Автор:
Галиева Екатерина Викторовна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г.Чернушка Пермского края
Формирование у учащихся системы нравственных ценностей
в ходе реализации образовательного процесса
Новый федеральный государственный образовательный стандарт, который сегодня активно внедряют школы района и МБОУ «СОШ №1» в том числе, предполагает воспитание у подрастающего поколения ряда компетенций, ориентированных на требования дня сегодняшнего. В числе их и те, что актуальными были всегда, и те, что приобрели значимость именно в наши дни. Так как же сформировать у учащихся систему ценностей, способствующую осмыслению явлений современной жизни?
ФГОС диктует: выпускник средней школы – это человек,
- готовый к выбору профессии, построению личной профессиональной перспективы и планов;
- креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;
- носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений;
- осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий проблемы современности, свою роль в их решении;
- разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении;
- уважающий других людей, умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата;
- способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.
Достичь поставленных целей возможно лишь в единстве воспитательного процесса и обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности как при проведении уроков, так и во время организации внеклассных мероприятий я стараюсь ориентировать цели на продиктованные ФГОСом направления.
Так, подготовку к выбору профессии мы проводим в живом общении с людьми тех профессий, которые интересуют детей, поскольку считаю, что живое общение с профессионалами даст намного больше рассказов о них. Кроме того, в процессе такой работы дети учатся грамотно формулировать мысль, выстраивать диалог, подавать себя в беседе с малознакомыми людьми.
Креативность и критическое мышление я стараюсь воспитывать на уроках, когда даю всевозможные творческие задания (разные виды работ на материалах газет, рекламных слоганов, отзывов и рецензий на книги и фильмы духовно-нравственной направленности по школьной программе и не только и т.д.). Такой подход позволяет по-новому подать ту же учебную программу, заинтересовать учащихся, выработать стойкий мотив. Помогает развить творческое начало и способность оценить самого себя участие в таких мероприятиях, как фестиваль КВН, «Театральная весна», конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, дистанционные предметные конкурсы и олимпиады и т.д.
Сопричастность к судьбам Родины воспитываю через использование местного краеведческого материала на уроках русского языка (лингвистический анализ текста), на уроках литературы (уроки внеклассного чтения по произведениям классиков русской литературы и писателей-уроженцев чернушинской земли), в организации классных часов, посвящённых людям страны, района и т.д. Также используем материал патриотического содержания как основу для написания творческих работ (рефератов, сочинений и т.п.).
Разделять ценности безопасного и здорового образа жизни и следовать им в своём поведении учу во время мероприятий на свежем воздухе, походов и прогулок (на каток, на горку к д.Ульяновка, на берег р.Стреж, где у нашего класса есть «своё» место и т.д.). Вообще в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей отдаю предпочтение активным формам. Как ещё иначе научить быть здоровым?! Что касается профилактической работы, мои десятиклассники активно включаются в совместную деятельность и сами готовы подготовить и провести занятие по предложенной теме, легко вступают в дискуссию, любят участвовать в дебатах и т.д.
Способность к личностному выбору и поступкам, готовность нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения помогают воспитывать уроки литературы. Дети любят поговорить на уроках на отвлечённые темы, важно лишь направить их интерес в нужное русло, связать идейный смысл анализируемого произведения с конкретной жизненной ситуацией, с которой они сталкивались или столкнутся в жизни.
Уважение к другим людям, умение сотрудничать с ними для достижения общего результата воспитывается, на мой взгляд, в течение всей школьной жизни, это один из важных принципов при организации любого вида деятельности. И разделить здесь воспитательную работу и обучение невозможно. Особое значение в этом плане имеют мероприятия с участием родителей. Тогда, когда все участники образовательного процесса объединяются для достижения какой-либо общей цели, налицо главная задача – воспитание личности, живущей в обществе, социально активной, осознающей проблемы современности, свою роль в их решении и чувствующей преемственность нравственных ценностей старшего поколения.
|