Автор:
Каширская Ирина Викторовна
Место работы:
Заместитель директора МОУ «СОШ №35» г. Рязани по учебной работе
Опыт создания школьной коллекции медиаресурсов
13 августа 2002 года Министерства образования России опубликовало письмо «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях». В приложении к этому документу говорится: «Для эффективного использования компьютерной базы общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить: …создание и развитие школьной медиатеки».
Медиатека – это самые разнообразные источники информации на различных носителях. К учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным каталогам и картотекам присоединяются CD и DVD-Rom-диски, электронные базы данных, электронные каталоги, необъятные ресурсы Интернета.
Медиатека – это еще и техническое оборудование, воспроизводящие устройства. Такой необходимый арсенал современного информационного учреждения требует внимательного освоения и вдумчивой эксплуатации.
Прошло 9 лет но, не смотря на ощутимое повышение уровня информатизации, вопрос создания школьной медиатеки так и остался злободневным.
Причин здесь несколько. И главная – это, конечно, отсутствие штатной единицы медиатекаря – квалифицированного специалиста, системно занимающегося этим вопросом.
Вторая проблема в том, что российский рынок мультимедийной продукции находится пока в стадии становления.
Помимо очевидных достижений и находок, этот период развития неизбежно сопровождается некоторыми недостатками:
– ассортимент и тематика продукта слабо согласованы с образовательными программами;
– пока нет четко структурированного рынка, поэтому велик процент подделок, левой продукции, отсюда – проблема комплектования;
– отсутствие методического сопровождения, которое могло бы помочь педагогам успешно внедрять мультимедиа в школе.
Да, методика – вечный камень преткновения. Необходимых для педагогов разработок по применению новых технологий в структуре урока или нет совсем или они крайне слабы. Так как все же организовать процесс эффективного использования новых источников информации?
Мы подошли к решению этого вопроса системно, сформировав творческую группу педагогов школы, привлекая к созданию медиатеки весь педагогический коллектив и распределив функционал между членами ТГ.
В творческую группу по формированию медиатеки школы вошли:
- заместитель директора по УР, курирующий вопросы информатизации школы;
- заместитель директора по УР, курирующий методическую работу и организацию исследовательской деятельности учащихся;
- учитель информатики;
- руководители предметных МО школы;
- библиотекарь.
Каждый участник творческой группы выполняет свои функции:
- заместитель директора по УР, курирующий вопросы информатизации школы –
осуществляет планирование и координацию деятельности участников ТГ по формированию медиатеки; осуществляет организацию экспертизы ЦОР, входящих в медиатеку школы по содержанию, оформлению и соответствию программным требованиям школы; организовывает доступ всех участников образовательного процесса к ресурсам медиатеки;
- заместитель директора по УР, курирующий методическую работу и организацию исследовательской деятельности учащихся –
занимается вопросами обеспечения фондов предлагаемыми готовыми ЦОР, их учётом и систематизацией, принимает участие в экспертизе ЦОР, входящих в медиатеку школы;
- руководители предметных МО школы –
организовывают деятельность педагогов по изучению готовых ЦОР, созданию собственных ЦОР, участвуют в экспертизе ЦОР, входящих в медиатеку школы;
курирует вопросы размещения ЦОР в базе данных школы; создание каталогов ЦОР; принимает участие в экспертизе ЦОР, входящих в медиатеку школы;
совместно с инициативной группой учащихся создаёт систематизированный цифровой каталог печатных фондов школьной библиотеки.
Цель: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса.
Задачи:
- Сделать доступными все виды современных источников информации.
- Создание электронных каталогов.
- Систематизация и хранение получаемой информации
- Создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ.
- Организация и регламентирование доступа к информации.
В методических объединениях школы ведётся работа по созданию медиатеки в следующих направлениях:
1 направление. Изучение рынка мультимедийной продукции (имеющихся в продаже готовых ЦОР).
- изучение содержания представленного теоретического материала, способа, глубины его изложения;
- изучение входящих в предложенный курс дидактических материалов (практические задания, тесты, лабораторные практикумы и т.д.), определение их уровня сложности, соответствия программным требованиям;
- определение возможных вариантов включения ресурса в систему уроков и на конкретном уроке по изучаемой теме;
- составление рекомендаций по использованию ЦОР, оформление карточки ресурса;
- размещение систематизированного каталога готовых ЦОР в школьной медиатеке.
