Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Растения- путешественники».

Фото пользователя Надежда Евгеньевна Шикунова (Малькова)
Submitted by Надежда Евгеньевна Шикунова (Малькова) on чт, 05/01/2012 - 20:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малькова Надежда Евгеньевна
Место работы, должность: 
ГБОУ СОШ №1929, учитель географии
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

Цель:сформировать представление об основных очагах происхождения культурных растений, путях их миграций, раскрыть роль человека в переселении и распространении культурных растений; развивать картографические умения на основе составления контурной карты; воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, картографические средства обучения (стенная карта «Очаги происхождения растений»), рисунок подорожника, натуралии (набор пряностей (перец, гвоздика, корица), кора корицы,                                   картофель, кофе (зерна), порошок какао)

Используемые ЦОР: 

презентация «Растения-путешественники» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), материалы http://school-collection.edu.ru (иллюстрации «Мельница для кофейных зерен», «Кофейное дерево», «Какао», карта «Районы плантационного хозяйства», слайд «Картофель – пищевой продукт», аудиофрагмент И.С.Бах «Кофейная кантата»)

Краткое описание: 
Представлен сценарий и план-конспект урока природоведения в 5 классе «Растени-путешественники». Цель урока: сформировать представление об основных очагах происхождения культурных растений, путях их миграций, раскрыть роль человека в переселении и распространении культурных растений; развивать картографические умения на основе составления контурной карты; воспитывать чувство прекрасного.

План урока.

I.                   Организационный момент. Мотивация: постановка целей и задач урока, план урока (слайд 1-3).

II.                Объяснение нового материала.

1.      Актуализация знаний: беседа о культурных и дикорастущих растениях (слайд 4).

2.      Беседа об очаге происхождения растений и вкладе в их изучение Н.И.Вавилова (слайд 5-6).

3.      Практическая работа  «Очаги происхождения растений»: совместно с учителем отметить очаги происхождении растений на контурной карте (слайды 7-16, материалы http://school-collection.edu.ru (иллюстрации «Мельница для кофейных зерен», «Кофейное дерево», «Какао», карта «Районы плантационного хозяйства», слайд «Картофель – пищевой продукт», аудиофрагмент И.С.Бах «Кофейная кантата»); картографические (стенная карта «Очаги происхождения растений»), рисунок подорожника, натуралии (набор пряностей (перец, гвоздика, корица), кора корицы,                                      картофель, кофе (зерна), порошок какао)).

4.      Практическая работа  «Пути перемещения растений». Задание: показать стрелками пути путешествий растений (слайд 17,18).

III. Закрепление: ответить на вопросы (слайд 19). Анализ карты, выявление основной мысли, формулирование выводов, фиксация вывода в табличной форме. Задание: в таблице дать названия очагам происхождения культурных растений, т.е. тех мест, где появились растения  (слайды 20-21).                                                              

III.             Постановка Домашнего задания: нарисовать растение-путешественник, история которого показалась самой интересной (слайд 22).  

IV.             Рефлексия: игра «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно) (слайд 23).

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I.

1.   Приветствие.

2.   Мотивация (путем установки связи с жизнью): Сегодня мы с вами поближе познакомимся с некоторыми растениями, которые вы часто встречаете на своём столе и даже не задумываетесь о том, что многие из них распространились далеко за пределы своей родины, пережив удивительные приключения, и сейчас выращиваются во многих уголках нашей планеты.

3.   Сообщение темы (слайд 1) и цели.

 Цель нашего урока: Познакомиться с родиной некоторых культурных растений и путями их перемещения.

4.   Постановка задач для учащихся (слайд 2):

Знать: очаг происхождения  культурных растений, пути перемещения растений.

Уметь: отмечать очаги на контурной карте, делать вывод о местах происхождения растений.

5.   Определение плана урока (слайд 3):

Чтобы решить эти задачи, мы будем работать по следующему плану:

             План (слайд 3):

  • Очаг происхождения растений.
  • Роль   Н. И. Вавилова.
  •  Родина и пути перемещения растений (конт. карта).
  •  Таблица «Происхождение растений».

Настраиваются на работу. С помощью презентации и объяснения учителя формулируют задачи урока и его результаты. Смотрят план. Записывают название темы в тетрадь.

 

II.1

Актуализация знаний.

Все растения земного шара можно разделить на две группы (схема слайд 4).

Растения

дикорастущие                       культурные

Дикорастущие растут сами по себе, а культурные выращивает человек.

Как вы думаете, какие важнее для человека?

