Автор:
Никиточкина Марина Анатольевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №1 г. Калининска Саратовской области"
Творческий аспект использования ЭОР на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
ЭОР… Все мы знаем, что ЭОР – это средство, необходимое для эффективной организации образовательного процесса, представленное в электронном виде. Сегодня уже невозможно представить себе урока без ЭОР. Но порой, стремясь идти в ногу со временем, мы забываем о педагогической целесообразности использования данных ресурсов. А целесообразность использования и эффективность применения ЭОР возможна лишь в том случае, когда педагог подходит к его созданию творчески… И только ЭОР, при создании которого применялся творческий аспект, творческий подход, будет способствовать творческому решению поставленных на уроке задач, будет стимулировать учащихся к самовыражению, к поиску оригинальных, нетрадиционных способов решения задач.
А учителю русского языка и литературы, на мой взгляд, необходимо помнить еще и главную заповедь: «В начале было Слово…» Поэтому в своей работе стараюсь использовать ЭОР, когда это поможет глубже постичь слово, будет способствовать более глубокому пониманию изучаемого материала. Во-первых, это презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
Одно из основных направлений использования электронных образовательных ресурсов на уроках литературы – демонстрация визуальной информации (иллюстративного, наглядного материала). Так, например, при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» использую иллюстрации к поэме современного художника С.Чайкуна (иллюстрации сделаны в 2007 – 2009г.г. http://artel-art.livejournal.com/41089.html - сайт художника). Мы привыкли демонстрировать классические иллюстрации к поэме художников 19 века: Агина, Боклевского. Но интерес художников к Гоголю не угас и в 21 веке. Иллюстрации Чайкуна показались мне очень необычными: выполнены в новом стиле - сюрреализма. Использование их на уроках дает возможность сравнить иллюстрации разных художников, разных эпох, а также поразмышлять над вопросами:
- Почему не угас интерес художников к поэме в 21 веке? В чем современное звучание поэмы?
ЭОР также дает возможность объединения многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, видео). Поэтому на одном из последних уроков по поэме «Мертвые души»: «Образ дороги в слове и в музыке», помимо иллюстраций современных художников, мы слушали музыку современных композиторов к поэме: А.Шнитке и Р. Щедрина, смотрели заключительный фрагмент фильма «Мертвые души» (Мосфильм, 1984 г., режиссер Михаил Швейцер
http://www.youtube.com/watch?v=I00XRh6YTjo&feature=related), где на фоне музыки Шнитке звучат слова о птице – тройке (по времени- с 1:19: 09). Этот органический синтез помогает будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся (приложение 1).
ЭОР дает возможность создавать урок – лабораторную работу, целью которой является введение нового материала. Специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественно осуществляется ориентация на репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий. В то время как при проведении лабораторной работы важно содействовать становлению у учащегося умений анализа, сравнения, обобщения. Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа языковых материалов, развитию навыков исследования. Один из таких уроков – «Представление Незнакомца. Слова состояния» в 6 классе (приложение 2)
Для урока создаю интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы). Прежде чем познакомиться с новой частью речи повторяем уже известные, для чего используем интерактивную таблицу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
Особое внимание уделяем наречиям и прилагательным. При решении проблемноговопроса: «Одинаковой ли частью речи являются выделенные слова: в предложениях Утро сегодня радостно.Глаза светились радостно?»вносимвыводыв концептуальную таблицу.
Линия сравнения |
Объекты сравнения |
Прилагательное
радостно |
Наречие
радостно |
Незнакомец |
|
каково? |
как? |
|
|
изменяется по родам, числам, падежам. |
не изменяется |
|
|
есть ? |
нет ? |
|
|
радостно |
радостно |
|
Затем предлагаю определить линии сравнения. С помощью ЭОР можно быстро и наглядно продемонстрировать правильные варианты ответов. Учащиеся сравнивают, исправляют, дополняют.
