2) определять разницу между печной и прочей хозяйственной утварью;
3) посиделочным играм.
4. Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси).
5. Воспитывать интерес к народным играм.
Материал:
Набор традиционной печной утвари: ухват, заступ, чугунный горшок.
Набор традиционной хозяйственной утвари: «пралка», «рубль», «валек», чугунный утюг, квашня, ушат, прялка.
Калач домашней выпечки
Занятие проводится в помещении «Театра в интерьере» в доме купца Шведова, который является памятником архитектуры XIX века. Архитектурные особенности помещения, его убранство, коллекция старинной домашней утвари, работающие старинная прялка и русская печь – всё это позволяет дошкольникам наиболее полно представить себе картину жизни и быта их предков.
Занятия по программе проводит педагог, предстающий перед детьми в образе Матрёны Сидоровны – хранительницы изборских традиций и старины. Дети включаются в предложенную им игру, и видят перед собой не педагога, проводящего с ними занятие, а бабушку, которая принимает их у себя в доме.
Ход занятия:
1. Закрепление знаний об обрядах праздника «Покрав Пресвятой Богородицы», полученных дошкольниками на занятии 1-ого года обучения
Матрена Сидоровна: Здравствуйте, люди добрые!
Напоминает детям правила русского поклона: «Моя правая рука, свободная от оружия, мое горячее сердце, мои светлые мысли – все это вам!». Дети повторяют. Проходят в дом, раздеваются, садятся на лавки.
Матрена Сидоровна: С праздником вас, гости дорогие! Сегодня большой праздник. Вы, поди, слышали, как в Изборске сегодня в колокола звонили? Раз в колокола звонили, значит, праздник сегодня. А знаете ли вы, какой праздник? Сегодня Покров. Мы с вами год назад в этот праздник встречались. Кто может мне подсказать, что же это за праздник такой – Покров Пресвятой Богородицы?
Дети вспоминают все, что узнали о празднике на занятии год назад.
Матрена Сидоровна: Молодцы, многоене забыли из того, что я вам рассказывала про этот замечательный праздник. А помните ли вы, как менялся наряд природы в этот день?
Дети отвечают (желтый цвет сменялся на белый).
Матрена Сидоровна:(напоминает поговорки о Покрове)
· «До Покрова осень – за Покровом зима идет!»
· «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».
· «Покров землю покроет, где листом, а где снежком».
· «Чини избу до Покрова, не то не будет тепла».
· «Захвати тепла до Покрова».
Матрена Сидоровна: А кто помнит, как ваши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки свои избы утепляли?
Дети отвечают.
Матрена Сидоровна проводит с детьми обряд, с которым они познакомились на прошлогоднем занятии. Ходят хороводом, повторяя: «Покров, Покров,покрой наш дом теплом и добром».
2. Знакомство с русской печкой.
Матрена Сидоровна: Волшебные слова мы сказали, щели и окна законопатили, дом утеплили, до Покрова управились… А как вы думаете, в нашем доме зимой будет тепло? Нет, мои дорогие, в доме тепла не будет, если в доме не будет… Отгадайте-ка мою загадку:
«Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын – синь под небеса». Что это такое? Это печка, огонь и дым.
Матрена Сидоровна о том, какими печками отапливались жилища в древности:
Древняя печь представляла собой небольшое глиняное корыто, устроенное на полу. Туда укладывали дрова. Трубы не было. Дым проникал в помещение, уходил через двери. Наши предки отапливали дома «по-черному».
Дети вспоминают, у кого из их бабушек бани топятся «по-черному». Приходят к выводу, что отапливать дома таким способом очень неудобно и вредно для здоровья.
Матрена Сидоровна: Прошло много лет,и на Руси придумали вот такую печку, как наша. Стали называть ее «русская печь». Печку очень уважали в доме, говорили: «Печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая то речь, коль в доме есть печь», «уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони». Печка и в сказках русских не забыта.
Дети называют сказки, в которых упоминается русская печь:
· «Гуси-лебеди»
· «Баба-Яга»
· «Илья Муромец»
· «По щучьему веленью»
Матрена Сидоровна расспрашивает детей, какую роль играли печки в этих сказках.
Матрена Сидоровна: В сказке«По щучьему веленью» Емеля с печи слезать не хотел потому, что она теплая. И наша печь теплая.
Показывает детям топку, предлагает проверить, теплая ли печь.
В сказке«Гуси-лебеди» печка девочку пирожками накормила. Наша печка тоже может кормить кашей, пирогами, хлебом.
Показывает детям устье печи. Объясняет происхождение слова «заслонка».
Илья Муромец болел, 30 лет на печи лежал. Болел долго. А печка его своим теплом вылечила.
Показывает детям лежанку, разрешает забраться на нее.
А Баба-Яга? Правильно, она хотела посадить Иванушку на лопату и в печь горячую засунуть.
3. «Печкины помощники»
Матрена Сидоровна: Вот она, эта лопата. Называют ее «заступ» – это печкин помощник. Только мы на эту лопату никого сажать не будем – ни мальчиков, ни девочек. Нам заступ нужен, чтобы хлеб и пироги в печке печь.
Демонстрирует детям, как использовался заступ.
А вот еще одна печкина помощница. Узнали? Правильно, кочерга. У кого есть дома кочерга? У всех. А чем они отличаются от моей кочерги? Правильно, моя кочерга на длинной ручке. А зачем такая длинная ручка у кочерги?
Демонстрирует детям, как пользоваться кочергой. Разрешает помешать воображаемые угли.
А это ухват. Почему его так зовут: уХВАТ? Потому, что он горшки с кашей и щами из печки ХВАТает!
Показывает, как пользоваться ухватом. Дети самостоятельно вынимают из печи и ставят обратно чугунок.
В нашем доме много других помощников. Кто стирать помогает, кто прясть, кто гладить белье.
Показывает хозяйственную утварь, рассказывает о предназначении каждого предмета.
4. Игра «Кто печке помогает»
Дети располагаются на скамейках перед печкой. Матрена Сидоровна с двумя детьми прячется на лежанке печи. Над печкой, как над ширмой кукольного театра поочередно показывают предметы хозяйственной и печной утвари. Если показался «печкин помощник», дети должны хором его назвать и захлопать в ладоши. При виде предмета прочей хозяйственной утвари, дети топают ногами.
5. Как печка семью объединяла.
Матрена Сидоровна расспрашивает детей, как их семья зимними вечерами отдыхает, кто чем занят?
Матрена Сидоровна: А в те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, зимними вечерами вся семья возле теплой печки садилась, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. А дети в игры играли. В одну такую игру мы с вами сейчас поиграем.
6. Игра«Волк и ягненок»
Играющие становятся друг за другом, держась за одежду (или бока). Первый игрок в цепочке – «пастух», последний – «ягненок», все остальные – «овцы». «Волк» становится перед «пастухом», пытается схватить «ягненка», которого защищают «пастух» и «овцы»: «пастух» протягивает вперед руки, стараясь преградить путь «волку», не задерживая его. «Овцы» должны двигаться так, чтобы находиться подальше от «волка» и прикрывать «ягненка», при этом цепочка «овец» не должна размыкаться. Если «волку» удалось поймать «ягненка», «ягненок» становится «волком», «волк» занимает место «пастуха», а «пастух» становится вторым в шеренге «овец», последний в шеренге – «ягненком».
7. Вопросы:
· Где готовили еду?
· Где пекли хлеб?
· Где спали, грелись?
Кто печке помогает:
· «Хватать» горшки и чугуны?
· Печь хлеб и пироги?
· Перемешивать угли?
8. Угощение.
Матрена Сидоровна предлагает детям закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«Наша печка горяча, испекла нам калача».
Затем дети подходят к печи и видят торчащую из ее устья лопату заступ. На заступе калач. Вынимают его из печи, угощаются.
Матрена Сидоровна прощается с детьми и приглашает их в гости 14 декабря – на праздник «Наум-грамотник»