|
ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
|
|
|
|
|
Submitted by Елена Александровна Алисова on чт, 26/04/2012 - 20:47 |
В современных условиях, когда к образовательному процессу предъявляются особые требования не только ксодержанию, но и к использованию современных методов обучения, особое место занимают интерактивные технологии с использованием ЭОР.
Какое место на уроке и (или во внеурочной деятельности ) занимают ЭОР?
Как целесообразно распределять время на уроке с использованием ЭОР?
Какие проблемы могут возникнуть у педагога при подготовке и проведении урока и применением ЭОР?
Какие ресурсы можно порекомендовать педагогам в качестве методической копилки ЭОР?
Выскажете свое мнение, поделитесь своим опытом, задайте интересующие Вас вопросы на этом блоге.
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте, коллеги! Я завершаю обучение на курсах по использованию ЭОР на уроках биологии. В гимназии, где я работаю, есть большие возможности для применения ЭОР. В каждом классе есть выход в интернет, поэтому подготовив необходимые ресурсы из ФЦИОР я могу сделать свой урок интереснее и продуктивнее. Я и раньше использовала фильмы, презентации на уроках, но ЭОР позволяет не только делиться с учениками интересной информацией, но и проводить практические работы и тестирование.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
При использовании ЭОР важно не только определить время и место ресурса на уроке, но и эффективно его использовать в соотвествии с теми задачами, которые ставит учитель.
Так, задание «Найди родственников» в 6-м классе на прмере ЭОР "Простые и сложные листья ", выполненное в программе Adobe Flash CS3 Professional, можно использовать в зависимости от степени оснащенности кабинета, особенностей класса по разному:
Задание выполняется индивидуально или в парах, если урок проходит в компьютерном классе. Учащимся предлагается алгоритм работы:
Задание1:
Название листьев
Простые листья
Сложные листья
1
2
3
4
5
6
7
8.
Вывод:
Таблица 1
Задание может быть использовано при изучении нового материала на уроке с опорой на частично – поисковые методы обучения.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
В качестве источников ЭОР кроме уже перечисленных http://eorhelp.ru/synopsis и http://fcior.edu.ru/ можно порекомендовать разработки конкурсных уроков с использованиенм мультимедиа на сайте "Мой университет" , "Открытый клас".
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте Елена Александровна! Хочу поблагодарить вас за полезную информацию Я сейчас готовлю материал о животных, занесенных в Красную книгу и на сайте "Открытый клас" нашла ресурсы которые разнообразят мой урок. Большое спасибо за полезную информацию.
С уважением Мамцева И.М., учитель биологии МБОУ "Гимназия 3"
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте, Ирина Милославна!
Очень, рада, что сылка на источники Вам пригодилась.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Огромную помощь оказывают ЭОРы в изучении, повторении и закреплении учебного материала. Красочные иллюстрации разнообразят учебный процесс, привлекая к себе внимание учеников, анимации и интерактивные рисунки помогают разобраться в сложных биологических понятиях. Тесты дают возможность проверить объём усвоенного материала на основе объективной автоматизированной оценки. Современные ресурсы пришли на смену бумажным иллюстрациям, схемам, большую роль в привлечении внимания к объектам изучения играют интерактивные рисунки, задания, анимации.
