Submitted by Нина Васильевна Кочетова on вс, 25/12/2011 - 16:37
ТЕКСТ 1 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) У (н)большой лесной поляны жили по соседству певчий дрозд и семя орлов (карли¬ков). (2) Прнося добычу насижващей орлице маленький орел всегда звал ее после (полу) дня к «обедеому столу» призывным кличем краси¬вым чистым свистом (н_)повторяя его дважды. (3) Но были дни когда солнце катилось к закату тени накрывали поляну а кормильца все (н_)бы-ло (н_)ладилось у него с охотой. (4) И как раз перед вечерней з_рей когда смлкали остальные певцы начинал концерт певчий дрозд. (5) В обычные дроздовые колена этот большой мастер импровизаций вставлял «бой» перепела трель щуки и (кое)что еще. (6) Но особео нра-вился ему голос соседа(карлика) и он повторял ор-ли ый прзыв чуть(ли) (н_)ежеминутно. (7) Был дрозд отличным певцом но пересмешником ока-зался так себе (по)тому что даже (н_)очень музы¬кальный слух улавл_вал фалып_ когда он свистел (по)орлиому. (8) Сытая орлица даже голову (н_)поворач_ва-ла в ту сторону где пел дрозд. (9) Но чем доль¬ше задержвался орел тем сильнее поддавалась она обману сильнее волновалась и казалось что вот(вот) она полетит туда (от)куда доносил¬ся свист что(бы) убедися что там нет ее орла а может быть для того что(бы) оторвать голову об¬манщику. (10) Но до этого (н_)когда (н_)доходило (по)тому что (н_)разу орел (н_)оставлял орлицу голодной на ноч_. (По Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Какое предложение является сложносочи¬ненным? Напишите номер этого предложения. 2. Найдите сложное предложение с однород¬ным подчинением придаточных. Напишите но¬мер этого предложения. 3. Какое предложение осложнено двумя обо¬собленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами? Напишите номер этого предложения. 4. Какое(-ие) предложение(-я) осложнено(-ы) распространенным обособленным приложением? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 5. В каком предложении использовано дейст¬вительное причастие настоящего времени? На¬пишите номер этого предложения. 6. В каком предложении автор употребил на¬речия в сравнительной степени? Напишите но¬мер этого предложения. 7. В каком предложении использован фразеоло¬гизм? Напишите номер этого предложения. 8. Какое предложение связано с предыдущим с помощью перифраза (перифразы)? Напишите номер этого предложения. ТЕКСТ 2 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) Пр_метив под кровлей старой, ветхой церк¬вушки щель (от)куда вылетали стрижи сорока ре¬шила поживиться за их сч_т стащив яйца или птен¬цов. (2) Но едва она прцепилась к к_рнизу как тут(же) с ипуга_ым криком бросилась обратно и круто снижаясь почти упала в один из ближних садов. (3) В тот(же) миг зав_рещали обе_покое_ые скворцы а из травы под яблонями раздался высокий и рез_ий писк (неизвестной птицы. (4) По голосам выходило что на какую(то) пичугу напала сорока и (н_)убив ее (с)разу пр_канчивает на земле. (5) Но стрекотание и визг (н_)пр_кратились когда сорока увидела (в)близи человека. (6) Она поск_кала к забору словно(бы) ране_ая волоча одно крыло и стараясь клюнуть себя(же) в спину. (7) На сороке вц_пившись в крестец сидел ра_вернув крылья и вижа стриж_ (н_)сразу различимый на ч_рном сорочьем оперении. (8) Сидел он за¬дом (на)перед подставляя сороке ж_сткий хвост. (9) Нанести сильный удар с_доку она (н_)могла но дерг_ла его за перья хвоста. (10) Стриж_ ввизгивал но больнее становилось самой(же) сороке (по)тому что острые и круто загнутые стрижи_ые когти еще сильнее впивались в нее. (11) Она доск_кала до кучи хвороста и нырнув в нее содрала стрижа со спины. Освободившись в_летела на густой вяз и сидела там чуть ли не (пол)часа (н_)обращая внимания на верещание скворцов забыв о собстве_ой семье переж_вая боль и обиду. (По Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Какое(-ие) предложение(-я) является(-ют-ся) сложносочиненным (-и)? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите но¬мер этого предложения. 3. В составе каких сложных предложений есть односоставные безличные предложения? Напи¬шите номера этих сложных предложений. 