Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Борщ Е.А. Сетевые образовательные ресурсы как фактор повышения качества урока географии
|
|
|
|
Место работы:
учитель географии МБОУ СОШ № 73 г Ульяновска
Сетевые образовательные ресурсы как фактор повышения качества урока географии
«Любая деятельность есть процесс и результат»
Б. Пастернак
Лучшим учителем для человека является время. Все время, которое я проработала в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества. В настоящее время у меня более 240 учащихся. Всё, что их объединяет, - это микрорайон города, да календарный возраст. Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим предметом, чтобы в течение 40 минут они все работали? Главными задачами для меня стало: создать условия для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участниками образовательного процесса; расширить информационное пространство по обучению географии; обучить пользованию информационными ресурсами; обеспечить интегрированный подход в преподавании географии. Я определила для себя цели: повысить мотивацию учеников к учебному предмету и активизировать усвоение знаний по географии через использование компьютерных информационных технологий; проанализировать результаты анкетирования среди учащихся о месте географии среди других предметов; провести мониторинг качества образования учащихся по предмету за 5 лет и выявить, как влияют на повышение качества образования уроки с использованием ИКТ.
Проблема эффективного использования ИКТ в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин остается острой. Большинство учителей, сталкиваясь с ПК, после первых восторгов, достаточно быстро охладевают к технике и начинают рассуждать по принципу: «Зачем мне это надо?». Подобную позицию принято объяснять консерватизмом учительского мнения. На самом деле проблема кроется в области психологии. Учитель предметник достаточно быстро начинает понимать, что без помощи учителя информатики он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно, не позволяют моментально решить проблемы, которые могут неожиданно возникнуть. И если учитель хочет идти в ногу со временем, то он будет совершенствоваться, осваивая ИКТ.
Обучение географии традиционно сопровождается использованием различных технических средств, позволяющих знакомить школьников с разными уголками Земли, городами и странами, демонстрировать карты и схемы, раскрывать особенности геологии и климата планеты. Современные ресурсы, представленные в сети Интернет, помогают сделать обучение более наглядным и эффективным, обеспечить преподавание данной дисциплины достоверной информацией о текущем состоянии погоды, атмосферы, литосферы, об экономических параметрах государств и о других факторах, значимых для изучения физической и экономической географии, предоставляют возможности для организации виртуальных экскурсий. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа с ИКТ может быть организована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, её гидами. Благодаря Интернету можно организовать интернет – педсоветы, интернет- олимпиады, онлайн- тестирование, работу с электронными учебниками. Информационные компьютерные технологии я использую на всех типах уроков: изучения новых знаний и формирования новых умений; практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. А вы никогда не убеждались, что в новых технологиях дети понимают больше, чем вы? Что они себя чувствуют увереннее в виртуальном мире, чем в том физическом мире, который их окружает? Мы должны использовать это в целях образования подрастающего поколения.С учетом возможности компьютера на качественно новом уровне стал развиваться метод проектов. Проектная деятельность учащихся — современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Этот метод всегда предполагает решение некоторой проблемы с получением в итоге осязаемого, конкретного результата. Проектная деятельность учащегося направлена на разрешение проблемной ситуации, осознанной его мышлением. Возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Повышение мотивации у моих учеников к географии отражается не только в росте числа участников олимпиад и конференций, но и количеством призовых мест, а также уровнем участия (областной, всероссийский).Работы моих учеников размещены на многих порталах:«наУРОК.ру» http://nayrok.ru/index.phpnewsid=3708, «RusEdu» http://www.rusedu.ru/member1922.html, «Методисты» http://metodisty.ru/m/files/browse/album/raboty_moih_uchenikov/owner/Geografiniaи др. Мы сделали с учениками сайты и разместили их в интернете: сайт «Береги свою планету» http://planeta73.ucoz.ru/, «Собираемся в поход» http://pohod73. ucoz.ru/ , «Пётр-1»http://petr1-1672.ucoz.ru/.Мои сайты «Geografika» http://geografika. ucoz.ru/ и НОУ «Поиск» http://schoolnou.ucoz.ru/ позволяют мне делиться с коллегами своим опытом в области педагогической, научно-исследовательской, воспитательной, методической деятельности. На многих порталах я имею свои профили, где общаюсь с коллегами, принимаю участие в дистанционных форумах, конкурсах. На электронном периодическом издании«НУМИ.РУ»http://numi.ru/1000 в «Сети творческих учителей» hhttp://www.itn.ru/profil.aspxcat_no=692&d_no=45501 , на международном портале “Microsoft PartnersinLearning» http://www.pil-network.com/profile/details/7d1477d2-6a32-48b9-bec3-48338c037c1c , на«Методистах» http://metodisty.ru/Geografinia я являюсь руководителем группы «Школьное научное общество» http://metodisty.ru/m/groups/view/shkolnoe_nauchnoe_obchestvo.
Богатейшую копилку методических материалов, проектов, советов по созданию не только презентаций, но настоящих интерактивных пособий вы найдете на сайте «Сеть творческих учителей»http://www.it-n.ru/.Читать и скачивать материалы можно свободно, однако для того, чтобы задать свой вопрос, нужно зарегистрироваться. Виртуальная сеть творческих учителей объединяет по всему миру тех, кому небезразличен технический прогресс в сфере преподавания. Здесь предлагаются вниманию пользователей электронные и печатные пособия, методики проведения интерактивных уроков. Учитель, активно работающий в сети, - это современный учитель. Сетевое взаимодействие помогает быть в курсе инноваций. Так приятно найтиединомышленников в мировом пространстве, проверить свой уровень и настроить свой "компас": то ли ты делаешь, в нужном ли направлении идёшь.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда, имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.Очень часто мы забываем, что технологии – это просто инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями, но учителя, которые не используют технологии, будут заменены учителями, которые их используют.
При подготовке статьи использован интернет:
http://solonadezhda.blog.tut.by/2011/10/15/informatsionnaya-kompetentnost-uchitelya-kak-faktor-povyisheniya-kachestva-obrazovaniya/
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
|