Петриченкова Анна Александровна учитель биологии и химии МБОУ г.Астрахани "СОШ №74"
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
В современный условиях, когда финансирование школ на учебные пособия ограничено. Не для кого не секрет, что старые учебные пособия (плакаты, влажные препараты) сохранившиеся в школе имеют не достаточно презентабельный вид в современной школе. ЭОР оказывают большую помощь учителям для повышения мотивации к изучению предмета биологии. Современному учителю нужно идти в ногу со временем и использование ЭОР на уроках дает нам такую возможность. ЭОР в течении урока можно пременять как на этапе изучения нового материала, закреплания и подготовки и выполнения практической работы. Мне больше понравилици ресурсы расположенные на сайте ФЦИОР.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте, коллеги! Также, как и Вы, прохожу сейчас курсовую подготовку по использованию ЭОР в преподавании биологии. Использовала их в своей работе и ранее. При использовании разных образовательных ресурсов проблемы одинаковые: нехватка времени урока - стараюсь выбирать наиболее интересные ресурсы по теме (а их немало); недостаточное количество натуральных объектов подталкивает к использованию виртуальных лабораторий - в кабинете отсутствует подключение к Интернет; объективное применение тестовых заданий требует компьютеризации кабинета биологии и подключение к локальной сети. Стараюсь решить некоторые из проблем: использовать модем, тестирование проводить в компьютеризированном кабинете информатики, а в разных классах одной параллели использовать разные ресурсы. Проблему времени решить сложнее!
Предлагаю ссылку сайта по препарированию лягушки: http://frog.edschool.virginia.edu/Frog2/
И другие: http://www.shishlena.ru/moi-razrabotki-k-urokam-biologii/uroki-biologii-i-ikt
http://biology76.narod.ru/p6aa1.html
http://www.dvduroki.ru/view_podkat.php?idpod=2&page=4
http://kozlenkoa.narod.ru/
Думаю, что в предложенных вариантах Вы сможете почерпнуть немало нужной информации.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Спасибо, Наталья Сергеевна, за подобранные ссылки. Они будут полезны и востребованы для педагогов
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте Наталья Сергеевна! Я совершенно согласна с вами, по вопросу нехватки времени при подготовке урока. Как хочеться рассказать детям как можно больше и интереснее и нужно пересмотреть большой объем материала. Я так-же, как и вы стараюсь в каждом классе параллели использовать разные ресурсы. Мне понравилось ваша находка - использовать компьютерный класс для тестирования. Спасибо за интересные ссылкуи предложенные вами.
С уважением Мамцева И.М., учитель биологии МБОУ "Гимназия №3"
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте, Ирина Милославовна! Очень рада, что мои находки и идеи оказались полезными для Вас!
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Уважаемая Наталья Сергеевна! Я тоже хочу поделиться с вами полезной информацией, которую вы сможите использовать на уроках по темам "Цепи питания" Это интерактивная анимация для закрепления знаний http://fcior.edu.ru/card/13665/pishevaya-cep-vodoema.html; интерактивное заданиеhttp://fcior.edu.ru/card/2331/pishevye-cepi-i-ekologicheskie-piramidy.html;
Сейчас я занимаюсь поиском информации о животных Красной Книги. Может быть Вам встречался интересный материал?
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я сейчас обучаюсь на дистанционных курсах по использованию ЭОР на уроках биологии. По окончании курсов хочу привести все в систему. До этого момента я использовала на каждом уроке биологии и химии большую коллекцию дисков. У меня в кабинете биологии имеется необходимая техника для использования и демонстрации. Выход в интернет позволяет использовать электронные ресурсы в онлайн-режиме (последнее время скорость оставляет желать лучшего). Использование интернет ресурсов намного удобнее, так как приобретение дисков стоит денег.
Но самое главное нам учителям необходимо соблюдать временные рамки использования ЭОР.
Я так думаю, что проблемы при использовании возникают при недостаточной материальной базе кабинета, а все остальное учитель может преодолеть при желании. У меня еще проблема - в недостатке времени, так как я еще и директор школы. И при появлении свободной минутки учусь и постигаю основы использования электронных ресурсов.
Использую в своей работе разнообразные ресурсы, вот некоторые из них:
http://www.alleng.ru/
http://www.virtulab.net/
http://biology1.ucoz.ru/dir/9
http://phet.colorado.edu/
http://molbiol.ru/
http://demonstrations.wolfram.com/
Отличные сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА
http://www.saharina.ru/,
http://uchimcauchitca.blogspot.com/ ,
http://www.uledu.ru/ege
http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/
Поделитесь пожалуста интернет ресурсами по химии.