4. Какое предложение осложнено обособлен¬ным определением, выраженным причастным оборотом? Напишите номер этого предложения. 5. Какое предложение осложнено сравнитель¬ным оборотом? Напишите номер этого предло- 6. В каком предложении использованы два на¬речия в сравнительной степени? Напишите но¬мер этого предложения. 7. В каком предложении употреблено страдательное причастие прошедшего времени? Напи¬шите номер этого предложения. 8. В каком предложении использован контекст¬ный синоним к слову стриж? Напишите номер этого предложения. ТЕКСТ 3 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) На летнюю ниву на ее зав_раж_вающий простор можно смотреть долго (н_)уставая (н_)отводя взгляда как на пламя костра. (2) Степь всегда будораж_ла воображение (н_)своим многоцветием а куда(то) бегущим волнением майских ковылей. (3) А рож_? (4) Буд(то) это живые волны чис-того отмытого песка а (н_)рож_ и в ней васильки. (5) Спе_щая пшеница отл_вает цветом кале_ой бронзы по которой ветер бепр_станно рисует му-аровый узор. (6) Порыжели прямые усы ячменя сизой дымкой подернуто поле овса. (7) Словно густая изморо_ь легла на сочную зелень гречихи и как в весе_ем саду гудит над гречихой пчела. (8) А по соседству уже заж_лтели яркие в_нцы солнечного цветка. (Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Какое из предложений является бессоюзным сложным? Напишите номер этого предложения. 2. Какое предложение является сложноподчи¬ненным с придаточным определительным? Напи¬шите номер этого предложения. 3. Найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложе¬ния. 4. Какое(-ие) предложение (-я) является(-ют)ся сложносочиненным(-и)? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 5. Найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборо¬том? Напишите номер этого предложения. 6. Какое(-ие) предложение(-я) осложнено(-ы) сравнительным оборотом? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 7. В каком(-их) предложении(-ях) использова-но(-ы) страдателъное(-ые) причастие(-я) прошедшего времени ? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 8.В каком предложении использовано олицетворение? Напишите номер этого предложения. ТЕКСТ 4 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) Вслушайтесь тишина в полях обманч_ва.(2)Л_ется (из)под облачной выси песня полевого жаворонка с которой он встреча_т и провожа_т солнце с которой прлетел весной. (3) Может быть она даже стала богаче напевом ведь жаворонок (н_)зяблик что заучил на всю жизнь пусть красивую но(одну) единственную трель. (4) Доведя скорость полета до скорости ветра буд(то) в (н_)весомости парит птица над полем и вдруг (н_)меняя (н_)громкости песни (н_)темпа лихо зал_жив крылья камнем падает (в)низ и едва (н_)к_снувшись колосьев мгнове_о смолкает. (5) Последние песни поет жаворонок вот(вот) загрохоч_т поле машинами и отдав урожай (с)нов_ пр_вратится в пашню. (6) Поет (н_)для себя подр_стают вторые птенцы. (7) Они должны запомнить песню отца и с ней возврати_ся весной. Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напи- шите номер этого предложения. 2. Какое(-ие) предложение(-я) является(-ют-(ся) бессоюзным(-ыми) сложным(-ыми) предло- жением(-ями)? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 3. Найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. 4. В каком предложении сказуемое является составным глагольным? Напишите номер этого предложения. 5. Какое предложение осложнено четырьмя деепричастными оборотами? Напишите номер этого предложения. 6. Какое предложение осложнено вводным словом? Напишите номер этого предложения. 7. В каких предложениях использованы крат¬кие прилагательные? Напишите номера этих предложений. 