятия, в которых участвуют мои ученики, имеют цели –популяризация ИКТ в деятельности учащихся, стимулирование учащихся к самостоятельной работе и стремлению к самообразованию, развитие и укрепление интеллектуального потенциала учащихся, а также подготовка к реальной жизни, формирование способности решать личностно-значимые проблемы.
Участие в дистанционных мероприятиях повышает уровень образованности ребят, они становятся мобильными, способными применять свои знания на практике, учатся нестандартно мыслить.
Ученик учится сам и учит других, учится добывать информацию из различных источников. Учитель выступает не источником информации, а навигатором деятельности.
Участие в дистанционных мероприятиях ориентирует на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Поисковая деятельность учащегося, опора на личный практический опыт, привлечение в процессе подготовки мероприятия других областей знаний - все это необходимо ученику, который участвует в дистанционном мероприятии. Цели, стоящие перед учителем - словесником при применении ЭОР, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
В новых стандартах ЭОР уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается ежедневно человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
1.Сетевые педагогические сообщества «Открытый класс».
В прошлом и этом учебных годах мои ученики участвовали:
Январь 2011.
Межрегиональная метапредметная конференция учащихся и учителей «Этот удивительный термин».
Цель участия в конференции – привлечение ребят к работе с научно-художественной и научно-популярной литературой как источнику информации и способу самообразования и саморазвития, а также повышению интереса к предметам, развитие интеллектуальных способностей одарённых детей.
Ребята приняли участие в конкурсе презентаций «Энциклопедия одного термина», заняв призовые места, получили диплом первой степени и пять дипломов второй степени.
Декабрь 2011.
Четвертый межрегиональный филологический мегапроект «Науки юношей питают». Данный проект проводился в рамках празднования Года молодежи и года российской космонавтики с целью осмысления вклада космонавтики в развитие земной цивилизации и популяризации научной деятельности, а также выявления талантливой молодежи.
Цель участия в Мегапроекте:
1) развитие интереса к использованию информационных компьютерных технологий в образовании,
2) развитие навыков творческой и исследовательской работы.
Ребята приняли участие в конкурсе од и стилизаций «Стихотворство – моя утеха»(работа), в конкурсе презентаций «Юбилеи 2011 –книги поколений».
(работы: 1 , 2)
Февраль 2012.
Межрегиональный дистанционный конкурс «Пословица- душа народа»
Конкурс проводился с целью формирования патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.
Цель участия:
1) активизация познавательной деятельности одарённых детей;
2) формирование навыков самообразования;
Мой ученик принял участие в номинации «Сочинение по пословицам, результат участия – Диплом третьей степени.
Я сама участвовала в номинации «Материал для внеклассного мероприятия по пословицам и поговоркам», результат - Диплом второй степени.
Со 2 марта 2012 года – по 4 апреля 2012года - сроки проведения проекта «Уж тает снег, бегут ручьи…». Проект, в котором ученики проявили свои творческие способности: сочиняли стихи, оформляя их в форме плейкаста, составляли кроссворды, фотографировали, мастерили поделки, отвечали на вопросы викторины, делились с друзьями своим творчеством и просто дарили людям радость (результаты участия ).
Задача участия в проекте:
воспитание чувства прекрасного, доброты, сострадания к живой природе весной.
2. Центр развития мышления и интеллекта!
Центр проводит насыщенные и интересные всероссийские дистанционные мероприятия по самым разным темам и предметам. Это и сочинения, и презентации, и рисунки, и кроссворды. Любой учитель найдет для своих учеников что-то интересное.
Сентябрь – октябрь 2011 г
Всероссийский конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!» (работа ).
Всероссийский конкурс сочинений «Если бы я был волшебником…» (работа).
Всероссийский конкурс сочинений «Унылая пора! Очей очарованье!».
Цель участия: заявить о себе как о творческой личности; показать свои творческие способности, делать что-то интересное, пробовать свои силы, показать результат.
Декабрь 2011г
Всероссийский конкурс презентаций «Знакомьтесь, моя семья» Цель – показать, что значит семья в твоей жизни.
Всероссийский конкурс презентаций «Славный путь М. В. Ломоносова».
Цель – рассказать о великом ученом, патриоте, истинном гражданине своей страны.
Март 2012г
Всероссийский конкурс кроссвордов «Известных женщин имена».
Задача учителя-словесника – учить ребенка думать, чувствовать, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности. Для участия в дистанционных мероприятиях нужна смелость, а для победы – уверенность.
Участие в дистанционных мероприятиях формирует у учащихся интерес к творческой, научно-исследовательской деятельности; создаются условия для ранней допрофессиональной и профессиональной ориентации учащихся через развитие их интеллектуально-творческих способностей, а также для организации интеллектуальной деятельности ребят с учетом их возрастных особенностей на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода в образовании.
Для школьников-исследователей участие в дистанционных мероприятиях – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Для учителя участие в дистанционных мероприятиях – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Дистанционные мероприятия - лучшие способы для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Участвуйте в дистанционных мероприятиях! Они помогают развитию мышления, интеллекта, полезных навыков, повышают самооценку. Это блестящая возможность постигнуть очередную ступень саморазвития, показать достигнутые результаты.
Литература
- Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск»; 2000.
- 1Intel «Обучение для будущего»: учеб. пособие – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008