Submitted by Галина Петровна Сеньшинова on вс, 22/04/2012 - 21:49
Тема урока: «Решение задач с помощью пропорций.»
Цель:
· Научить решать задачи, используя промо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимости
· развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи, выводы, работать в нестандартной ситуации
· формирование познавательного интереса к математике, ответственности, умений работать в коллективе, воспитание культуры общения
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) развивать умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом; закрепить овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач, предполагающее умение: выполнять устные и письменные вычисления; проводить практические расчеты;
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; развитие познавательного интереса;
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) развивать навыки самостоятельной работы и коммуникативные способности учащихся, повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету.
Тип урока: урок
Вид урока: Комбинированный
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Базовый учебник: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
Математика 6 класс, Москва, Мнемозина, 2008 г
План урока.
1.Организационный момент, постановка целей урока-1 мин.
Объяснение алгоритма решения задач, примеры оформления
Записывают решение в тетради
5
5
Первичное закрепление знаний
презентация
Решение задач на применение прямой и обратной пропорциональной зависимости
Анализируют условие, определяю вид зависимости
15
презентация
Решение задач на проценты
10
6
Подведение итогов
3
7
Рефлексия
2
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие класса, постановка целей урока.
II. Актуализация знаний:
1) Диктант с последующей взаимопроверкой
2) Создание проблемной ситуации: очень часто в магазинах мы видим, что стоимость товара снижается или повышается. Как вы думаете, что произойдет с товаром, если сначала его цена повысится на 10%, а через некоторое время понизится также на 10%?
Мнения разделились, чтобы задачи решались проще, сегодня мы познакомимся еще с одним способом решения задач, это решение задач с помощью пропорций.
А теперь давайте вспомним основные понятия, которые касаются пропорции.
-Что такое пропорция?
-В чем состоит основное свойство пропорции?
-Какие виды пропорциональной зависимости существуют?
-Метод решения пропорции зависит от того, какая это пропорциональность: прямая пропорциональность или обратная пропорциональность?
-Каким образом?
-Это верное равенство двух отношений
-Произведение средних членов пропорции равно произведению крайних членов пропорции
-Прямая пропорциональность и обратная пропорциональность
-Зависит
-Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны; если величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной величины равно обратномуотношению соответствующих значений другой величины
3) На интерактивной доске таблица: определите, какие зависимости данных величин:
(работает 1 ученик), остальные в тетради, затем проверка .
Задача
Прямопропор
Обратнопропор
Нет зависи
мости
1.Винни-Пух за 2 часа съедает 8 баночек варенья, сколькоон съест за 3,5 часа ?
+
2.36 монтажников могут смонтировать и пустить в эксплуатацию оборудование телефонного узла за 120 дней. Сколько монтажников потребуется, чтобы выполнить эту работу за 90 дней ?
+
3.Чтобы сварить варенье на 6 стаканов смородины нужно 4 стакана сахара. Сколько сахара нужно на 12 стаканов смородины?
+
4. Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
+
4) Пословицы (резерв).
Пословицы, отражающие прямую зависимость:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Как аукнется, так и откликнется.
Много снега, много хлеба.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Выучишь правило, выполнишь верно задание.
Кто много читает, тот много знает.
Пословицы, отражающие обратную зависимость:
Тише едешь, дальше будешь.
Мир строит, а война разрушает.
Меньше народа, больше кислорода.
Лето собирает, зима съедает.
Было густо, стало пусто.
Мал грех, да большую вину несёт.
С большого грома – малый дождь.
Меньше слов – больше дела.
III. Объяснение нового материала: используя ЦОР п.36.1, показываю алгоритм решения задач на прямую пропорциональную зависимость и обратную пропорциональность.
IV. Закрепление материала.
Решите задачи:
1Винни-Пух за два .часа съедает 8 баночек варенья.Сколько он съест за 3,5 час?
а) 9; б ) 14; в)16 г) 5.
2.
2.36 монтажников могут смонтировать и пустить в эксплуатацию оборудование телефонного узла за 120 дней. Сколько монтажников потребуется, чтобы выполнить эту работу за 90 дней ?
а)15; б)60; в)48; г)105.
3.Чтобы сварить варенье на 6 стаканов смородины нужно 4 стакана сахара. Сколько сахара нужно на 12 стаканов смородины?
а) 8; б )13,5; в)18; г)8.
4. Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз
а)40; б)10; в)50; г)20
V. Решение задач с помощью пропорций на проценты. (презентация)
VI. Подведение итогов урока.
VIII. Рефлексия.
А теперь я бы хотела, чтобы вы продолжили фразу:
· Сегодня на уроке…
· Теперь я знаю…
· Мне на уроке…
И последнее, о чем я хочу вас сегодня попросить: возьмите, пожалуйста, на своих столах магнитики и прикрепите их на доске к изображению смайлика, которое соответствует вашему настроению.