Дорогу осилит идущий.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Спасибо, Светлана Ивановна! Ваша подборка интернет -ресурсов будет полезной для педагогов. Осмелюсь предложить Вам заглянуть на сайт "Мой университет" - там размещены конкурсные материалы педагогов = и по химии есть шикарные интерактивные презентациис полностью разработанным уроком.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Очень отрадно сознавать, что тема, затронутая на страничках блога, вызвала такой интерес. Проблема, действительно, существует. С одной стороны использование новых методов преподавания, использвание ЭОР - требование времени, а сдругой -стороны - живое общение сприродой и нормы СанПина. Как выбрать золотую середину? Давайте попробуем отметить "+" и "-" уроков с использованием ЭОР, а также требования к их проведению, и занести информацию в сводную таблицу. Думаю, такой материал пригодится многим.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Спасибо, Светлана Ивановна, за предоставленную подборку ресурсов. Думаю, что закладочки на них сделают многие педагоги.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
На своих уроках я использую ресурсы ФЦОР и ЕКЦОР на разных этапах уроках: тестовые задания как для контроля знаний, так и для закрепления изученного материала, анимации при объяснении тем.
Отсутствие электронного образовательного комплекса к учебнику 11 класса И.Н.Пономарёвой и др. компенсирует использование ЕКЦОР к этому учебнику.
Трудность в использовании данных ресурсов - нестабильный интернет.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Конечно, хорошо иметь электронные дневники, где есть все домашние задания, всегда можно посмотреть виртуальную лабораторную работу. Но вот именно- посмотреть, а дети народ любопытный, им важнее потрогать, разобрать... ведь не зря говорят, что все познается в деятельности! При отборе ЭОР, наверон, целесообразно отбирать те ресурсы, которые помогают глубже понять процесс (в биологии, например -это модели процессов на уровне микромира, съемка процессов прорастания семени, роста растения).
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Используя ЭОР на уроках, на стоит забывать о нормах СанПина: не более 20 мин в 5-8 классах и 25 минут в 9-11. А если на всех уроках "продвинутые" учителя? И домашнее задание в электроном виде? Спору нет, ЭОРы способствуют интенсификации учебного процесса, но их использование должно быть строго обосновано, если без них можно обойтись, значит, лучше обойтись. Слово учителя и книга - где еще дети с этим пересекутся?
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
В нашей школе тоже пользуются услугами сайта "Дневник.ру". Очень удобный сайт: можно загружать файлы, давать домашние задания ребятам, вести журнал.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
ЭОР на уроках биологии являются важной частью, главное не подменять урок на ЭОР, а грамотно распределитьЭОР на все этапы урока. Мне лично нравится ресурс ФЦИОР, огромное количество ЭОР по биологии! Проблемы могут быть связаны с отсутствием необходимой техники.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Присоединяюсь, Наталья Евгеньевна!