Линия сравнения |
Объекты сравнения |
Прилагательное
радостно |
Наречие
радостно |
Незнакомец |
вопросы |
каково? |
как? |
|
морфологические признаки |
изменяется по родам, числам, падежам. |
не изменяется |
|
морфемные признаки |
есть ? |
нет ? |
|
синтаксические признаки |
радостно |
радостно |
|
Новый материал не преподносится в готовом виде, дети должны путем анализа, сравнения, сопоставления сами сделать выводы и занести их в таблицу.
- Давайте сравним новое слово – Незнакомца - с известными частями речи. Дополним таблицу.
На душе у ребят радостно.
В процессе работы таблица заполняется:
Линия сравнения |
Объекты сравнения |
Прилагательное
радостно |
Наречие
радостно |
Незнакомец
радостно |
вопросы |
каково? |
как? |
как? и каково? |
морфологические признаки |
изменяется по родам, числам, падежам. |
не изменяется |
не изменяется |
морфемные признаки |
есть ? |
нет ? |
нет ? |
синтаксические признаки |
радостно |
радостно |
радостно |
С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью и компактностью. С помощью триггеров можно демонстрировать материал с любой части таблицы, например, если у детей нет опыта работы с концептуальной таблицей, можно открыть сразу «линии сравнения».
ЭОР дает возможность осуществлять контроль умений, навыков учащихся. После закрепления материала по теме «Слова состояния» предлагаю тест(самостоятельно разработанный) на проверку первичных знаний. Рефлексию также можно провести, используя анкетирование, созданное мной в pollservice: http://pollservice.ru/p/65e631a7cd7cef131080
Следующий урок начинаем с повторения по изученной теме - теста «Слова состояния»
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dEVtemFCZ2tDMXBOeHJCeWVrQVNXUHc6MQ
Тестовый контроль с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса. Кроме того, использование интерактивного ЭОР с компьютером и проектором позволяет учителю или одному из детей работать с ЭОР, а остальным участвовать в работе, организованной учителем.
Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Стараюсь научить детей грамотно использовать компьютер, показать, что он не только для игр и для общения с друзьями. Стараюсь научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.
Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:
Словари. ру. - http://slovari.ru/dictsearch
Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/
Справочная служба http://www.gramota.ru/
Русские поэты. Краткий портретный тест.
http://gramma.ru/LIT/?id=8.201
Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM/ и другие.
Так, для подготовки урока – семинара в 10 классе «Система русского языка» с использованием ЭОР учащиеся разделились на группы в соответствии с разделами языка: «Лексика», «Морфология», «Пунктуация» и т.д. При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР. Подготовка началась не менее чем за 3 недели до его проведения. Внутри групп учащиеся разделились на «теоретиков» и «практиков». Одни должны были подготовить обобщающие таблицы по своему разделу, другие – тестовые задания (в том числе из демоверсии текущего года). Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урок – введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они.
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся продолжается и во внеурочное время.
После уроков по поэме Гоголя «Мертвые души» родилась идея проекта «Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях: от 19 до 21 века». Работа над проектом началась с поиска и сбора информации, т.е. иллюстраций разных художников (иллюстраций нашлось неожиданно много). Следующий этап – систематизация информации и разбивка участников проекта на группы (по времени создания), внутри группы учащиеся выбрали художника, с иллюстрациями которого каждый будет работать (направление, манера исполнения, жанр, особенности изображения). Далее анализ отобранной информации, сравнение, сопоставление. Заключительный этап – оформление презентации. В итоге в презентации были собраны материалы о девяти, художниках, подобраны иллюстрации, создан словарь терминов. Проект получил 1 место на районном конкурсе проектов(приложение 3)
Таким образом, использование ЭОР на уроках помогает решать многие образовательные задачи:
- помогает заинтересовать учеников изучаемым материалом;
- стимулирует творческую активность учащихся;
- способствует формированию информационной культуры;
- формирует умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, схематично представлять языковой материал;
- стимулирует самостоятельность учащихся при подготовке к урокам;
- дает возможность быстро осуществлять контроль умений, навыков учащихся.
В заключение отмечу, что стараюсь распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Стараюсь использовать ЭОР в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами, а при создании ЭОР стараюсь, чтобы ЭОР всегда имел элемент творческой работы.
Приложения
|