Автор:
Варданян Наира Андраниковна
Место работы:
Кандидат педагогических наук, доцент, учитель информатики в общеобразовательной средней школе № 1980 г. Москвы
Развитие дистанционного обучение в общеобразовательной школе
Анализ принципов развития ДО в различных уровнях образования показывает, что общеобразовательной школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться следующей принципы: интерактивности, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном образовании, диалогичности, обеспечения гибкости обучения.
Принцип интерактивности . Интерактивность- как понятие происходит от английского слова, которое означает взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга. Этот принцип отвечает за взаимодействия учащихся с преподавателем и между собой посредством использования новых информационных технологий. При реализации этого принципа возрастает интенсивность обучения учащихся не только между собой и преподавателем, но и с другими носителями информации. Ученик и общается и овладевает навыками поиска нужной информации в практически не ограниченной информационной среде.
Принцип стартовых знаний. Для успешной работы в интерактивной среде необходимо иметь соответствующие знания об информационных технологиях, особенностях их использования и т.п. Без реализации этого принципа говорить об успешности реализации технологии ДО в общеобразовательной школе трудно. Это в значительной степени касается детей, ограниченных по тем или иным причинам, в непосредственном активном общении со сверстниками, преподавателями. В данном случае имеется в виду в первую очередь дети- инвалиды.
Принципы адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном обучении. Принцип адаптивности отвечает и за индивидуализацию и за идентификацию учебного процесса.
При этом индивидуализацией понимается построение учебного процесса в соответствии с интересами и возможностями личности учащегося, а под идентификацией – возможность объективного контроля успешности обучения на расстоянии. В работе принцип адаптивности рассматривается в единстве с принципом передаваемости, так как именно при ДО необходимо не только отрабатывать учебной материал, но и подготавливать его с учётом возможности передачи в полном объёме.
Принцип диалогичности. В работах Р. Белла, В. Кашицина было установлено, что в условиях дистанционного обучения важнейшим механизмом интенсификации процесса обучения является ожидающий ответа вопрошающий шаг, за которым следует реализующий ожидания ответный шаг. Эта модель получила название вопрошающе – отвечающего акта, конбинирующего функциональное значение вопрошающего и ответного шагов. В реальном времени происходит общение преподавателя ученика на расстоянии. Этот процесс важен как с дидактической точки зрения - активизация учебного процесса, так и с организационной- фактически непосредственное общение с преподавателем детей, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение.
В работе подробно рассмотрены особенности организации диалога: учителя с обучающимся, а также различия между диалогом учителя с обучающимся и диалогом учителя с учениками в классе. Приведены примеры обучающего рассуждения и обучающего диалога. Представлены возможности организации учебного диалога в рамках ДО.
Принцип обеспечения гибкости обучения. Этот принцип отвечает за структурирование, организацию и развитие учебного материала, которые обеспечивают индивидуализацию обучения и мотивацию активности учащихся в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Принцип обеспечения гибкости является руководящим на всех этапах разработки учебного материала на базе современных информационных технологий. На этапе разработки компьютерных обучающих систем, при построении прикладных обучающих программ, а также при организации учебного процесса путём сочетания различных способов и средств обучения. Именно этот принцип определяет необходимость модульного построения программ ДО.
Мы считаем, что выделенная совокупность принципов является необходимый и достаточной для успешного развития ДО в общеобразовательной школе. Выделенные принципы включают в себя
концептуальные подходы к развитию ДО, разработанные высшей школы, но как соподчиненные, более подробные раскрывающие выделению совокупностью.
На базе выдвинутой совокупности принципов разрабатывались основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе. В работе рассмотрены четыре концепции ДО: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего подхода познавательного процесса со стороны преподавателя. При этом показано, что наиболее эффективно общеобразовательной школе в познавательном процессе со стороны преподавателя.
По нашему мнению, современных условиях можно выделить два ведущих направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реализация исследовательских проектов в интерактивной среде в рамках реализации этих направлений выделены требования к организации ДО : гибкость - выступает и как принцип развития ДО и как ведущее требование к построению учебно-воспитательного процесса; модульность; экономическая эффективность; изменение роли преподавателя; специализированный контроль качества образования; опора на современные средства передачи образовательной информации.
В ходе реализации первого направления выделены этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучение по предмету; планирование процесса обучение; подготовка и передача учебно – методического комплекса и дисциплины; компьютерное обучение; техническое обеспечение дистанционного обучения. При этом разработано и апробированного методика нелинейного структурирования процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося, которая успешно используется и при реализации исследовательских проектов.
В ходе реализации второго направления была разработана и апробирована модель исследовательской деятельности учащихся в условиях ДО. Модель базируется на выполнении разноуровневых исследовательских проектов, отвечающих следующим требованиям: структурированность, поэтапность, оценка промежуточных и итоговых результатов, а также знаниевого и компетентносного уравнений.
Реализации ДО в общеобразовательной школе предполагает не только трансформацию деятельностью педагогических кадров но и изменение подходов к управлению образовательной учреждением. В ходе решения задачи по определению требований к управлению школой в новых условиях была рассмотрена системная модель управления инновационными процессами при ДО.
