Submitted by Марина Дмитриевна Терехова on Tue, 03/07/2012 - 17:05
Тема: СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
Цель: Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД
Задачи:
1. Продолжить развивать орфографическую зоркость (акцент на личные окончания глаголов), мышление, память, внимание.
2. Помочь «открыть» детям наличия у глаголов спряжений;
Продолжить поддерживать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к родному языку, опирающееся на грамотную речь.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Методы и приемы: частично поисковый, исследовательский, репродуктивный;
беседа, опрос, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» - 4 класс Л.М.Зеленина, карточки с заданиями;
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим - большой пальчик вверх или с плохим - тогда пальчик . Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах… Пожелаем друг другу успехов, удачи.
Положите ладошки на парту и двигайтесь навстречу друг другу, а при встрече произнесите волшебные слова.
(Психологический настрой на урок.)
Дети кладут ладошки на край парты, переставляя их, двигаются навстречу друг другу и желают взаимных успехов. (Слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
У: - Мы начинаем урок русского языка. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потомговори». Объясните ее смысл. (Слайд 3)
Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.
1.Чистописание. Один из учеников проговаривает пословицу еще раз и объясняет орфограммы.
- Прочтите пословицу еще раз. В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Про себя говорит:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Самолет летит.
Реки текут.
А дети … (Слайд 4)
- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?
2. - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе? (Упр. 48 устно)
Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.
Выделим пошагово – что знаем и что умеем. (Слайд 5)
Глагол - самостоятельная часть речи.
обозначает действие;
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
в предложении чаще всего бывает сказуемым;
не с глаголами пишется отдельно;
перед глаголами никогда не пишется предлог;
изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.
?...
-Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе? Сегодня на уроке мы будем знакомиться со спряжением глагола. (Слайд 6)
3. А теперь новое задание, я думаю, что вы справитесь с ним.
- Прочтите данные на доске слова и напишите в тетради, разделив их на две группы. Подумайте, по какому принципу можно это сделать?
-В каких словах встретились ошибкоопасные места, объясните.
- Что можете сказать о словах 1-ой группы?
- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы?
- Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают? (Слайд 9)
стена вагон степь
дядя солнце рожь
- Сколько типов склонения у имен существительных? Как их определить?
- Устно закончите предложение.
Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежам.)
- Итак, имена существительные …
- А какие еще части речи, известные вам, склоняются? (Склоняются имена прилагательные, местоимения) (Слайд 10)
- Можно ли просклонять глагол? (Слайд 11)
III. Осознание и осмысление новой учебной информации.
а/ Групповая работа. (Слайд11)
-Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и просклонять данное вам слово, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свое слово. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.
В группах просклонять слова:
1 группа: вагон стена
2 группа: синий
3 группа: я мы
4 группа: петь
Проверка работ. По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.
- Почему не получается просклонять глагол петь? ( Глаголы не изменяются по падежам.)
- А как глаголы изменяются? (Слайд 12)
( В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, а в прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.)
-Тогда, что можете сказать о формах глаголов:
Пел, пела, пели, пело?
(Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.)
- Задайте от каждого глагола вопрос кто? Что скажете о формах глаголов: Пою, поёшь, поёт, поют
( В наст. и буд. Времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
IV. Первичное закрепление знаний
а/ Работа у доски и в тетрадях.
- Измените по лицам и числам глагол, запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения. Глаголы: идти, сидеть. ( Слайд13)
(Двое на доске дописывают и выделяют окончания глаголов, проставляют ударение.) Дети получают разноуравневое задание:
1й низкий уровень делает это на основе упр. 49 с. 75
2й высокий уровень – самостоятельно без учебника.
- Вы справились с заданием? Проверяем (слайд 14 - 15)
Я ид-у Я сиж-у
Ты ид-ешь Ты сид-ишь
Он ид-ет Он сид-ит
Мы ид-ем Мы сид-им
Вы ид-ете Вы сид-ите
Они ид-ут Они сид-ят
- Какую работу мы выполнили? (Проспрягали глаголы)
-Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
б/ Работа над лексическим значением слова. (Слайд16)
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».
- А каково современное значение слова «спряжение»? (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)
- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.
-Что вы будете делать, выполняя такое задание? (изменять глагол по лицам и числам.)
V. Физкультминутка. (Слайд 17)
А) Физминутка с движениями (Слайд 18- 19)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Б) Гимнастика для глаз
Гимнастика с птичками под музыку (Слайд 20)
VI. Закрепление. Распознавание лица и числа глагола
-В любом ли времени можно глаголы спрягать? Упр. 50 с. 75 (наблюдение)
( Глаголы спрягаются в настоящем и будущем времени)
Знакомство с правилом с. 76.
Итак, имена сущ. склоняются, а глаголы …
а) Глагол и местоимение дружат.
- Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов. (Слайд 21)
На карточке запись:
Цв…тут за мельницей кувш…нки,
Ст…ят в в…де, как п…плавки.
Мы п…плывём туда на спинк…,
Спл…тём пр…хладные в…нки.
-Вставьте пропущенные орфограммы.
- Проверьте себя по учебнику. (Самопроверка упр. 52)
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Выписать глаголы, выделить окончание, определить лицо и число.
-Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)
Вывод:лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
б) Спряжение глаголов.
- Проспрягайте глаголы цветут, стоят из упр 52.
-Выделите окончания. Сравните личные окончания глаголов. (Работа в парах)
в) Индивидуальная работа. ( Два человека в секрете спрягают слова
Сп(а/о)сти б(е/и)жать).
-И так, что мы с вами сейчас делали? ( Спрягали глаголы)
-Что значит проспрягать глагол?
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок. (Слайд 22)
VII.Обобщение по теме и рефлексия
Тест (Слайд 23)
1.Глаголы
з) склоняются с) спрягаются
2. Проспрягать глагол-это…
о) изменить по лицам и числам
и) изменить по падежам
а) разобрать по составу
3.У глагола при спряжении изменяется
в) окончание ф) основа
4. Лицо глагола определяется
а) по местоимению о) по предлогу
Ключ: сова
- Как вы считаете, почему на протяжении всего урока нас сопровождала сова? (Сова символ мудрости, знаний, а мы узнали много нового.)
- Чему научились на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
VIII. Самооценка. (Слайд 24)
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», поднимите большой пальчик вверх. Если вы где-то не уверены, то опустите большой пальчик вниз.
Оценка учителя.
Творческое задание:составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени. (Слайд 25)