Известный мне опыт работы с "электронными учебниками" в школах приводит к таким выводам.
1. Мобильные электронные устройства, которые содержат не один учебник, а целую библиотеку, станут неотъемлемой частью учебы школьников. И надо заблаговременно нарабатывать новые модели и методики образовательного процесса (и для школьников, и для учителей).
2. Принятая в 2011-2012 учебном году схема продвижения ИМЭУ в школы была ориентирована "на производителя" (поставщиков электронных устройств и контента для них), а не на участников учебного процесса в школах. По этой схеме устройства попали в школы с запозданием против установленных сроков. Контент устройств определяли не школы. Учителям ряда школ пришлось, "на ходу" менять учебники и планы занятий.
Если исходить из интересов непосредставенных участников образовательного процесса, то надо именно школам дать возможность самим закупать мобильные электронные устройства у производителей на конкурентном рынке, определять учебный контент для закачки в устройства (либо заключать договора о закачке контента, либо самим закачивать).
В ФИРО или другом государственном центре создать депозитарий учебников и другого учебного контента, который школы (и/или производители устройств по договорам со школами) могли бы закачивать в устройства в законном порядке.
В депозитарии должны быть не только учебники, но учебно-методические комплекты по предметам, включая рабочие тетради, тесты, мультимедийные материалы... Депозитарий формировать на основе прямых договоров с авторами материалов. Чтобы государственная поддержка "Нашей Новой Школы" не зависела от "хочу/не хочу" перекупщиков прав (как это случилось с учебником математики Ю.Н.Макарычева с соавторами, который не был закачен в устройства для пилотных школ из-за несогласия издательства Мнемозина).
3. В государственном проекте апробации ИМЭУ была предусмотрена сетевая поддержка школ (задание "Содержательное наполнение специализированного интернет-ресурса сетевого взаимодействия и поддержки участников апробации ИМЭУ"). В соответствии с заданием с августа 2011 г. формировалось содержание специализированной площадки "Сетевая лаборатория..." Но запоздание поставок ридеров, планшетов, нетбуков в школы и традиционная организация подготовки учителей (по типу индивидуального "повышения квалификации", а не обмена опытом) отвлекло внимание школ от "Сетевой лаборатории..." На дату данного поста сетевых взаимодействий на этой площадке практически нет.
Среди причин такого положения недостаточная мотивация учителей и отсутствие у них навыков повседневного обмена опытом не только в школьной учительской, но и в Интернет. К конструктивным сетевым взаимодействиям в масштабных проектах надо готовить ДО начала проекта, развивая компетентности дистанционного сотрудничества (общий язык, совместное целеполагание и планирование, самоорганизация в сетевых сообществах, сетевое сотворчесто и пр.).
Сказанное не исчерпывает ответы на вопрос, поставленный в заголовке. Приглашаю вместе подумать о направлениях и шагах перехода к учёбе с Интерактивными Мобильными Электронными Устройствами.
|