8. В каком предложении использованы антони¬мы? Напишите номер этого предложения. ТЕКСТ 5 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) (Н_)проз_вал того дня когда начало налива_ся хлебное зерно зловредный жук с веселым на¬званием «кузька». (2) Вылез из земли взобрался на колос це_ко обхватив его шестью крюкастыми лап¬ками так це_ко что (н_)какому ветру (н_)оторвать (н_)стряхнуть и нач_л жевать (молочно)белую мя¬коть. (3) Сильнее соседних клоняся колосья где си¬дят два а то и три рыж_ватых жука и каждый грызет. (4) Сам он этот корявый кузька по вкусу (н_)всем но все(таки) и на него находя_ся любители. (5) Реет над полем чуть к_саясь острым кры¬лом пшеничной волны кобчик снимая ко_тистой лапой жука за жуком. (6) Крепко держи_ся кузь-ка ра_кач_вает свежий ветер колосья то пр_гибая то выпр_мляя их. (7) Попробуй схвати (с)лета. (8) Схват_вают его болотные крачки всей стаей пр_летевшие сюда с ближайшей поймы как ба¬бочки п_рхая над полем. (9) Но велик жук числом (н_)каких птиц (н_)хватит что(бы) избавить от этого нахлебника. (10) Он и после жатвы (не)на¬сытный будет шарить по стерне. (11) Но тогда на него (н_)будут смотреть и вороны. (По Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Какое предложение является сложнопод¬чиненным с однородным подчинением придаточ¬ных? Напишите номер этого предложения. 2. Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. 3. В состав какого сложного предложения вхо¬дят два односоставных безличных предложения? Напишите номер этого предложения. 4. Какое предложение осложнено деепричастным оборотом? Напишите номер этого предложения. 5. Какое предложение осложнено обособлен¬ным приложением? Напишите номер этого пред¬ложения. 6. Какое предложение осложнено обособ¬ленным определением, выраженным причаст¬ным оборотом? Напишите номер этого пред-ложения. 7. В каком предложении употреблены одиноч¬ные деепричастия? Напишите номер этого пред¬ложения. 8. В каком предложении использованы кон¬текстные антонимы? Напишите номер этого предложения. ТЕКСТ 6 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) Порой сл_ваясь с сиз_ватым отливом ов¬са легко скользит в (н_)торопливом полете лунь. (2) Весь (светло)серый лиш_ на в_раже мелькнет ч_рная перевязь под крылом. (3) Этот не за жу¬ком кузькой пр_летел. (4) В гнезде лежат пяте¬ро (крючко)носых лунят с ними мать. (5) (Н_)по жучку(же) им носить в каждой лапе. (6) Ищ_т лунь (по)крупнее добычу. (7) Пулей м_тнулся через дорогу суслик. (8) И останови_ся страшно и в густую рож_ нельзя (нечего (н_)видно (во)круг. (9) Вот и нырнул (с)рагона в норку на обочне. (10) А замешклся (бы) малость быть ему в ко_тях у луня. (11) Да и делать в такую жару (на)верху зверьку (н_)чего. (12) Вот у кого нет на свете друзей ему и солнце враг. (13) Оно может убить если (н_)куда будет спрята_ся. (По Л.Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Найдите в тексте сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. На¬пишите номер этого предложения. 2. Какое предложение является сложноподчи¬ненным? Напишите номер этого предложения. 3. В каком бессоюзном сложном предложении первая часть содержит условие, при котором со¬вершается то, о чем говорится во второй части? Напишите номер этого предложения. 4. Найдите простое(-ые) односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите но¬мерка) этого(-их) предложения(-ий). 5. В каком сложном предложении одна из час¬тей является неполным, двусоставным, распро¬страненным предложением? Напишите номер этого предложения. 6. Какое предложение осложнено обособлен¬ным обстоятельством? Напишите номер этого предложения. 7. В каком предложении использовано отрица¬тельное наречие? Напишите номер этого пред¬ложения. 8. В каком предложении использованы языко¬вые антонимы? Напишите номер этого предло¬жения. ТЕКСТ 7 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. (1) Красне_т белое солнце скл_няясь к закату. (2) На него уже можно смотреть на красном диске огромного св_тила пляшут ч_рные точки ра_тянувшись на версту вереницей молча тянет грачи_ая стая к дальнему н_члегу. (3) Улегся ветер успоко_лись вихри ушли облака. (4) Застыли залитые красным чуть полегшие вихри ячменя потемнела пшеница (н_)колыш_ся рож_. (5) Кар¬тина иная чем днем иная жизнь в ночном поле. (6) Под луной оно еще величестве_ее. (7) Где его край есть(ли) у него граница? (8) Но в ноч¬ной тиш_не чего(то) (н_)хватает этому в_личию. (9) (Н_)должно быть такого бе_молвия. (10) И когда услыш_шь далекое «подь-полоть» а покаж_тся «спать пора» об_яние русского поля с его простором с перепели_ым боем с запахом пыли и свеж_сти и чистым небом над ним станет еще сильнее. (11) Трижды (к)ряду ударил перепел и (с)нов_ (н_)звука а потом (со)всем рядом другой отозвался попилик_л (н_)множко сверч_к посвис¬тела сова петухи заорали в деревне. (12) Значит полноч_ (не)далеко до ра_вета. (По Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения. 2. Найдите бессоюзное сложное предложение, являющееся риторическим вопросом. Напишите номер этого предложения 3. