Submitted by Ольга Ивановна Клевцова on Tue, 10/04/2012 - 09:21
Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»
(2 часа)
Целевая аудитория:6класс по программе Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»
Цели урока:
обучающая:
сформулировать определения понятия «обмен веществ»;
изучить сущность обмена веществ и энергии;
раскрыть особенности обмена веществ и энергии у растений и животных;
развивающая:
продолжить развитие коммуникативных умений при ведении диалога, устной монологической речи учащихся;
способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательная:
воспитывать толерантность учащихся;
воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами;
воспитывать эстетическое мировосприятие, бережное отношение к окружающей природе.
Методы обучения:проблемный, эвристический
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология : 6 класс»
ХОД 1-го УРОКА
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы (слайд 1) и цели урока (слайд 2).
II. Проверка домашнего задания: повторить изученные процессы, протекающие в живых организмах и по теме «выделение».
1. Проверочная работа по вариантам (слайд 3).
2. Взаимопроверка, выполненной работы по ответам на экране ( слайд 4, 5).
III. Изучение нового материала.
1. Вводная актуализирующая беседа об обмене веществ как основном свойстве живых организмов.
2. Обсуждение сущности обмена веществ на примере обмена веществ у растений
(слайд 6, дальше щелчок мышью обозначается – (*).
- Если растение поглощает кислород(*), то какое вещество выделяет? (Углекислый газ)(*)
- Как называется этот процесс? (Дыхание)(*)
- А может растение поглощать углекислый газ?(Да)(*)
- Задайте следующий вопрос сами. (Что выделяется, если растение поглощает углекислый газ? Как Называется этот процесс?)
- Кто ответит на эти вопросы? Продолжайте диалог. (Кислород выделится)(*)(Этот процесс называется Фотосинтез)(*).
- Какое условие необходимо для фотосинтеза? (Свет солнца)(*)
- Так растение получает энергию и запасает ее. Может мы еще , что-нибудь забыли? Что еще необходимо растению? (Вода и минеральные соли)(*)
- Вода только поглощается растением? (Нет, она еще и выделяется)(*)(*)
- Итак, мы вспомнили какие вещества поглощаются растением, и какие- выделяются в окружающую среду. Что показывает эта схема? (Обмен веществ между организмом растения и окружающей средой).
3. Ознакомление с процессами, происходящими в организме при обмене веществ.
- А теперь давайте разберемся с тем, что происходит внутри организма. Что происходит с веществами, попавшими в организм растения? (слайд 7)
Составьте рассказ по изображению на экране. (учащиеся просматривают слайд, составляют рассказ, затем слайд показывается сначала и несколько учеников его озвучивают):
- В растение поступают углекислый газ и вода.
- На свету из них образуются органические вещества: углеводы, белки и жиры.
- Органические вещества идут на построение новых клеток растения.
- Органические вещества разрушаются.
- Для этого в растение поступает кислород.
- При этом выделяется энергия.
- Благодаря этим процессам осуществляется рост, цветение, образование плодов и семян, запасание питательных веществ.
IV. Закрепление нового материала. (слайд 8).
1. Ученики выполняют упражнение в рабочей тетради и готовят ответ на вопрос: Почему обмен веществ является важным условием жизни?
2. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Вывод: определение «обмена веществ» и его значение.(слайд 9)
V. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия:
- узнали ли вы, что-то новое на уроке?
- какие знания вы применили на уроке для понимания новой темы?
- что произвело на вас наибольшее впечатление?
- хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?
VI. Домашнее задание. Выберите в разделе 14 информацию об обмене веществ у растений и составьте план рассказа.
Изучение особенностей обмена веществ у животных рассматривается по подобной схеме с использованием слайдов презентации №10-12.