Разные материки дали человеку разные виды культурных растений. Установлением их родины занимались многие ученые и считали это важным делом своей жизни.

Как вы думаете, почему так важно установить родину культурного растения?

 

 

 

 

Рисуют схему в тетрадях.

 

 

 

Культурные.

 

 

 

 

Зная в каких условиях растение росло на своей родине, в новом месте можно создать ему похожие условия, чтобы оно хорошо росло.

 

II.2

Формирование знаний об очаге происхождения растений и вкладе в их изучение Н.И.Вавилова. Наибольший вклад в изучение данного вопроса внес наш ученый Н. И. Вавилов, который установил очаги (центры) происхождения культурных растений, т.е. таких мест на Земле, где возникли и стали использоваться человеком культурные растения (слайд 5-6).

Участвуют в беседе.

 

II.3

Практическая работа «Очаги происхождения растений».

Таких очагов довольно много и сегодня мы попробуем их установить. Для этого положите перед собой контурные карты (к.к.) и условные знаки к ней. Подпишите её название «Очаги происхождения растений»  (слайд 7).

Но прежде  чем говорить об очагах культурных растений, я хочу вам напомнить о настоящем растении-путешественнике, которое является верным спутником людей-путешественников, т.к. растет вдоль дорог. Вы, наверное, уже догадались, что это растение называется...       

Посмотрите на рис. подорожника (демонстрирует изображение). Осенью у подорожника созревают мелкие семена, которые от сырости становятся клейкими и легко налипают на сапоги прохожих, путешествуя с ними. Семена подорожника перебрались в Америку, вместе с грязью на сапогах переселенцев. Индейцы с ужасом смотрели на это растение и метко прозвали его «следом белого человека», т.к. он рос вокруг жилищ европейцев и вдоль дорог, по которым они ходили.

Ребята, вы, наверное, помните, что открытие новых земель началось с поиска пути в одну удивительную страну.  Как она называлась?

Л. Н. Толстой писал: «Сумасшествие ехать по океану. Не зная дороги, по океану по которому никто не ездил. Плыть в страну, существование которой вопрос. Этим сумасшествием они открыли новый мир».

Чем же их привлекала Индия?

Но прежде всего, конечно же, пряности, ведь они тогда ценились дороже золота.

Почему они были такими дорогими?

Зачем же они были нужны?

Не только из-за вкуса ездили за пряностями. Считалось, что многие из них обладают целебными свойствами. И самое главное, тогда не было холодильников, а пряности помогали сохранить пищу.

Какие пряности вы знаете?  (слайд 8)

Королём пряностей считалась вот эта. Что это?

( Даёт одному определить по запаху)

При продаже его взвешивали на ювелирных весах. Даже купцы тогда назывались «мешки перца». Взгляните на него по-новому  (раздает пакетики перца). Родина этого растения Индия (показывает на карте слайд 7). Поставьте значок на контурной карте.

Второе место занимала вот эта пряность с сильным запахом (Даёт определить по запаху). В качестве пряности используют нераспустившиеся цветки, которые напоминают гвоздики (раздает образцы). Родина гвоздики- Индия (показывает на карте) (слайд 7). Поставьте значок.

Вы, наверное, любите булочки с корицей. Но я думаю, что вы не знаете, что этот порошок-корицу получают измельчая кору коричного дерева (демонстрирует и даёт на рассмотрение учащимся). Родина корицы - Китай (показывает на карте). Поставьте значок (слайд 7).

А булочки хорошо есть с кофе или чаем.

(иллюстрации «Мельница для кофейных зерен», «Кофейное дерево», «Какао», карта «Районы плантационного хозяйства»

Ни один напиток не употребляется так часто как чай. Чай делают из листьев чайного куста (показывает изображение слайд 9-10).

Посмотрите на карту и скажите, где родина чая? (слайд 7). Если спросить китайца о появлении чая в Китае, то он вам расскажет старинную легенду: «Очень давно на желтой земле жил старый буддийский монах. Увидев однажды во сне Будду, он так обрадовался, что дал обещание день и ночь проводить в молитве, не смыкая глаз. Но однажды  заснул. Проснувшись, он очень рассердился на себя и, чтобы глаза больше не закрывались во сне, отрезал себе веки и бросил их на землю. На месте брошенных век вырос чайный куст, листья которого дают чудесный напиток, отгоняющий сон».

Сейчас чай выращивают не только в Китае

Какой ещё бодрящий напиток вы знаете?

Родина кофе – Африка (показывает на карте, слайд 7). Поставьте значок. Мы привыкли видеть кофе вот таким - тёмно-коричневого цвета (демонстрирует зёрна), но на самом деле кофе вначале имеет совсем другой вид (показывает слайды 11-13).

