Автор:
Турыгина Надежда Анатольевна
Место работы:
учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Чернушка Пермского края
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащихся
начальных классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Дорогою добра»
«Помочь людям быть личностями - это более важно, чем помочь им стать математиками или
знатоками французского языка».
К.Роджерс
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания, умения, действия, он созревает как личность и формирует систему ценностей, нравственные ориентиры на всю жизнь. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
УЧИТЕЛЬ… его миссия в судьбе ребенка одна из ценнейших, тем более на начальном этапе. Дети этого возраста впитывают каждое слово учителя, стараются во всем брать с него пример. На протяжении многих лет в своей работе важнейшее место я отвожу именно духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Занятия «Слово на ладошке», «В гости к сказке», «Азбука нравственности», на которых мы с обучающимися читали и обсуждали художественные произведения, сталкивались с проблемами добра и зла, истины и лжи, размышляли о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Своим опытом работы по этому направлению я делилась на межрайонном семинаре «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности ребенка», на мастер-классе по теме «Использование ИКТ в предметах гуманитарного цикла» (открытые уроки литературного чтения «Дорогою добра», «Библейские сказания»), выступление на краевой научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы» о духовно-нравственном развитии личности через внеурочную деятельность. Разработки уроков опубликованы на сайтах открытого профессионального конкурса «Мультимедиа урок в современной школе», на Всероссийском фестивале «Открытый урок» и награждены благодарственным письмом оргкомитета краевого православного литературного конкурса «Доброе слово» (2010г.). Разработанные материалы участвуют в конкурсах: на муниципальном конкурсе методических разработок «Уроки нравственности» (1 место, 2009г.), в муниципальном конкурсе методических разработок в номинации «Программы для организации внеурочной деятельности» (2 место, 2011г.).
С сентября 2011 года МБОУ «СОШ №1» перешла на обучение по новым ФГОС НОО. Имея опыт работы в данном направлении, я стала руководителем группы по разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая стала бы ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
В ее содержание входит разработанная мною программа дополнительного образования «Дорогою добра», главная цель которой – воспитание грамотной, творчески активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие. Она построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу, практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Программа включает в себя 6 блоков:
- «Школьный и внешкольный этикет»
- «Правила общения. Культура внешнего вида»
- «О трудолюбии»
- «Счастье семьи»
- «Как прекрасен этот мир»
- «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся приобретут:
- социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.);
- опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
Использование приемов РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), информационных технологий, прослушивание аудиофайлов и просмотр видеофрагментов сделали занятия более интересными и результативными. В рамках реализации программы ежегодно проводим праздник семьи, концерт ко Дню матери, совместные спортивные мероприятия и музыкальные вечера, экскурсии в музей и библиотеку, различные игровые программы, конкурсы, выставки, акции хороших дел. Ведь самое важное выполнить все, что запланировано на 4 года.
Уверена, что систематическая, целенаправленная работа по реализации программы «Дорогою добра» педагогом в тесном сотрудничестве с семьей ученика, поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали будут выступать как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|