Опыт показывает, что в условия ДО администрации объективно не в состоянии контролировать успешность хода учебного процесса методами , используемые в традиционной школе. В связи с этим, управление учреждением ДО должна быть реализована такая модель, при которой эффективность учебного процесса обеспечивается совместными усилиями администрации и всего преподавательского состава. Успешное функционирование системы ДО возможно только в режиме развития. А сам режим развития напрямую связан с постоянный разработкой новых учебных программ, модули, маршрутов обучения, что требует мотивации педагогических кадров на соответствующую инновационную деятельность.
В настоящее время при реализации ДО можно выделить несколько мотивов преподавателя к инновационной деятельности : фактор внешней мотивации , связанные с положительной оценкой педагогической деятельностью, в том числе и материальной; мотивы опирающиеся на положительную внешнюю оценку; мотивы профессионального самоутверждения и мотивы личностной самореализации. Первый и последний мотивы как показывает опыт нашей работы, наиболее присущи молодым специалистам, которым наиболее активно реализуют в практике своей работы идеи ДО.
В основе предложенной в работе модели управления инновационными процессами при дистанционном обучении лежат: системный подход, коллегиальность при принятии решений; широкая вариативность модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.
Модель включает в себя обязательную диагностику успеха профессиональной деятельности педагога, как одного из ведущих мотивов его деятельности. С позиций успешности обучения модель через реализацию принципа диалогичности обеспечивает мотивацию учащихся на непрерывное образование и самообразование. Требования принципа обеспечения гибкости обучения определяют модульный принцип при разработке содержания. Как важнейшие компоненты в модели используются консультационно-справочная, тренинговая и диагностическая подсистемы.
Как показал опыт работы при управлении развитием ДО в общеобразовательной школе следует отдавать предпочтение горизонтальным связям, а не вертикальным. Это связано как с упоминавшейся выше необходимостью коллегиального принятия решений при реализации инноваций, так и с расширением возможностей контактов учащихся, преподавателей, других заинтересованных пользователей школьной интерактивной средой, включая родителей, работников управления образованием и др. На основе анализа использования различных типов программного обеспечения для ДО показано, что в общеобразовательной школе с наибольшим успехом могут применяться системы управления обучением и контингентом.
Важнейшим компонентом модели развития ДО является диагностическая подсистема. Рассмотренные в исследовании направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реализация исследовательских проектов в интерактивной среде, предполагают необходимость оценки эффективности их реализации.
При построении диагностического компонента мы исходили из результатов последних исследования Абакумовой Н.Н. и Холодной М.А. об основных направлениях оценки творческого развития учащихся, их организации в особых формах: экспериментировании, дискуссиях, самостоятельных исследованиях. Оценку результатов экспериментирования наиболее успешно можно проводить в диалоговых средах, организуя интерактивную дискуссию, которая может проходить в реальном режиме времени или ассиметрично. Аналогично диагностируются и результаты самостоятельных исследований при выполнении тех или иных проектов.
В качестве критериев оценки успешности обучения выступают уровень сформированности понятийного аппарата (знаниевый компонент) умение применять полученные знания (уровень компетентности).
Индикаторами выделенных критериев выступают в первом случае: умение сформулировать понятие; выделить его отличительные
Признаки определить роль понятия в качестве изучаемой программы. Во втором случае (оценка уровня компетентности) в качестве индикаторов выступают: умение использовать понятие в стандартной и нестандартной ситуациях; представить возможные расширительные толкования понятия.
Экспертиза уровня достижения критерия осуществляется через: анкетирование с использованием тестовых заданий (прежде всего со стороны учителя), самооценку (со стороны самого учащегося) и оценку участников интерактивных конференций (со стороны коллег по прохождению конкретной программы или реализации исследовательского проекта).
Не менее важным представляется широкое вовлечение в учебную и исследовательскую деятельность детей-инвалидов.
Общие выводы:
1. На основе анализа основных подходов к использованию ДО в различных уровнях образования: теорий автономии и независимости, индустриализации, взаимодействия и коммуникации, теоретического проектирования и осмысления учебной деятельности сделан вывод о том, что все они ориентированы на профессиональное образование. При этом показано, что наиболее эффективно в общеобразовательной школе может быть использована теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.
2. Показано, что при дистанционном обучении в общеобразовательной школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться следующие принципы: интерактивности, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передаваемое материала в дистанционном образовании, диалогичности, обеспечения гибкости обучения.
3. Выделены ведущие направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реализация исследовательских проектов в интерактивной среде, а также механизмы их реализации (этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучении по предмету и модель исследовательской деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения).
4. Разработана и апробирована модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении. В основе предложенной в работе модели управления инновационными процессами при дистанционном обучении лежат: системный подход, коллегиальность при принятии решений; широкая вариативность модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.
5. Разработать: критерии и индикаторы успешности дистанционного обучения. В качестве критериев оценки успешности обучения выступают уровень сформированности понятийного аппарата (знаниевый компонент) умение применять полученные знания (уровень компетентности). Индикаторы выделенных критериев: умение сформулировать понятие; выделить его отличительные признаки; определить роль понятия в контексте изучаемой программы или реализуемого проекта; умения использовать понятие в стандартной и нестандартной ситуациях и представить возможные расширительные толкования понятия.
Литература
- «Организация информационного пространства образовательного учреждения. Практическое руководство» Б.П. Сайков. БИНОМ Лаборатория знаний. Г. Москва. 2005г.
- «Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя» О.Б. Ставрова. Интелект-центр. Г. Москва .2007г.
|