2 направление. Изучение ЦОР, размещённых в сети Интернет,
- выявление с помощью поисковых систем имеющихся в Сети образовательных сайтов;
- изучение содержания этих сайтов, представленных на них ЦОР по предмету;
- определение возможных вариантов включения ресурса в систему уроков и на конкретном уроке по изучаемой теме;
- организация деятельности учащихся по изучению ЦОР по изучаемой теме в сети Интернет;
- составление рекомендаций по использованию ЦОР, оформление карточки ресурса;
- формирование предметных «копилок» готовых ЦОР и ссылок на сайты их содержащие;
определение возможных вариантов включения ресурса в систему уроков и на конкретном уроке по изучаемой теме;
- составление рекомендаций по использованию ЦОР, оформление карточки ресурса;
- размещение систематизированного каталога ссылок на сайте школы в «Электронном школьном городе».
3 направление. Создание собственных ЦОР,
- организация исследовательской деятельности учащихся, компьютерное оформление её результатов;
- создание учителями компьютерных презентаций по изучаемым темам;
- создание учителями тестовых заданий с использованием готовых тестовых оболочек;
- определение возможных вариантов включения созданного ресурса в систему уроков и на конкретном уроке по изучаемой теме;
- составление рекомендаций по использованию ЦОР, оформление карточки ресурса;
- составление систематизированного каталога ЦОР, созданных учителями и учащимися школы;
- размещение каталога и ЦОР на сайте школы в «Электронном школьном городе».
Какой авторский электронный продукт в состоянии создать педагог?
– Компьютерная база данных тестов. (Популярное сейчас средство оценки знаний – тестирование можно организовать в электронной форме.)
– База данных выражений и фраз. (Такому подспорью будут рады многие учителя, у которых поиск меткой цитаты отнимает уйму времени и сил.)
– Банк данных мультимедиафайлов. (Информацию можно группировать в любой удобной форме. В том числе и в виде файлов – почему нет?)
– On-line школьный журнал педагоги могут создавать вместе с учениками. Причем это электронное издание может быть универсального характера («Обо всем»), а может быть тематическим («О любви») или предметным («Юный Энштейн» – для почитателей физики).
– База данных документов с пометками и пропусками в тексте (например, для заданий по русскому или иностранному языку). Учителя каждый раз набирают тексты заново, потом множат их – в общем, целая история. А так – все в нужной форме и в нужном месте, незначительные исправления легки и необременительны.
– База данных примеров. (Ее можно легко организовать, если есть полнотекстовые базы данных, – просто сделать нужные отсылки.)
– Путешествие по web-страницам с аудиокомментариями. (Уровень организации такого путешествия может быть любой: универсальный или тематический.)
– База данных инновационных методик преподавания.
– Полнотекстовая база данных сценариев для школьных праздников.
– База данных по правовому обеспечению образовательной деятельности.
Информационное творчество библиотекарей и учителей может иметь и другие варианты.
На базе медиатеки проводится обучение учащихся и педагогов использованию современных информационных технологий. С использованием мультимедийных средств образовательный процесс превращается в увлекательное, захватывающее занятие для ученика, ив не менее приятный вид деятельности учителя, так как для всех педагогов самая большая награда — заинтересованный лица учеников, их успехи и достижения.
График работы медиатеки составлен таким образом, что в первой половине дня в ней могут проводиться учебные занятия, а во второй — отводится время для самостоятельной работы учащихся и педагогов, для проектной деятельности.
Мы, конечно же, не остановимся на достигнутом. И в ближайшее время будем продолжать работать по таким направлениям, как:
- налаживание дистанционного обучения учащихся;
- создание полного электронного каталога художественной и методической литературы;
- разработка электронных уроков.
При этом школьный сайт в Электронном школьном городе http://rzn.schoolcity.ru позволяет сделать ресурсы медиатеки открытыми для использования не только педагогами школы, но и всем педагогическим сообществом, а также учащимися и их родителями, предоставляя им свободный доступ в любое время и с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
|