«Внутренние воды России. Озера, подземные воды, ледники".
Submitted by Наталья Федоровна Сметанникова on Sat, 17/03/2012 - 09:51
Урок географии 8 класс.
Учитель - Сметанникова Н.Ф. Тема «Внутренние воды России. Озера, подземные воды, ледники многолетняя мерзлота».
Цель: дать представление о размещении, особенностях происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты, продолжать учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.
Оборудование: физическая карта России, почвенная карта (с границей вечной мерзлоты), мультимедийный проектор.
Ход работы. I. Организационный момент. - 2 мин. II. Повторение. Проверка домашнего задания. - 5 мин. I вариант: показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов. II вариант: показать реки бассейна Тихого океана и бассейна внутреннего стока. Географический диктант: (раздаю листы с заданием) Выполните контрольный диктант по теме «Речная система». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: (А)-исток, (Б)-речная система, (В)-река, (С)-водораздел, (Д)-озеро, (Е)-водопад, (Ж)-устье, (З)-бассейн, (И)-дельта, (К)-русло. 1. Место, где начинается река. 2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку. 3. Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно. 4. Низменность перед падением реки в море, на которой река делится на множество рукавов. 5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды. 6. Река со всеми притоками и притоками притоков. 7. Граница между бассейнами рек. 8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. 9. Скопление воды в природном углублении на суше. 10. Падение воды с высокого уступа. 2. Проверьте правильность выполнения диктанта. 3. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме; 10 правильных ответов - «5», 8-9 правильных ответов - «4», 6-7, правильных ответов - «З», меньше 6 — «2». III. Изучение нового материала. - 23 мин. Во время объяснения нового материала рассказ учителя сопровождается показом слайдов из презентации. Слайд №1. - Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод. Сообщение цели урока. Слайд №2. Озера. Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой. Озера бывают пресные и солёные, сточные и бессточные. Слайд №3 Различие озер по происхождению: 1). Тектоническое - в разломах, трещинах земной коры. Такие озера продолговатые: узкие . и длинные. Например - Байкал. 2). Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра. 3). Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает. 4). На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро Неджели. 5). - Человек является силой, создающей искусственные водоемы - пруды и более крупные - водохранилища. Больше всего водохранилищ на Волге. Почему? Причины, влияющие на размещение озер. Рассказ учителя о причинах влияющих на размещение озер. По ходу рассказа дети чертят таблицу. Слайд №4.Фильм об озере Байкал. Слайд №5.Болота Болота - это переувдажненные участки местности. Болота делятся на два I типа: низинные и верховые. Низинные болота встречаются там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды. Расположены они в понижениях рельефа, имеют вогнутую форму. Низинные болота непроходимы или труднопроходимы. Низинные болота, при накоплении торфяного слоя отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для сохранения верховых болот необходимо главное условие - избыточное увлажнение. Самую большую площадь в Россш болота занимают на Западно - Сибирской равнине. Особенно территория Васюганья, показываю на карте, где болота занимают 70% всей площади. Много болот и на Северо-Западе Русской равнины. Слайд №6. Условия образования болот: 1) избыточное увлажнение (А>1); 2) плоский рельеф, замедленный сток; 3) зарастание озер; 4) близость грунтовых вод; - Каковы причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? - Каковы причины заболоченности Северо-Запада Русской равнины? - Болота - это зло или добро? Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах всегда обитали злые силы (кикимора, ведьма...). Какое же значение имеют болота? Почему нельзя осушить все болота? 1) На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам. 2) На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика. 3) В болотах образуется торф, который используется как топливо, И как удобрение. 4) Болота - места обитания водоплавающих птиц - уток, куликов гусей и др. Слайд №7. Образование болот. Показ фильма. Слайд №8. Подземные воды. Подземные воды - это воды, находящиеся в земной коре. Запасы их огромны. Подземные воды - делятся на грунтовые и межпластовые. Над грунтовыми водами находится водопроницаемый пласт. В деревенских колодцах (криницах) грунтовая вода. Грунтовые воды выходят на поверхность земли родниками, источниками. Межпластовые воды залегают глубже, между водоупорными пластами. Пресные подземные воды - самая лучшая по качеству питьевая вела прошедшая природную фильтрацию (механическую очистку). Термальные воды - это подземные воды с температурой от +30 до +300°С- .