Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ижгузина В.Е. Эффективная методика выработки грамотности

Автор: 
Ижгузина Вера Егоровна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чернушки, Пермского края

Эффективная методика выработки грамотности

 

На преподавание русского языка ложится гораздо большая ответственность, чем на другие предметы. И не только потому, что учащимся приходится обязательно сдавать ЕГЭ, но и потому, что в нём «одухотворяется весь народ и вся его родина. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни». Сохранить этот бесценный клад культуры и нравственных ценностей нации в эпоху многочисленных реформ не только в образовании, но и во всех сферах общественной жизни – ответственная и важная задача учителя русского языка. Она требует от него постоянного самоусовершенствования и поисков новых приемов и методов в своей деятельности.

 

Так и я, перепробовав учебники Т. Ладыженской, В. Разумовской, я остановила свой выбор на учебнике профессора В.В.Бабайцевой по той простой причине, что он даёт возможность наиболее эффективно решить первостепенную задачу на сегодняшний день – повышение грамотности.

 

Традиционное заучивание правил и применение их на письме давало весьма невысокий результат. Почему? Да потому, что школьный курс орфографии содержит полный перечень орфограмм, подлежащих их усвоению, и конечной целью ставит задачу выработать прочные орфографические навыки. Для выполнения этой задачи учебники предлагают необходимый минимум упражнений и правил, однако успешность обучения зависит от того, как этими условиями воспользоваться.

 

Известно, что правило само по себе ещё не приводит к правильному письму, оно лишь помогает определить тот объём знаний и умений, овладение которыми с помощью упражнений обеспечивает успешное формирование необходимых навыков. Так можно считать, что ученик владеет правилом написания безударных гласных, проверяемых ударением, если он в процессе письма замечает корни с данной орфограммой, умеет выяснить причину появления орфограммы и умеет использовать приём подбора проверочных родственных слов. Вот совокупность этих операций и есть орфографическая зоркость, выработать которую и должен учитель русского языка, чтобы достичь у учащихся грамотности.
Выработку орфографической зоркости нужно начинать с выработки умения видеть и читать орфограмму. Достижение этой цели будет успешным, если работу над орфограммой начать не с орфографического правила, а с выявления причины её возникновения и её распознания:

  1. где находится орфограмма;
  2. причины появления орфограммы;
  3. условия, от которых зависит выбор буквы.

 Так написав слово бежал, ученик говорит, что в корне беж безударная гласная Е обозначает звук [И]. Чтобы не ошибиться в написании этой буквы, нужно её проверить так, чтобы эта буква оказалась под ударением бег. Появляется графическая запись: бежал (бег). Вот это-то умение различать орфограмму и объяснять её и есть чтение орфограммы, которая является самым важным в цепи трёх единств чтения.

 

Вторая, очень интенсивная методика, на мой взгляд, методика орфографического чтения, которую я всегда применяю перед написанием диктантов с подготовкой. Мы знаем лишь одну звуковую форму слова – орфоэпическую. Но русское литературное произношение, возникшее на основе московского наречия, далеко расходится с написанием. Такая речь доставляет немало хлопот, мы её вынуждены распутывать с помощью правил. Для многих это непосильно. Поэтому я считаю нужно научить ребят читать так, как написано.

 

Почему бы не прочитать слово помог не как [памок], а именно [помог]. Такое чтение и называется орфографическим, и главное при нем – четкое произношение, запоминание состава звуков. Первые шаги орфографического чтения можно наблюдать в начальной школе, когда детей обучают чтению, а затем мы незаслуженно его забываем. А практика показала, что учащиеся, владеющие орфографическим чтением, намного лучше читают и намного грамотнее.

 

При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится четко и не расчленяется на слоги, иначе оно не остаётся в памяти.

 

При выполнении упражнения с заданием «Подготовиться к диктанту» сначала текст читается орфоэпически, т.е. как принято нормами литературного произношения, затем читаем орфограммы, изученные уже на данный момент, а затем следует орфографическое чтение.

 

И как же я была удивлена, когда такая практика дала ощутимые результаты: успеваемость вот уже на протяжении 15 лет в моих классах 100 %, а качество колеблется от 50-70 % в разных классах, бывает, достигает и 80-90 %,  как нынче в 11 классе. И экзамены ребята сдают хорошо, так на протяжении уже 5 лет ЕГЭ сдают 100 % учащихся, средний балл растёт из года в год, в этом году он равнялся 65. Именно эта методика позволила мне добиться ощутимых результатов в повышении грамотности учащихся в выработке орфографической зоркости.


»  Тэги к этому документу:

На: Ижгузина В.Е. Эффективная методика выработки грамотности


Я работаю учителем русского языка недавно. С огромным интересом прочитала Вашу статью. Ваша методика обучения грамотности меня очень заинтересовала. Завтра же апробирую её на своих учениках! Огромное Вам спасибо! С уважением, Хасанова Татьяна.



Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн