Автор:
Рыбалка Наталья Михайловна
Место работы:
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ № 4 г. Комсомольска – на – Амуре Хабаровского края
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации. Таким образом профессиональные сетевые сообщества становятся в сфере образования – эффективным инструментом современной педагогики.
Хочу поделиться опытом участия в проекте «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» http://www.openclass.ru, который создан Национальным фондом подготовки кадров
Впервые я открыла страничку сайта «Открытый класс» в 2009 г, где мне посчастливилось поучаствовать со своими учениками во всероссийском марафоне «Если с другом вышел в сеть», состоявшимся в рамках Недели безопасного Интернета. Заняли 5 призовое место из 80. С тех пор я и мои ученики являемся постоянными участниками всевозможных сетевых проектов на этом портале.
Только в этом учебном году я с большим интересом поучаствовала в наиболее понравившихся мне дистанционных мастер-классах таких как:
На этом же портале Опубликовала ЦОРы для подготовки к ЕГЭ.
Сетевое общение не дает учителю стоять на месте. Когда ты видишь, как творчески работают педагоги других школ, регионов, то не хочется отставать от них. И ты сам находишься в постоянном творческом поиске. Участвуя в мастер-классе "Создание электронного портфолио в Открытом классе", я систематизировала все свои достижения и создала свое электронное портфолио. В этом мне помог опыт других учителей, участвующих в этом же проекте. Сейчас только пополняю его.
Очередной мастер-классе «Создание виртуального кабинета» помог мне создать свой образовательный виртуальный кабинет «Инфознайка», где я публикую разработанные мною методические материалы, памятки, материалы для подготовки к ЕГЭ, полезные ссылки для детей и их родителей.
Коллективное сетевое взаимодействие становится залогом не только продуктивного обмена информацией, но и основой приобретения новых знаний, умений и опыта деятельности, на основе которых происходит дальнейшее раскрытие способностей и повышение квалификации учителя.
Так участвуя в мастер –классе «Организация внеурочной проектной деятельности на основе метапредметности c применением ЭОР и web 2.0» я познакомилась с неизвестными мне до этого времени сетевыми сервисами:
o http://www.playcast.ru/и научилась создавать playcast- звуковую открытку,
o https://www.mindmeister.com/научилась составлять ментальные или Интеллект-карты(http://eorhelp.ru/node/36719) (Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными )и
o http://www.symbaloo.com/(http://eorhelp.ru/node/35406) -Webmix Создавать оригинальные ссылки на полезные ресурсы.
Все полученные знания я передаю своим ученикам, с которыми мы участвуем в сетевых проектах. Они необходимы нам для ведения блогов, создания web-страничек, визитных карточек и выполнения других заданий. Постоянно учусь сама и учу своих учеников.
Поэтому хотелось бы отметить то, что включаясь в сетевое взаимодействие учитель имеет возможность не только получить новые знания, но и использовать их на практике и не останавливаясь на достигнутом опять продвигаться по пути повышения квалификации.
Мои ученики для участия в сетевых проектах тоже присоединяются к сетевым сообществам, которые организуют эти проекты.
Только в этом 2011-2012 учебном году они стали участниками нескольких сетевых межрегиональных проектов таких как:
o "Мороз и солнце; день чудесный!",
o «Уж небо осенью дышало…»,
o «Герои нашего времени»и других, где получили 1, 2, 3 места.
Участвовали в социально значимых акциях
«Брось сигарету – получи конфету».
Участие учеников в сетевых проектах это наиболее современная, поисково – исследовательская работа.
Очень серьёзно и творчески они подходят к её выполнению.
При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. И немаловажен тот факт, что все конкурсы на http://www.openclass.ru, пока бесплатные.
Хочу так же представить собственный опыт сетевого взаимодействия в «Сети творческих учителей» http://www.it-n.ru/.Портал уже зарекомендовал себя в педагогической среде. Я искала сетевые сообщества, которые могли бы мне помочь в реализации и представлении результатов экспериментальной деятельности. Такую методическую поддержку учителям оказывает методическая служба портала Сети творческих учителей в лице двух сообществ: НОУ – ХАУ и Творческая лаборатория педагога – экспериментатора. Именно эти два сообщества рассматривают вопросы внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс. На этих двух площадках идет глубокая научная, теоретическая и практическая подготовка учителей для реализации инновационных технологий.
На портале «Сеть творческих учителей» я с успехом прошла мастер-класс "Методика организации проектной деятельности».
Поучаствовала в Интернет - конференции "Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие», поделилась своим опытом работы в сети и познакомилась с опытом других творческих педагогов.
Участвовала в конкурсе «Состоявшиеся в профессии». Номинация: " Один день из жизни учителя". Опубликовала свой материал (стихотворение) и получила на него положительный отклик. Сама познакомилась и оценила работы других участников.
Я являюсь ежегодным участником Всероссийского интернет – педсовета http://pedsovet.org. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. В рамках Всероссийского педсовета ежегодно проводятся дистанционные конкурсы, интернет- конференции, форумы, семинары.
В рамках Всероссийского педсовета участвовала во всероссийских конкурсах:
o «Самый интерактивный учитель»,
o «1001 идея нестандартного занятия с детьми»,
o конкурсе докладов в номинации«Как оценить ученика» и других проектах.
Заключение
Считаю, что сетевое взаимодействие обеспечивает не только своевременную и качественную методическую поддержку учителя в реализации инновационных подходов к образованию вообще, но и способствует формированию и развитию исследовательской компетенции учителя как инструмента непрерывного повышения квалификации.
На: Рыбалка Н.М. Сетевые сообщества как эффективный инструмент с
С интересом прочитала статью. Спасибо за идеи и опыт, которым Вы делитесь с коллегами.