Нагреваются / они от магмы в районах, где распространен вулканизм (Курилы, Камчатка). Минеральные подземные воды имеют высокую концентрацию растворенных веществ и газов и используются в лечебных целях. Запасы и глубина залегания грунтовых вод не одинаковы по регионам и зависят от климата (увлажнение территории), состава горных пород (воде. упорный слой), рельеф (котловины). Слайд №9. Ледники. Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега. Ледники бывают горные и покровные. Покровные ледники мощным слоем до 4 км лежат на Антарктике. В России покровное оледенение имеется на островах Арктики. Площадь льдов на островах более 55 тысяч км , они составляют более 90% площади современного оледенения России. В горах Кавказа, Камчатки, Алтая на севере Урала и в других горах распространено горное оледенение. Самые крупные ледники России - это ледник Богдановича на Камчатке (длина около 17 км) и ледник Безенги на Кавказе (длина 17,6 км). Слайд №10. Образование ледников. Фильм. Слайд №11. Многолетняя мерзлота. Многолетняя мерзлота - это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. Мощность мерзлых грунтов в Якутии достигает 1500 м, а температура ~16"С. Летом верхний слой мерзлоты оттаивает от 20 см в Арктике до 2,5 м в южных районах распространения многолетней мерзлоты. Южная граница многолетней (вечной) мерзлоты показана на почвенной карте (показываю на карте). В Европейской части России вечная мерзлота занимает побережье Северного Ледовитого океана, граница в Уральских горах сдвигается к югу до широтного течения реки Обь, Восточная Сибирь и Дальний Восток (кроме Приморья) полностью лежат в ее пределах (показываю на карте). Причиной образования многолетней мерзлоты являются суровые малоснежные зимы, короткое лето и среднегодовая температура ниже 0°С. В современных условиях мерзлота сохраняется в тех районах, где среднегодовая температура ниже 0"С. Слайд №12. Влияние многолетней мерзлоты Многолетняя мерзлота тормозит развитие растений и процессы почвообразования. Она влияет и на подземные воды, являясь водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территории. Зимой многолетняя мерзлота лишает подземного питания реки, и они промерзают до дна. Многолетняя мерзлота яв¬ляется рельефообразующим фактором, формируя мерзлотные формы рельефа (бульгунняхи, бугры вспучивания). Оказывает влияние и на хозяйственную деятельность человека. Она значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых. Трубопроводы прокладывают над поверхностью земли, т. к. при таянии мерзлоты возникает опасность разрушения трубопровода. Дома на мерзлоте ставят на сваях, чтобы сохранить мерзлоты грунты, а, значит, избежать просадки и разрушения зданий. Но многолетняя мерзлота, это и естественный «холодильник», где можно хранить продуты. Дети в тетрадях чертят таблицу. IV. Закрепление (географический диктант устно)- 5 мин. - Естественные скопления льда, обладающие самостоятельным движением. (Ледник) - Участки суши, избыточно увлажненные. (Болота.) - Массы снега, низвергающиеся с горных вершин и склонов. (Лавина.) - Какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России? (Ледниково-тектоническое.) - Какие болота по типу питания преобладают в степях: низинные или верховые. (Низинные.) - Самое глубокое озеро России и мира. Его происхождение. (Байкал. Тектоническое - образовалось в разломе земной коры.) - Какое происхождение имеет самое большое озеро мира? (Каспийское - остаточное происхождение.) - Где снеговая линия ниже - на Алтае или на Кавказе? (На Алтае - суровый климат.) - Какое влияние оказывает вечная мерзлота на реки? (Реки полноводные, речная сеть более густая, т. к. вечная мерзлота - водоупорный слой.) - Почему европейская часть России более бедна внутренними водами по сравнению с азиатской частью? (В азиатской части меньше испаряемость и наличие вечной мерзлоты.) Задание по контурным картам: 1) На контурной карте отметьте южную границу вечной мерзлоты; 2) Подпишите крупные озера России: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Имандра, Псковское, Чудское, Таймыр, Чаны, Ханка. Выделите цветом бессточные озера. V. Рефлексия:- 3 мин. -Что помогло вам лучше усвоить материал на уроке? - Что осталось нерешенным? - Что понравилось, что не понравилось? VI. Домашнее задание - 2 мин. Б.: §13; I вариант: Составить вопросы и подготовить ответ об озерах и ледниках; II вариант: О подземных водах, многолетней мерзлоте и болотах.