Автор:
Казарцева Татьяна Борисовна, воспитатель Дюкова Неля Николаевна, музыкальный руководитель Евсеева Лариса Владимировна, руководитель структурного подразделения
Место работы:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение»
Развитие творчества старших дошкольников в проектно-краеведческой деятельности с применением электронных образовательных ресурсов
Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно, постепенно выстраивая систему поиска, поддержки и сопровождения творческих способностей каждого ребенка.
Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. Электронные образовательные ресурсы играют важную роль во внесении в образовательную деятельность творческой составляющей, создание и развитие творческой среды.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает новое качество образования, повышение его доступности и эффективности, нацелено на использование деятельностного подхода в обучении и развитии творческих способностей воспитанников в соответствии с основными задачами федеральных государственных требований (ФГТ).
Одной из основных задач дошкольного образовательного учрежденияявляется нравственно-патриотическое воспитание детей. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит проектной методике с применением информационно-коммуникационных технологий. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию, развитию творческой самостоятельности.
В 2011-2012 учебном году в группе общеразвивающей направленности для детей с 6 до 7 ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» лет был реализован педагогический проект «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнёрства» с творческим названием «Тамбов – это Родины нашей частица», главной цель которого было воспитание интересов и любви к истории малой родины на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем. Участники проекта - дети, родители, педагоги, сотрудники Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовской областной детской библиотеки.
Среди широкого спектра методического инструментария, важное значение придавалось ИКТ-технологиям, в частности знакомство с разработанными, создание и использование собственных электронных образовательных ресурсов.
Интересной и увлекательной формой совместной детско-взрослой деятельности считаем видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Информация визуализируется с использованием авторских фотографий с целевых краеведческих экскурсий, семейных прогулок по родному городу. Примером может служить фотоотчет «Моя Россия – мой Тамбов», размещенный на социальном сервисе Panaramio в режиме совместного доступа и редактирования педагогами, родителями и детьми. (http://www.panoramio.com)
Так же активно использовались компьютерные презентации– удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками, повышает мотивацию к деятельности и познанию, развивает творческий потенциал ребенка.НКонец формы («С чего начинается Родина», «Достопримечательности нашего города», «Мой город – моя гордость», «Есть улицы центральные!», «Музыка С.В. Рахманинова живет рядом с нами», «Никто не забыт и ничто не забыто!»)
Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые были прекрасными помощниками при проведении занятий и праздников по теме. Применение цвета, графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее.
Для большей эффективности в презентации включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Например, дидактическая игра «Мозаика слов «Я знаю свой город» («Имя улицы моей», «Улей» - http://www.imagechef.com), интерактивные пазлы «Собери целое из частей»- (http://puzzleit.org),
Наиболее популярна у всех участников творческого процесса стала виртуальная экскурсия по городу «Где находится памятник» - Карты Google)
Мы использовали такие приемы работы, как чередование практической и теоретической демонстрации учебного материала, что, несомненно, способствует достижению поставленных целей.
Так, познакомившись с историей возникновения города, дети выучили, записали песню и разместили с помощью взрослых видеоролик песни «Я в Тамбове родился»на видеохостинге YouTube (http://www.youtube.com)
Логичным итогом проектной деятельности стало создание коллективной творческой работы – коллаж «Мой город - Тамбов». Затем коллаж разместили в сети Интернет, используя сервис создания виртуальных интерактивных открытокPleycast, предоставляющий возможность соединять в единое произведение тексты, картинки и музыку и отправлять их по электронной почте и интернет-мессенджеры или хранить в галерее.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.
Особенность использования электронных ресурсов заключалась в том, что мы разработали для каждого вида занятий определенный электронный материал и встраивали его в систему образовательной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка.
Литература
1. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.
3. А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.
|