Но имея даже минимальный набор техники и ПО в школе (компьютер, проектор, базовое ПО), творческий учитель найдет и (находит) варианты разнообразить методы и приемы использования ЭОР. к сожалению, большей частью за счет личных ресурсов (техника, модем, домашний компьтер)
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Да уж, техника - это та еще проблема! И вообще, не все ресурсы одинаково хороши, бывает просто изображение (иллюстрация), его хорошо вставлять в тест или презентацию, но демонстрировать на экране (доске)? - лучше просто посмотреть в учебнике.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Согласен с Вами,, Наталья Евгентьевна. Иногда ресурсы не совершенны. Перед демонстрацией нужно обязательно просмотреть ресурс, вставить его в нужное место, чтобы это было полезно.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Просто изображения мы использовали на начальных этапах развития ЭОР, сейчас мне нравятся тесты - конструкторы, лабораторные работы , да лекционный материал достаточно увлекателен.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Добрый вечер! Учитель должен идти в ногу с техническим прогрессом. В настоящее время применять на уроке ЭОР необходимо. Удобно использовать тестирование при повторении материала, но не всегда попадаешь в кабинет информатики. Поэтому я сажаю ученика за учительский компьютер. Желающих очень много. Для лабораторных работ использую ресурсы Единой коллекции.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Электронные лабораторные работы очень интересны, жаль только, что сейчас легче провести лабораторную работу на компьютере, чем реально дать детям поработать с натуральными объектами. Сейчас легче интернетизировать кабинет биологии и учебный процесс вообще, чем получить лабораторное оборудование, а особенно, место для его хранения.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Да,я тоже согласна с вами.очень удобно проводить лабораторные работы,практические занятия по биологии,химии. Особенно хорошо тем учителям,у которых нет необходимого оборудования,реактивов, 1 микроскоп на весь класс, как в нашей школе. Учеников очень трудно чем-нибудь заинтересовать,они приходят на урок не выучив материал.А применение ЭОР позволяет сделать урок интереснее.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
А я считаю, что ни какой компьютер и интерактив не заменит живую природу. Вам не кажется, что таким образом удаляемся сами от природы и наши ученики будут знать живые организмы только по картинкам? Ответьте пожалуйста кто согласен со мной и кто не согласен.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
ЭОР все -таки чаще всего на уроке играют функцию демонстрационого материала или контроля. Но таков уж наш предмет, что, действительно без живого общения с природой не обойтись. Если есть возможность провести исследование природного объекта или использовать муляжи, гербарные материалы, считаю, что целесообразно остановиться именно на них, а не использовать ЭОР. Другое дело, как уже было ранее отмечено, что не всегда есть возможност работать с таким материалом и тогда, использование ЭОР становиться одним из вариантов познакомить учащихся с предметом изучения.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Елена Владимировна, добрый день! Я с Вами полностью согласна! Участвую с детьми в некоторых предметных конкурсах. Жаль, но приходится детям биологические объекты в презентации (или иллюстрации), взятой с ЭОР. Мы перестали использовать живые объекты, коллекции, гербарий! Хотя составлять конспекты уроков, используя различные ЦОР, занимательно. Конспект содержательный, презентабельный. Урок более насыщен, цели достигаются "живее".
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Время диктует: необходимо использовать ЭОРы в учебном процессе! Необязательно тратить время, создавая собственные ресурсы, можно воспользоваться уже готовыми, например, на портале ФЦИОР или в Единой коллекции ЦОР.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Занимаюсь на курсах по использованию ЭОР на уроках биологии. Я раньше не использовал ЭОР на своих уроках, но теперь понял как это отлично и очень помогает в работе учителя. Мне нравится ресурс ФЦИОР, очень большое количество интересных ЭОР по биологии. Еще очень много полезных разработок на сайте "Единая коллекция ЦОР". Но могут возникнуть проблемы из за отсутсвия нужного программного обеспечения. У меня есть еще большая проблема - в кабинете биологии нет компьютера. Приходится проводить уроки с использованием ЭОР в других кабинетах, в которых не всегда есть нужные программы.
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Да, Наталья Евгеньевна!
Согласна с Вами: новое время -новые подходы к обучению, новые методы. Сегодня уже без использования ЦОР или ЭОР трудно представить своременный урок. Однако важно не только иметь доступ кЭОР, но и эффективно его использовать, чтобы достигнуть тех целей, которые ставит перед собой учитель.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: ЭОР в преподавании биологии: проблемы и перспективы.
Уважаемая коллега!
Недавно я также прошла курсы ЭОР. Узнала много нового,особенно меня заинтересовало коллекиция ЦОР и ЕОР. В данных каталогах много интересной информации, теоретической, практической части очень удобные тестовые материалы. Начала использовать эти материалы в своей работе.