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напи¬шите номер этого сложного предложения. 4. Какое предложение осложнено вводным словом? Напишите номер этого предложения. 5. Какое предложение осложнено необособ¬ленными определениями, выраженными причаст¬ными оборотами? Напишите номер этого пред-ложения. 6. Какое(-ие) предложение(-я) осложнено(-ы) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 7. В каком предложении использовано прила¬гательное в сравнительной степени? Напишите номер этого предложения. 8. В каком предложении использован перифраз слова солнце? Напишите номер этого предложе¬ния. ТЕКСТ 8 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрой¬те скобки. (1) В глухом и мрачн_ватом лесном урочище в гнезде тетеревятника ре_ли два птенца. (2) Пер¬вые дни своей жизни они провели под крыльями ястреба(матери) которая и грела их и кормила. (3) А с тех пор как в белом пуху ястребят пока¬зались темные пеньки буд_щих перьев оба уже жили под открытым небом как взрослые птицы а мать только пр_сматривала за гнездом со стороны и (по)прежнему длила между ними добычу кото¬рую приносил с охоты ястреб(отец). (4) Единстве_ыми уц_левшими соседями те¬теревятников была семья больших синиц у ко¬торых в крепком пеньке с дуплом р_сли оди_адцать птенцов. (5) Все открытые гнезда хищники ра_орили. (6) Синицы не только уц_лели но одна из них (н_)сколько раз за день влетала в ястреби_ое гнездо и ловила там мясных мух жирных и бл_стящих слетавш_ся на остатки птич_их косточк с кусочками мяса. (7) Чем больше остава лось (н_)съеде_ого тем больше сл_талось мух. (8)Она перескак_вала через ястребят в_пархи¬вала на ветку и (с)нов_ в_прыгивала на помост. (9)Проснувшиеся птенцы только глазами водили за шустрой гостьей а (с)верху на нее (в)роде как сни_ходительно погляд_вала ястреб(мать). (10) Но когда из пеньков на крыльях ястребят равернулись коричневатые кисточки полетных крыльев когда они сами стали рвать добычу ко¬торую пр_носил отец синица (в)роде(бы) поняла что дальше рисковать (н_)стоит но все(таки) еже¬дневно по утрам прлетала к гнезду хищников. (11) Тетеревятники (н_)раз приносили детям си¬ниц но смелую соседку (по)чему(то) (н_)тронули хотя была она (не)исключительной и (н_)самой отчая_ой. (По Л. Семаго) Выполните тестовые задания (ответ дайте в цифровой форме): 1. Найдите сложносочиненное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 2. Какое предложение является сложным с сочинительной и подчинительной связью с обстоя- тельственным придаточным уступки? Напишите номер этого предложения. 3. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным, последовательным и параллель¬ным подчинением придаточных. Напишите но¬мер этого предложения. 4. Найдите односоставные безличные предло¬жения, в составе сложного предложения. Напи¬шите номер этого предложения. 5. Какое предложение осложнено обособлен¬ными определениями? Напишите номер этого предложения. 6. Какое(-ие) предложение(-я) осложнено(-ы) обособленным приложением (в том числе и одиноч¬ным с дефисом)? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 7. В каком предложении использовано субстан¬тивированное причастие (существительное, об¬разованное путем перехода из одной части речи в другую)? Напишите номер этого предложения. 8. В каком(-их) предложении(-ях) употреблен(-ы) контекстный(-ые) синоним(-ы) к слову синица? Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответы на тестовые задания № задания /№ текста 1 2 3 4 5 6 7 8 Текст 1 6 3 2 2 2 9 7 5 Текст 2 3 1 4, 10 7 6 10 3 9 Текст 3 6 5 1 7 2 1,7 4,6 5 Текст 4 2 5,6 1 7 4 3 1,7 2 Текст 5 3 6 9 2 4 8 6 6 Текст 6 8 13 10 5, 11 4 1 13 12 Текст 7 11 7 10 12 4 1,2 10 2 Текст 8 6,9 11 10 7 6 2,3,9 7 9,11
На: Тексты по теме "Сложные предложения"
Спасибо, очень полезный материал!
М.В.Агеева