Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Спряжение глагола

Submitted by Марина Дмитриевна Терехова on Tue, 03/07/2012 - 17:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Терехова Марина Дмитриевна учитель I категории
Место работы, должность: 
МКОУ "Москаленская СОШ" П. Москаленский, Марьяновский р- н,Омской области
Регион: 
Омская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов;  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

учебник «Русский язык» - 4 класс Л.М.Зеленина,  карточки с заданиями;

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку,

Краткое описание: 
Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Работа с пословицй. Нахождение глагола. а) Повторение знаний о глаголе. Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы. Выделим пошагово – что знаем и что умеем. б)Словарная работа. Повторение знаний о склонении существительных. в)Постановка проблемы. _Склоняется ли глагол ? III. Осознание и осмысление новой учебной информации. а/ Групповая работа. просклоняйте данные слова. глагол не склоняется, но изменяется по числам и лицам. IV. Первичное закрепление знаний . а/ Работа у доски и в тетрадях.Дети получают разноуравневое задание. б/ Работа над лексическим значением слова"Спряжение" V. Физкультминутка. VI. Закрепление. Распознавание лица и числа глагола а) Глагол и местоимение дружат. Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию. б) Спряжение глаголов. - Проспрягайте глаголы цветут, стоят из упр 52. в) Индивидуальная работа. ( Два человека в секрете спрягают слова Сп(а/о)сти б(е/и)жать). VII.Обобщение по теме и рефлексия. Тест 1.Глаголы з) склоняются с) спрягаются 2. Проспрягать глагол-это… о) изменить по лицам и числам и) изменить по падежам а) разобрать по составу 3.У глагола при спряжении изменяется в) окончание ф) основа 4. Лицо глагола определяется а) по местоимению о) по предлогу Ключ: сова VIII. Самооценка. Оценка учителя. Д/з Творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.

 

Тема: СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

 

Цель: Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов;  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД

 

Задачи:

 1. Продолжить развивать орфографическую зоркость (акцент на личные  окончания глаголов), мышление, память, внимание.

 2. Помочь «открыть» детям наличия  у глаголов  спряжений;

  1. Продолжить поддерживать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к родному языку, опирающееся на грамотную речь.

 

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

 

         Методы и приемы:  частично поисковый, исследовательский, репродуктивный;  

беседа, опрос, работа с учебником, практическая  работа.

 

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» - 4 класс Л.М.Зеленина,  карточки с заданиями;

 

Ход  урока:

 

  I. Организационный момент.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?  Если  с хорошим - большой пальчик вверх  или  с плохим - тогда пальчик . Давайте вместе постараемся,  чтобы наше  хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах…  Пожелаем друг другу успехов, удачи.

Положите ладошки на парту и двигайтесь навстречу друг другу, а при встрече  произнесите волшебные слова.    

                         (Психологический настрой на урок.)

Дети кладут ладошки на край парты, переставляя их, двигаются навстречу друг другу и желают взаимных успехов.  (Слайд 2)

 

II. Актуализация опорных знаний.

У: - Мы начинаем урок русского языка. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потом говори». Объясните  ее смысл. (Слайд 3)

Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.

1.Чистописание. Один из учеников проговаривает пословицу еще раз и объясняет орфограммы.

- Прочтите пословицу еще раз. В этой пословице есть необыкновенная  часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:     

                                            Что без меня предметы?

                                            Лишь названья.

                 А я приду – все в действие придет.

                                            Самолет летит.

                                            Реки текут.

                                            А дети   …     (Слайд 4)

- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?

 

2. - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе? (Упр. 48 устно)

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Выделим пошагово – что знаем и что умеем.  (Слайд 5)

 

  • Глагол - самостоятельная часть речи.
  • обозначает действие;
  • отвечает на вопросы: что делать? что   сделать?
  • в предложении чаще всего бывает  сказуемым;
  • не с глаголами пишется отдельно;
  • перед глаголами никогда не пишется предлог;
  • изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.
  • ?...

-Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе?  Сегодня на уроке мы будем знакомиться со спряжением глагола.  (Слайд 6)

3. А теперь новое задание, я  думаю, что вы справитесь с ним.

- Прочтите данные на доске  слова и напишите в тетради, разделив их на две группы.  Подумайте, по какому принципу можно это сделать?

Стена, писать,  дядя, петь, вагон, степь, кричать, солнце, рожь, идти, заговорить,  догнать.         (Слайд 7)                               

 -Проверяем, как это вы сделали?   (Слайд 8)

-В каких словах встретились ошибкоопасные места, объясните. 

- Что можете сказать о словах 1-ой группы?

- Ребята, по какому признаку я разделила существительные  на 3 группы?

-  Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают?   (Слайд 9)

стена               вагон                 степь

 дядя                солнце              рожь

- Сколько типов  склонения у имен существительных? Как их определить?

- Устно закончите предложение.

Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежам.)

