Место работы:
педагог – психолог МОУ гимназии № 3, г.Мурманск
Система деятельности педагога-психолога по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ
Презентация
Введение в практику образования Единого государственного экзамена стало источником разнообразных психологических проблем, как для старшеклассников, так и для учителей, а также родителей.
Основная причина появления этих проблем состоит в том, что форма проведения ЕГЭ является пока новой для школ, а потому непривычной, что часто становится причиной возникновения стрессов у участников образовательного процесса. Стрессовое состояние негативным образом влияет на эмоции, настроение, мотивацию человека, через них – на его мышление и работоспособность, а в итоге – на результативность сдачи экзамена выпускниками.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Зачастую, эту ситуацию усугубляют сами педагоги.
Экзамен, результаты которого проверяет независимая комиссия (как это происходит в ЕГЭ), является не только оценкой учебных достижений выпускников школы, но и своего рода оценкой профессионализма тех педагогов, которые обучали старшеклассников. Это приводит к возникновению стресса не только у учеников, но также и у учителей. Важно, чтобы, по возможности, тревога педагогов не усугубляла предэкзаменационную тревогу школьников.
В настоящее время, когда все больше выпускников, их родителей, педагогов решают задачи подготовки к ЕГЭ, начинает, как показывает опыт, формироваться специфический феномен — «мифология ЕГЭ». Под мифологией в данном случае понимается иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к этому экзамену. Конечно, проявляться они будут по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги — о нереалистичных требованиях и некорректно сформулированных заданиях, родители — о том, что «где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом.
Поэтому психологическая составляющая подготовки ученика, является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену и особенно актуально в день сдачи экзамена. Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ.
Несмотря на это, система психологического сопровождения школьников складывается не системно, в виду отсутствия нормативно-методических документов и плана работы психологической службы в этом направлении. При новой форме сдачи экзамена, от школьника требуются совсем иные, значимые характеристики. А именно: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации деятельности, высокая устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности и т.д. Следовательно, необходимо так построить психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные, наиболее значимые характеристики были развиты к моменту сдачи ЕГЭ.
К наиболее распространённым проблемам, возникающим в преддверие ЕГЭ, можно отнести следующие: дефицит информации про ЕГЭ, новизна формы проведения экзамена, низкий опыт самоорганизации школьников в подготовке к экзамену, стресс, который испытывают родители выпускников, а также ЕГЭ является итоговой оценкой самих педагогов.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.
В ходе психологического сопровождения обучающихся для эффективной подготовки к экзаменам изучается интеллектуально-личностная сфера, отслеживается эмоциональное состояние, уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, что позволяет в дальнейшем корректировать психоэмоциональное состояние выпускников во время подготовки и сдачи ЕГЭ [1,с.5].
Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги [3,с.77].
Тематика консультаций с педагогами связана с индивидуально - ориентированным подходом к учащимся в период подготовки к экзаменам и психологической поддержке в период проведения ЕГЭ.
В сложившейся ситуации школой может быть востребована психологическая помощь в профилактике стрессогенных факторов при подготовке к ЕГЭ, в нормализации общего эмоционального состояния педагогов, родителей, выпускников, так и в части содержательной подготовки, например, в ознакомлении с приемами самоорганизации деятельности, развития навыков мыслительной работы в целом [2,с.16].
Таким образом, психологическая подготовка к экзаменам способствует повышению уровня информированности, психологической готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения ЕГЭ, это большая, длительная работа не только психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.
В русле обозначенных проблем на базе гимназии №3 г. Мурманска разработана специальная программа по сопровождению участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) в процессе подготовки к ЕГЭ.
Цель программы: оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в период подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
- Отработка навыков психологической подготовки выпускников к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах.
- Обучить педагогов стратегии поддержки учащихся группы риска в период подготовки к ЕГЭ.
- Ознакомление родителей со способами психологической поддержки учащихся в период подготовки к ЕГЭ.
Используемые методы:
С учащимися: мини-лекции, тренинговые упражнения, индивидуальные консультации, составление рекомендаций.
С педагогами, родителями: информирование, тренинговые упражнения, индивидуальные консультации, составление рекомендаций.
Список литературы
- Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения/ сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф. Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Фадеев, М.Ю., Голушко, А.А. Волнуйтесь спокойно-у вас экзамены. – М.: Эйдос, 1996.
- Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2004.
|