I.Организация класса. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете работать с цветной бумагой, ножницами и клеем. Проверьте свою готовность к уроку, чтобы потом не отвлекаться на поиски необходимого. Проверьте с правильной ли стороны у вас лежат материалы и инструменты.
II.Работа по теме урока.
Тема нашего урока «Гербы и геральдика». (Включаю музыку – гимн России)
Слайды.
Беседао государственной символике.
- Ребята, что мы только что прослушали?
-А какие еще государственные символы вы знаете?
Где мы можем увидеть герб России? (показать) На аттестате зрелости, на свидетельстве о рождении, на дипломе об окончании института, на паспорте, на почтовых марках, на государственных документах.
А что такое герб? Для чего он нужен? Молодцы, я принимаю ваши ответы.
Такие изображения человек использовал с незапамятных времен, они помещались на перстни, оружие, знамена. Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего. (Слайд)
В средние века частые войны заставили высоко ценить людей, выдающихся своей доблестью и храбростью, а эти люди, помещали на своей одежде и вооружении изображения в память своих деяний. Это было необходимо еще и потому, что закованные в железные доспехи, рыцари мало отличались один от другого.
Эти знаки отличия, хранились и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость составления правил пользования и употребления подобных знаков и запрещения ношения их людям, не имеющими на то право.
Составление правил возложили на известных своею доблестью и храбростью людей, называвшихся в Германии, «Heeralt», то есть ветеран. (слово на доске)
Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки,
Как вы думаете, как она будет называться? названной «Heeraldik» - геральдика. На рыцарских турнирах герольды - люди, изучающие гербы по символам определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
В России первые гербы появились во второй половине XVII века и возникали они в другом порядке, чем европейские: вначале городские, затем – личные, дворянские. (Слайд)
Царь Пётр I создал Герольмейстерскую контору, составлявшую дворянские и городские гербы по всем правилам европейской науки.
Так что же такое герб? А вот как это понятие объясняется в толковом словаре.
Гербом называется символическое изображение, составленное на основании определенных знаков и утвержденное верховной властью, отражающее степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Все в композиции герба имеет значение и несет информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, (Слайд) но в основном она вписывалась в прямоугольник. Как вы думаете почему? это повторяло форму щита древних рыцарей.
Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми.
Одна фигура обычно всегда помещается в центре щита - при этом она может быть иногда повышенной или пониженной (по отношению к геометрическому центру щита). (Слайд)
Геральдические фигуры делятсяна почетные (в прошлом они жаловались в знак особого отличия и занимают в щите главные положения, фактически деля щит на части) и простые ( обычные геометрические фигуры). Самая большая группа это негеральдические фигуры (животные, растения, предметы и т. д.)
Поверхность герба была, либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. (Слайд)
- Теперь рассмотрим что означают цвета в геральдике. (Рассказ по таблице) В классической геральдике существует всего 7 цветов,
Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование. Точных оттенков того или иного цвета в геральдике нет, поэтому оттенки могут варьироваться. Итак, значения цветов.
Значения цветов:
- Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
- Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.
- Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
- Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия.
- Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия.
- Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. В российской геральдике почти не используется.
- Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.
По требованиям Российской геральдики герб должен был отражать:
историю города;
географическое положение города;
экономику;
традиции.
А каков герб нашего города? Как в нем отражена история, географическое положение, традиции. (Слайд)
Итак, мы говорили, что герб это визитная карточка страны, государства, города. Скажите, какая республика есть в нашей школе? Почему она так названа? Сегодня вам предстоит разработать проект школьного герба, ведь в следующем году вы станете полноправными гражданами республики «Синяя птица».
Но сначала давайте немного отдохнем перед работой.
Физминутка.
IV. Постановка художественной задачи.
Скажите, что вам необходимо отразить в гербе школы, какие основные черты?
– Историю, традиции, географическое положение.
Какими средствами вы будете этого достигать? Использование геральдических фигур и цвет.
В какой технике мы будем работать? В технике транспарантного вырезания. Скажите в чем особенность этой техники? Вырезаем половину детали и располагаем другую половину в зеркальном отражении. Какой способ резания бумаги будем использовать? – Непрерывное вырезывание. Поворачиваем бумагу, а не ножницы.
Нам предстоит работать ножницами, расскажите о правилах безопасности при работе с этим инструментом.
При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.
Внимательно рассмотрите шаблоны детали геральдических фигур у вас на столах.
Работаем по следующему плану: (Слайд)
Обсуждаем предполагаемый проект герба;
Распределяем обязанности при выполнении работы;
Выполняем работу;
Защита работы.
сказать об экономном расположении шаблонов на бумаге.
V. Подведение итогов урока.
Выставка и защита работ учащихся.
Защита осуществляется по памятке с опорными словами. (Приложение1)
Что нового узнали?
Что заинтересовало?
О чём хотели бы узнать по теме "Геральдика"?
Дежурный в конце урока раздаст вам карточки, на которых написаны адреса сайтов и названия книг, изучив которые вы сможете больше узнать о науке Геральдика и о различных гербах. (раздаются карточки)