Submitted by Наталья Анатольевна Плотникова on Sat, 18/02/2012 - 06:02
План урока русского языка
Класс:5
Учитель: Плотникова Наталья Анатольевна , МБОУ СОШ №5,п.Айхал, Мирнинского р-на
Тема:«Имя существительное как часть речи»
Цели и задачи:
учебно-познавательные: 1) актуализировать знания об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить орфографию имен существительных; 4) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;
I. Самоопределение к деятельности (сообщение цели и темы урока)(слайд №1)
На экране слова эпиграфа урока:
Удел знания - удел мудрости - слушать(слайд№2)
На доске: Удел (судьба, доля, предназначение, участь (лексическая работа)
- Ребята, я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном (поставить вопрос?у темы урока)Также мы повторим то, что вы уже знаете об этой части речи из начальной школы.
II. Актуализация знаний:
1) Проверка домашнего заданияс помощью учебного пособия CD«Уроки на дом. 5-6 класс»
2)Одновременно индивидуальная работа учащихся на компьютере в Интернетена сайте http://school-collection.edu.ru:
Словарный диктант (в тетрадях – половинках для словарных диктантов), выполненный под фонограмму с сайта Российского образовательного портала (Диктант №3 Чередование гласных в корне) http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12977&ob_no=12985&dict_no=35732
4)Работа с сигнальными картами «И-Ы после Ц» (у каждого учащегося заготовлены карточки с обозначением букв И/Ы, учитель называет слово с указанной орфограммой, учащийся поднимает карточку с выбранной буквой)
III. Переход к новой теме (проблемная ситуация) (слайд№3)
Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами-
И всё, что в памяти у нас, -
Обозначено словами.
- О какой части речи идёт речь?
- По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете, почему? Выскажите свои гипотезы. (слайд№4)
-Что понимают под предметами, когда говорят, что имена существительные обозначают предмет? (слайд№5)
- Давайте самостоятельно дадим определение имени существительному. (слайд№6-11)
- Только ли предметы могут обозначать имена существительные?
(Называя явления природы, животных, растения, людей и состояние человека МЫ ДАЕМ ИМЯ)
- Послушайте, какую поэтическую картину могут создать существительные (слайд№12):
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь А.Блок
-Выпишите все имена существительные из данного текста (В это время проверить работы на компьютере, оценку ребята получают автоматически при выполнении работы на экране мониторов)
- Дома у вас было творческое задание: вы нарисовали портрет имени существительного. Расскажите, какие грамматические признаки вы отразили в своих рисунках. (род, число, падеж) (защита творческих проектов) (слайд №9-11)
Каменщик, переводчик, плотник, учительница.
Кухня, мороз, спальня, земля.
Доброта, злость, честность, дом
Пурга, ливень, радуга, река. Вывод:существительные отличаются не только лексическими признаками, но и грамматическими.
2) Игра «Кто лучше знает падежи?» (слайд №15)(Заранее на перемене, учащимся без предупреждения раздают яркие, цветные карточки с названием падежа. Учитель читает словосочетания, встаёт тот «ПАДЕЖ», чья карточка совпадает)
Сорвать с ветки - РОДИТЕЛЬНЫЙ
Улетела злая вьюга – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
Побежали за другом - ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
Рассказать о доме - ПРЕДЛОЖНЫЙ
Вижу портрет ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Маше повезло ДАТЕЛЬНЫЙ
- Какие стихотворения, помогающие запомнить падежи, вам известны? Вот еще некоторые, которые помогут вам запомнить падежи (слайд №16) http://gramota.ru/class/memos ( рифмованные «запоминалки» правил по русскому языку)
Иван
Родил
Девчонку,
Велел
Тащить
Пелёнку
Иван
Рубил
Дрова,
Варвара
Топила
Печку.
V. Синтаксическая роль существительного в предложении;
РАБОТА НА КАРТОЧКАХ ПО ГРУППАМ– распределение прошло в начале урока: на столах розданы карточки с порядковыми номерами, номер группы совпадает с цифрой на карточке – 1,2,3,4
Задание. Найдите все имена существительные, определите, КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
1. Чистый источник вытекал из расщелины горы (1 группа).
2. Учёные открыли новые источники минеральной воды(2 группа).
3. Стремительные потоки воды неслись по улицам(3группа).
4. Книга – источник знаний(4группа).
- Каждая группа выписывает предложение и определяет, каким членом предложения является имя существительное.
- Взаимопроверка(слайд №17)
Итак, мы пришли к выводу: в предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Но мы знаем еще о том, что оно может быть и сказуемым.
VI.Итог, выставление оценок:
- Дать определение Имени существительному.
- Отгадайте ребус (слайд№18) и просклоняйте полученное существительное, выделив окончания.