 Кофе быстро завоевал большую популярность. Ему посвящали стихи и музыку. Великий композитор И.- С. Бах в его честь написал «Кофейную кантату». Давайте послушаем её фрагмент (И.С.Бах «Кофейная кантата»). А ведь открыто это растение было совсем недавно. Произошло это так. Однажды один эфиопский пастух пас своих коз. Он заметил, что после поедания каких-то красных ягод козы не спят, бегают и резвятся. Этими ягодами как раз был кофе. Молва о чудесном напитке быстро разлетелась, всюду стали появляться кофейни. Сейчас кофе, в основном, выращивают на другом материке. На каком?

А вот с какао произошла другая история. Его родина юг Северной Америки (показывает на карте слайд 7). Ставим значок (демонстрирует порошок, слайд 14). Как человек использует какао?

Кроме какао Америка дала нам томат или помидор(демонстрирует слайд 15). Посмотрите  у него две родины (показывает на карте слайд 7). Назовите их. Давайте их отметим на к.к.

И еще одно растение нам дала Америка, без него сейчас мы не представляем наш стол (слайд «Картофель – пищевой продукт», слайд 16). Какое это растение? Его родина высокие горы на западе Южной Америке. Как они называются? (показывает на карте, слайд 7). Покажите это значком на своих картах. На какие материки был вывезен картофель? (показывает на карте, слайд 7). А благодаря какому  царю, картофель попал в Россию?

Ну вот, мы с вами и познакомились с очагами происхождения растений (родиной).

некоторых растений. Мы выяснили, что некоторые растения совершили путешествие.

 

 

 

 

 

Подписывают названия к.к.

 

 

Подорожник.

 

 

 

 

Рассматривают рисунок, слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индия

 

 

 

 

Золото, пряности.

 

 

Долгий и трудный путь.

Для вкуса.

 

 

 

 

Перец, гвоздика, корица.

Перец

 

 

Отмечают на к.к.

Рассматривают образцы.

 

 

 

 

Гвоздика.

Рассматривают образцы.

 

 

Отмечают на к.к.

 

Рассматривают образцы.

 

 

 

 

Отмечают на к.к.

 

 

Слушают рассказ.

 

Рассматривают рис.

 

 

Восток Азии, Китай.

Отмечают на к.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кофе

 

Отмечают на к.к.

 

Смотрят слайды.

 

 

 

 

Слушают музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южная Америка. Бразилия

 

 

Отмечают на к.к.

Напиток, шоколад.

 

Смотрят на карту Юг С. Америки и север Ю.Америки.

Отмечают на к.к.

 

 

 

Картофель.

Анды.

Смотрят слайды.

Отмечают на к.к.

 

 

Петр I

 

 

 

 

 

II.4

Практическая работа «Пути перемещения растений». Задание: показать стрелками пути путешествий растений (слайд 17,18).

Отмечают на к.к.

 

 

 

 

III.

Давайте обсудим нашу карту.

      Вопросы для закрепления (слайд 19):

1. Назовите материки и их части, которые являются родиной культурных растений?

 

2. Какой материк не дал культурных растений. Почему?

 

 

3. Какие материки обменялись растениями?

 

 

Анализ текста, выявление основной мысли, формулирование выводов, фиксация вывода в табличной форме. Задание: в таблице дать названия очагам происхождения культурных растений, т.е. тех мест, где появились растения  (слайды 20-21).                                                              

            Происхождение растений.

№   название очага            примеры

1.   Индийский               перец, гвоздика

2.   Китайский                чай, корица

3.   Эфиопский               кофе

4.   Мексиканский          какао, томат

5.   Южно -Американ.     томат, картофель    

Отвечают на вопросы

 

1.Африка (восток), южная и восточная Азия, юг Сев. Америки, Юж. Америка.

2. Австралия, т.к. развивался самостоятельно и был поздно открыт. Антарктида – суровый климат

3. Африка и Юж. Америка, Сев. Америка и Евразия, Юж. Америка и Евразия

 

 

 

 

 

 

Используя контурные карты, заполняют табл.

 

 

 

 

 

IV.

Постановка домашнего задания (слайд 22):

нарисовать растение, история которого показалась самой интересной.

Записывают домашнее задание.

 

V.

Рефлексия результатов учебной деятельности. Организует игру «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно) (слайд 23).

Участвуют в игре, высказывают свое мнение.

 

   

Прикрепленный файл Size
Презентация.ppt.ppt 7.91 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн