Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.
Submitted by Вера Алексеевна Власюк on чт, 19/01/2012 - 11:54
Х о д у р о к а
Я постоянно держу в уме предмет
своего исследования и терпеливо жду,
когда первый проблеск мало-помалу
обратится в полный и блестящий свет.
Исаак Ньютон
Ум заключается не только в знании,
но и в уменьи прилагать знание на деле.
Аристотель
Организационный момент.
Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже стало известно.
Актуализация опорных знаний.
Работа по слайду1 (презентация 1)
Да? или Нет? Верны ли предложенные вам утверждения?
СПП - это самая сложная единица синтаксиса.
Между частями СПП существуют подчинительная связь.
Главная часть СПП характеризует действие или предмет (лицо) в придаточной?
Придаточное определительное и местоименно-соотносительные могут занимать любое положение относительно главной части.
Придаточное изъяснительное отвечает на все падежные вопросы.
Придаточное места зависит от наречия в главной части.
Слова где, который, когда, откуда, что- это союзные слова.
Работа со схемами СПП.
Определите, какую информацию несут эти схемы.
Есть ли ошибки в схемах? Какие? Как исправить?
Измените эту схему так, чтобы придаточное было определительным, места.
Какие второстепенные члены являются синонимичными придаточным определительным? Изъяснительных? Места?
Какие методы исследования вы применяли, чтобы дать ответы на эти вопросы? (анализ, сопоставление, сравнение).
Верно, сравнение. Что такое сравнение? Как понимают сравнение в литературе? Языкознании? (сопоставление признаков, свойств предмета, явления, конструкции…)
Как же можно сравнивать их? Какие приёмы сравнения выделяет русский язык?
Рассказ ученика о приёмах сравнения. (Приложение. Презентация 2)
Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как? Рассмотрим их.
2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях: а) Радость ползёт улиткой , у горя бешеный бег. б) В груди её птицею пела радость.
3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного : а)Под ним струя светлей лазури.б)Правда дороже золота.
4)Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяются с обеих сторон запятыми: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз
Роль сравнительных оборотов в речи
Позволяют шире представить признаки предметов, явлений
Украшают речь, делают её образной, выразительной, меткой.
Работа по теме урока.
Вступительная беседа.
Андрей рассказал нам о способах сравнения. Но существует еще один способ сравнения - сравнение с помощью СПП предложения. Сравните. Слайд…
СПП с придаточным сравнения
Лес, точно терем без призора, весь Дорога прямая и ровная, точно
потемнел и полинял. ленту по тайге расстелили и забыли.
Выход на тему
Что представляют собой эти конструкции? (предложение со сравнительным оборотом и СПП с придаточным сравнения). Почему вы решили, что это придаточное сравнения? (ровная дорога сравнивается с лентой). Сделайте вывод, чем отличаются эти конструкции?
Так как сформулировать тему нашего урока?
Какую цель поставим перед собой?
- научиться отличать этот вид придаточных от других видов;
Что для этого нужно? - узнать об отличительных признаках придаточных сравнения;
Как узнать?-
Для начала попробуем перестроить предложения со сравнительным оборотом в СПП с придаточным сравнения. Напоминаю: должно быть действие в придаточной части. Работа со слайдами.
Конструкция со сравнительным оборотом
СПП с придаточным
Ни в чём так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске.
Нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся.
Лес стоял молча, неподвижно, словно всматривается куда-то макушками.
Хорошо и тепло, как у теплой печки.
Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.
Воздух так прозрачен, словно его совсем нет.
Под ногами, как ковер, мягкая, чуть скользкая хвоя.
Луна вверху стояла, и одна лишь тучка кралась за ней, как за добычею своей.
За высокой чугунной оградой ветер листья осенние рвёт, кружит листья по летнему саду, будто водит с листвой хоровод.
Избранные мною сестрицы-березки, небольшие еще, в рост человека, растут рядом, как одно дерево.
Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаюсь к учебнику. Для этого в паре проведем исследование. Совещайтесь, разбирайте предложения, заполняйте гнезда кластера.
Организация исследовательской деятельности.
Какие методы исследования будем использовать? (наблюдение, анализ, обобщение)
Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки придаточных сравнения.
Действуем по плану:
Найти главное и придаточное предложение. Определяем значение придаточного.
Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному или к какому-то одному слову
Определить средство связи.
Задать вопрос от главной части к придаточной.
Самостоятельная работа учащихся (анализ языкового материа
ла. Заполнение кластера
.
Проверка кластера.
Предложения для исследования:
1. Шарахался по полю гул, будто метался в стороны и смертно ревел гигантский зверь.
2. У Поли слегка кружилась голова, как если бы она впервые после болезни вышла на улицу.
3. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой подвязалася сосна. 4. Всё вокруг потускнело, точно солнце зашло в облака.
Есть ещё одна разновидность союзов, связывающих главную часть с придаточным сравнения. Выступление ученицы.Презентация 3
Выполнение упр.152. Три примера по выбору. Упр.153-моделирование.
Задание 1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.
А) Дойдя до лесного озёрка, присев на пологом берегу я доел хлеб, запил холодной, как утренний воздух, водой и, сняв ботинки, опустил ноги в озеро. Б) Ещё зелены были деревья(1) по краям озера (2)но несколько опавших листьев(3) уже плавало у берега (4) покачиваясь на воде(5) как качаются желтые лодки(6) брошенные отдыхающими (7) под дождём.
Задание 2.
Оба предложения-СПП?
Чем осложнено предложение А? Найди эти осложняющие элементы и выдели.
Вместо каких цифр надо поставить знаки препинания в предложении Б?
Проверка работ. Взаимопроверка.
Итоги урока.
Рефлексия. Обозначь своё участие в уроке:
Как еж в тумане к мишке шёл, так я плутал по закоулкам темы.
Я был слепцом и вдруг прозрел, все стало ясно и понятно.
Я в теме плавал(а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.