Submitted by Надежда Витальевна Фирюлина on Tue, 13/03/2012 - 20:47
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1 этап.Актуализация знаний и умений учащихся.
Для повторения знаний, необходимых для изучения темы используется компьютерное тестирование, которое включает в себя не только проверку знаний, но и анализ допущенных ошибок. Для этого можно использовать программу MyTest.
Содержание тестовой работы:
1. По графику колебаний x (t) определите период колебаний
А. 2 Б. 4 В. 1 Г. 8 Д. 0,5
2. По графику колебаний x (t) определите амплитуду колебаний
А. 2 Б. 4 В. 1 Г. 8 Д. 0,5
3 . Источником звука является…. А. любое колеблющееся тело
Б. тела, колеблющиеся с частотой более 20 000 Гц
С. тела, колеблющиеся с частотой от 20 Гц до 20000 Гц
Д. тела, колеблющиеся с частотой ниже 20 Гц
4. В какой среде из перечисленных скорость звука будет наибольшей? А) воздух Б) вакуум
С) вода Д) свинец
5. В какой из перечисленных сред звукнераспространяется? А) в жидкостях Б) в твердых телах
С) звук распространяется в любой среде Д) в вакуум
6. Какова примерно самая высокая частота звука, слышимая человеческим ухом? А) 20 Гц Б) 20 кГц
С) 200 Гц Д) 2000 Гц
7. Сравните частоту колебаний первого и второго тела по графикам.
А) больше у 1 тела
Б) больше у второго тела
С) одинаковы
8. Сравните амплитуду колебаний первого и второго тела по графикам.
Учащимся предлагается прослушать звук животного (насекомого) и угадать, чей это звук.
Учитель вместе с учащимися делает вывод. (ЭОР №3, слайд № 2, см. Приложение 2, рис. 7)
Вывод: Звуки бывают разные. Мы легко различаем свист соловья и стрекотание кузнечика, мужской голос (бас) от женского (сопрано). Звук – это волна. Чем же отличаются звуки друг от друга?
3 этап. Целеполагание
Совместно с учащимися формулируется учебная цель: выяснить, чем отличаются звуки друг как от друга с точки зрения подхода к звуку как к волне. (ЭОР №3, слайд № 3, см. Приложение 2, рис. 8)
Чем больше частота колебаний источника, тем выше звук
Чем больше амплитуда колебаний источника, тем громче звук
Придает неповторимость звуку
Выступления учащихся по результатам работы.
5 этап.Осознание и осмысление учебного материала
Практическаяработа со звуковым редактором Audacity. ЭР №5.
Комментарии: учащиеся должны иметь представления по работе с данным редактором, знакомство с ним может быть осуществлено на уроках информатики, либо учитель может познакомить с ним учащихся в рамках предыдущих уроков по данной теме. Это многофункциональный и удобный в использовании бесплатный звуковой редактор. С его помощью можно редактировать звуки, применять к ним различные эффекты, проигрывать их. Audacity имеет встроенный редактор амплитуды, настраиваемый режим отображения спектрограммы и средства частотного анализа звуковых дорожек, позволяет изменять скорость и высоту тона. Саму программу и основные возможности работы с ней можно найти в Интернете.
Задание №1. Учащимся предлагается следующее:
1) Записать с помощью редактора звук «а-а-а-а-а», произнесенный низким тоном и высоким.
2) С помощью инструмента «Приблизить» (лупы) изменить масштаб отображения звуковой волны.
3) Сравнить два звуковых фрагмента и сделать вывод (Рис. 1).
Рисунок 1. Звуковые развертки низкого и высокого тонов
Вывод: Развертки колебаний показывают, что звуки низких тонов — это колебания малой частоты в звуковой волне, а высоких тонов – большой частоты колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука.
Задание№ 2.
Постановка вопроса.Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. С чем связана эта характеристика звука?
Предлагаем учащимся прослушать звуковой фрагмент, например, писк комара (Рис. 2).
Рисунок 2. Звуковая развертка писка комара
При помощи эффекта «Усиление сигнала» учащиеся увеличивают параметр сигнала (амплитуду), прослушивают полученный звуковой фрагмент (Рис. 3).
Аналогично можно сравнить звук своего голоса разной громкости, сделав вывод о зависимости громкости от амплитуды звуковой волны.
По сравнению двух звуковых фрагментов учащиеся делают вывод: громкость зависит от амплитуды колебаний.
Задание№3.
Постановка вопроса
·Если звук – это волна, распространяющаяся в упругой среде, то он должен возникать всякий раз, когда частицы среды приходят в колебательное движение. Размахивание руками, например, тоже должно было бы вызвать звук: ведь машущие руки заставляют частицы колебаться. Однако размахивание руками не воспринимается ухом как звук, хотя волна при этом возникает. Почему?
Далее учащимся предлагается прослушать звук, возникающий, когда рыба машет плавниками (Рис. 4).
·Что необходимо изменить в звуковой волне, чтобы сделать звук слышимым?
Рисунок 4. Звук от рыбы, машущей плавниками
Ответ: изменить частоту колебаний, так как для органа слуха человека звуковыми являются только такие волны, в которых колебания происходят с частотами от 20 до 20 000 Гц.
Решение проблемы. С помощью эффекта «Изменение высоты тона» меняем частоту и прослушиваем результат (Рис. 5).
Рисунок 5. Звук от рыбы, машущей плавниками, с увеличенной частотой
6 этап.Рефлексия (подведение итогов)
Рефлексия помогает оценить полученные результаты, способ достижения цели, обнаружить причины неудач или проблем, определить цели дальнейшей работы. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.
Итоговая рефлексия может быть организована как получение ответов на следующие вопросы:
Какова была ваша цель на уроке? По каким результатам можно судить о ее достижении? Реальна ли поставленная вами цель? Кто не достиг своей поставленной цели урока? Каковы были причины этого, по вашему мнению? Кто сможет помочь вам в ее достижении? Что интересного запомнилось вам на уроке? Что оказалось для вас полезным? Как вы оцениваете свою деятельность, активность на уроке?
При помощи электронного образовательного ресурса «Запомни «Механические волны»» выучить основные понятия темы.ЭОР №6.
Комментарий: Список основных ЭОР по каждой теме с необходимыми ссылками выкладывается на сайте учителя или прописывается отдельно.
Индивидуальное (по желанию):
1. Из набора различных шумов путем их сочетания и редактирования создать музыкальное произведение и продемонстрировать его на следующем уроке. Ответить на вопрос: в чем отличие шума от музыки? ЭОР №5.
2. Сделать презентацию «Звуки, издаваемые природой», в которой раскрыть вопросы образование звука гортанного, шипящего, при полете насекомого (ЭОР №8) и т.п.
Таблица 2.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Время
(в мин.)
1
2
3
7
1.
Актуализация знаний и умений учащихся
Тестирование на компьютере. Тестовая работа «Механические волны»
6
2.
Мотивация
Презентация
7
3.
Целеполагание
Презентация
2
4.
Первичное усвоение материала
Интерактивное задание: «Высота и тембр звука. Громкость звука»
Видеоролик ««Связь частоты колебаний и длины волны»