         - Итак, имена существительные …

- А какие еще части речи, известные вам, склоняются?  (Склоняются имена прилагательные, местоимения)   (Слайд 10)

- Можно ли просклонять глагол?    (Слайд 11)

 

III. Осознание и осмысление  новой  учебной  информации.

 

а/       Групповая работа.           (Слайд11)

         -Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и просклонять данное  вам  слово, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свое слово. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.

         В группах просклонять слова:

1  группа:  вагон       стена

2 группа:  синий

         3  группа: я    мы

         4 группа:  петь

 Проверка работ. По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.

- Почему не получается просклонять глагол  петь? ( Глаголы не изменяются по падежам.)

- А как глаголы изменяются?     (Слайд 12)

( В наст. и буд. времени изменяются по лицам  и числам, а в  прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.)

 -Тогда, что можете сказать о формах глаголов:

Пел, пела, пели, пело?

(Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.)

- Задайте от каждого глагола вопрос кто? Что скажете о  формах глаголов:     Пою, поёшь, поёт, поют

( В наст. и буд. Времени глаголы изменяются по лицам и числам.)

IV. Первичное закрепление знаний

 

а/  Работа у доски и в тетрадях.  

- Измените  по лицам и числам глагол, запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения.   Глаголы: идти, сидеть.  ( Слайд13)

                    (Двое на доске дописывают и выделяют окончания глаголов, проставляют ударение.) Дети получают разноуравневое задание:

1й низкий уровень делает это на основе упр. 49 с. 75

2й высокий уровень – самостоятельно без учебника.

 - Вы справились с заданием?  Проверяем  (слайд 14 - 15)

Я         ид-у                             Я сиж-у                

                                      Ты      ид-ешь                         Ты сид-ишь

                                      Он      ид-ет                             Он сид-ит            

                             Мы     ид-ем                           Мы  сид-им

                             Вы      ид-ете                          Вы сид-ите

                             Они    ид-ут                           Они сид-ят                                       

 

-  Какую работу мы выполнили?  (Проспрягали глаголы)

 -Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

 

б/ Работа над лексическим значением слова.   (Слайд16)

 Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

 Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

 - А каково современное значение слова  «спряжение»?  (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.

 -Что вы будете делать, выполняя такое задание? (изменять глагол по лицам и числам.)

 

V.  Физкультминутка.           (Слайд 17)

А) Физминутка с движениями               (Слайд 18- 19)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

     Дунул ветер - полетели,

  Мы летели, мы летели

  И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

  И на землю тихо сели.

 

Б) Гимнастика для глаз

Гимнастика с птичками  под  музыку    (Слайд 20)

 

VI. Закрепление. Распознавание лица и числа глагола

 

-В любом ли времени можно глаголы спрягать? Упр. 50 с. 75 (наблюдение)

( Глаголы спрягаются в настоящем и  будущем времени)

Знакомство с правилом с. 76.

  • Итак, имена сущ. склоняются, а глаголы …

 

а) Глагол и местоимение дружат.

- Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.    (Слайд  21)

На карточке  запись: 

Цв…тут за мельницей кувш…нки,

                                    Ст…ят в в…де, как п…плавки.

                                    Мы п…плывём туда на спинк…,

                                    Спл…тём пр…хладные в…нки.

-Вставьте пропущенные орфограммы.

- Проверьте  себя по учебнику. (Самопроверка упр. 52)

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.

 -Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)

Вывод:лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

 

б)  Спряжение глаголов.

 

- Проспрягайте глаголы цветут, стоят  из упр 52.

-Выделите окончания. Сравните личные окончания глаголов.   (Работа в парах)

 

в) Индивидуальная работа. ( Два человека в секрете спрягают слова

                                       Сп(а/о)сти               б(е/и)жать).

-И так, что мы с вами сейчас делали? ( Спрягали глаголы)

-Что значит проспрягать глагол?

Услышим скоро мы звонок.

                                             Пора заканчивать урок.            (Слайд 22)

 

VII.Обобщение по теме и рефлексия

                           

Тест                          (Слайд 23)

 1.Глаголы

          з) склоняются            с) спрягаются

2. Проспрягать глагол-это…

         о) изменить по лицам и числам

         и) изменить по падежам

         а) разобрать по составу

3.У глагола при спряжении изменяется

         в) окончание              ф) основа

4. Лицо глагола определяется

         а) по местоимению      о) по предлогу

 

                          Ключ: сова

 

- Как вы считаете, почему на протяжении всего урока нас сопровождала сова? (Сова символ мудрости, знаний, а мы узнали много нового.)

- Чему научились на уроке?

 - Что вам особенно понравилось?

 

VIII. Самооценка.             (Слайд 24)

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», поднимите большой пальчик вверх. Если вы где-то не уверены, то опустите большой пальчик вниз.

Оценка учителя.

 

Творческое задание:составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.               (Слайд  25)

Спасибо за урок! Урок закончен!

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Спряжение глаголов.ppt 5.32 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн