Место работы:
Учитель истории МБОУ СОШ №53 г.о. Самара
Технология проблемного обучения с применением ИКТ при работе с учащимися на уроке истории
Мир и Россия в нем сегодня претерпевают глобальные изменения. Развитие человечества идет семимильными шагами. В результате перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, происходят изменения во всех сферах человеческого социума, в том числе и в подходах к обучению школьников. Россия, будучи интегрированной в мировое пространство, ясно просматривает мировые тенденции развития и следует им. Этот процесс не стоит рассматривать с точки зрения преклонения перед Западом или западными моделями, он жизненно необходим для страны в условиях мировой экономики. Для стабильного развития страны и всех сфер её общества нужно создавать конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным мировым стандартам. В этих условиях система ЗУН уже не полностью отвечает времени.
Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. В Отечественной школе необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию[7], цель которого заключаются в развитии у учащихся самостоятельности, самоорганизации, правовой культуры, а результатом образования выступает личность, обладающая целым набором ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Чтобы соответствовать современным реалиям, педагогу в своей работе надо использовать новые, современные технологии обучения или соединять определенные элементы технологий, для достижения поставленных целей. Технология проблемного обучения в последнее время приобретает всё больше практиков среди учителей и это не удивительно. Она в первую очередь развивает мыслительные способности учащихся и формирует у них познавательную потребность. В систему компетентностного подхода она идеально вливается, так как данная технология позволяет ученикам решать не стереотипные задачи. В основе организации процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике [6].
В соединении с ИКТ в основе с исследовательским методом, данная технология позволяет решить актуальную цель - развитие личности, её мыслительные, творческие способности, готовой в будущем решать нетипичные задачи.
Применение элементов современных технологий попытки внести инновации в традиционную технологию отражают состояние сегодняшнего исторического образования [8].
Современные компьютерные технологии открывают широкое поле деятельности для обучения истории, но очень часто уроки в компьютерном классе ограничиваются показом виртуального иллюстративного материала или проведением тестирования. Современный мир стал информационным и одним из его достижений стал интернет, который предоставляет огромные возможности для пользователей. Ученик имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся. В процессе выполнения задания ученик может видоизменять текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику доказательства [5; 40]. Подробный перечень сайтов, которые можно использовать на уроке истории, подробно представлен в работе В. А. Плотниковой [3].
Технология проблемного обучения с применением ИКТ на уроке истории в старших классах особенно эффективна. Подростки довольно широко используют ресурсы интернета для различных целей, однако у учащихся отсутствуют медиаобразовательные навыки, т. е. нахождение, систематизация, выделение, определение достоверности информации. Применение данной технологии позволяет находить информацию по поставленной проблеме и выявление посредством сравнения, сопоставления наиболее подходящую, что в огромном потоке данных очень важно. Можно построить урок и без использования Всемирной Паутины, что в определенной степени упростит задачу учащимся в поиске информации. К примеру, учитель в заранее размещает пронумерованные папки с набором документов по проблеме на рабочем столе персонального компьютера. При такой организации плюсом является значительная экономия времени на уроке. Предоставление учащимся определенных сайтов я считаю оптимальным вариантом построения учебного процесса. Также не следует забывать о правильно построенной педагогической технике учителя для достижения поставленных целей.
При работе на данном уроке важно организовать правильную исследовательскую деятельность учащихся, которая направлена на решение новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов. Роль учителя должна быть сведена к минимуму, ограничиться только вводной речью, инструктажем и предоставлением ученикам алгоритма выполнения заданий.
Задания, которые можно применить на уроке с использованием проблемной технологии с применением ИКТ, многообразны, они ограничены лишь решением проблемы. Можно на основе информации, исторических источников, найденных в интернете, сделать аргументированный вывод или реконструкцию по проблемному вопросу.
Урок с применением данных технологий мною был дан в 9 классе по теме «Политическая система СССР в 30-е гг.» На уроке был поставлен проблемный вопрос: Был ли в СССР 30-х годов тоталитарный режим? Учащимся в ходе урока были предоставлены карточки с алгоритмом и пять папок на компьютерах, содержащих документы, раскрывающие проблему, определенная часть которых были либо не достоверны, либо не относящиеся к вопросу. Дети в ходе работы должны были найти, сравнить и сопоставить их, в результате чего дать аргументированный ответ по каждому из заданий, а в конце урока вывод по поставленной проблеме. Логика ответа с опорой на документы была главным критерием оценивания. Отличные результаты работы показали понимание учащимися темы.
Современное развитие общества требует усовершенствования образования. Педагог в своей работе жизнь обязывает использовать современные технологии обучения для достижения задач поставленных перед российским обществом.
Литература
- Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
- Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007.
- Плотникова В. А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя общеобразовательной школы. М.: Вентана – Граф, 2009.
- Рудакова И. А. Дидактика. Ростов–на–Дону: Феникс, 2005.
- Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос, 2007.
- Андреева Н. Б. Проблемное обучение на уроках истории // http://anb.21310s03.edusite.ru/p22aa1.html
- Иванова Е. А. «Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность» // www.lyceum8.ru/.../Komp_podchod_v_obrazov.doc
- Казак С. М. Современные технологии обучения истории // http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3377/Itemid,88
- Яковенко И. В. Метод проблемного обучения на уроках истории // http://festival.1september.ru/articles/413330
|