Автор:
Мешкова Елена Владимировна
Место работы:
МБОУ СОШ №8 г.Пушкино Учитель начальных классов с правом преподавания английского языка
Обеспечение информационной безопасности при работе с электронными образовательными ресурсами
В стратегии развития информационного общества в России поставлена задача вхождения нашей страны к 2015 году в число 20 передовых стран мира в области развития информационного общества.
Наступление века информатизации вносит свои коррективы в образовательный процесс. Электронные образовательные ресурсы открывают огромные возможности и перспективы для организации образовательного процесса и для развития системы образования в целом.
Но закономерно и актуально встает вопрос обеспечения информационной безопасности при работе с электронными образовательными ресурсами.
Попробуем начать рассмотрение данного вопроса, раскрывая понятие информационной безопасности.
Информационная безопасность – это и защита информационных ресурсов, и соблюдение конституционных прав личности, пользователя этих ресурсов. Информационная безопасность – понятие многогранное. Можно выделить личностную и психолого-педагогическую составляющие этого понятия.
Личностная составляющая информационной безопасности выражается в том, что, находясь в информационном поле, ребенок совершенствует определенные черты личности, характера, волевые качества и приобретает новые. Обеспечить информационную безопасность – это значит создать такие условия, которые бы не оказывали бы негативного воздействия на формирование и совершенствование качеств личности, на формирование нравственных понятий и суждений. Прежде всего в этой связи огромные требования предъявляются к администраторам сайтов, родителям и учителям. Последние должны помогать ребенку осуществлять отбор интернет ресурсов, советовать, оказывать помощь в работе с электронными образовательными ресурсами. Только с возрастом и только под влиянием родителей и учителей дети научатся отделять факты от субъективных мнений, эмоций, определять свою точку зрения, делать собственный выбор, формируя свое мировоззрение.
Нельзя забывать о том, что следует предупреждать о преступниках и злоумышленниках, а также о фактах мошенничества и хищения денежных средств которые тоже имеют место быть (чаще всего, конечно, в чатах и по электронной почте) и могут оказать отрицательное воздействие на формирование нравственных ценностей личности. Информационная безопасность личности выражается и в защите личных данных. Ребенок с детства должен понимать значение конфиденциальности данных о себе и других. Нельзя не коснуться такого вопроса как реклама и игры на страницах интернет ресурсов. Они тоже являются объектами опасности для еще несформированного сознания и личности ребенка.
Психолого-педагогическая составляющая информационной безопасности выражается в возрастных особенностях развития психических процессов восприятия, памяти, мышления. Следовательно, обеспечить информационную безопасность - это значит помочь ребенку «не утонуть» в информационном море, помочь в отборе электронных образовательных ресурсов и работе с ними. Кроме того, информационная безопасность с точки зрения ее психолого-педагогической составляющей предъявляет определенные требования к самим электронным образовательным ресурсам, к тем людям, которые их создают и к администраторам сайтов образовательных ресурсов. Прежде всего информация должна оказывать благоприятное воздействие на органы чувств ребенка, положительно влиять на процесс восприятия. Это касается удачного подбора цвета, размера и названия шрифта, подбора звукового сопровождения, сочетания статики и динамики, а также временного воздействия электронных образовательных ресурсов на ребенка. Информация должна благоприятно воздействовать на развитие памяти и мышления. Словесная информация, содержащаяся в электронных образовательных ресурсах, должна быть краткая, четкая, доступная возрасту учащихся.
Большая надежда и ответственность при работе с электронными образовательными ресурсами возложена на школу и родителей. Что способен сделать учитель в целях обеспечения информационной безопасности?
Во-первых, контролировать время нахождения ребенка за компьютером, так как информационная безопасность является частью здоровьясбережения учащихся. Во-вторых, учитель (возможно совместно со школьным психологом) должен следить за адекватностью реакции при работе с электронными образовательными ресурсами, за проявлениями личностных качеств, поведением учащихся и при необходимости оказывать коррекционное воздействие. В-третьих, производить отбор сайтов, содержание которых грамотно контролируется администраторами сайтов, и давать ссылки на них своим ученикам. В-четвертых, создавать самостоятельно или совместно с учащимися электронные образовательные ресурсы в соответствии с возрастными психолого-педагогическими требованиями. И, наконец, проводить собрания, всеобучи, семинары, предоставляя родителям своих учащихся информацию по безопасной работе с электронными образовательными ресурсами, давая советы по использованию Интернет ресурсов их детьми в домашних условиях при выполнении домашних заданий и при самостоятельной работе в свободное время, определяя для детей правила пользования ресурсами и общения в Интернет, время нахождения за монитором и повышая уровень защиты своего компьютера.
В последние годы уже принят ряд законов, постановлений, законопроектов, реализован ряд мер по обеспечению информационной безопасности.
Обеспечением информационной безопасности занимаются на федеральном, региональном, муниципальном и школьных уровнях.
Директора образовательных учреждений, их заместители, преподаватели – участники процесса обеспечения информационной безопасности при работе с электронными образовательными ресурсами.
Каковы же их действия? Прежде всего – это использование в образовательном учреждении лицензированных и сертифицированных компьютерных программ, установка антивирусных программ, защита от несанкционированного доступа в интернет, обеспечение фильтрации информации, создание специальной базы образовательных сетей, содержание которой контролируется администраторами. Установка современного технического оборудования, которое оказывает минимальное отрицательное воздействие на органы восприятия детей, тоже является мерой по обеспечению информационной безопасности, так как здоровьесбережение является его составной частью.
В заключении следует отметить, что только комплексный подход к решению проблемы информационной безопасности при работе с электронными образовательными ресурсами и огромная ответственность участников этого процесса – единственный способ, позволяющий обеспечить решение данной проблемы.
|