Интеллектуальная игра " М.В. Ломоносов"
Цель игры:
Погружение в эпоху XVIII века. Осмысление гениальности великого русского ученого.
Задачи:
- Развивать интеллектуальные способности учащихся,
- Понять и осознать значение деятельности М. В. Ломоносова, его в клада в историю России, отечественную науку,
- Патриотическое воспитание современной молодежи.
Оборудование:
портрет М.В. Ломоносова, книги о М.В. Ломоносове, тематическая выставка , мультимедийный проектор, бумага для записей.
Возраст участников– 7-9 классы.
Этапы проведения:
Подготовительный. За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды, готовят презентации ("Мой Ломоносов "), подбирают и знакомятся с литературой.
Проведение игры:
Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя литературы, истории.
Объясняются условия игры. На полу нарисованы линейки. Учащиеся отвечают на вопросы конкурсов. Если ответ верный, то ученик переходит на другую линию, получая по 1 баллу. Если ответа нет или он неверный, то передается болельщикам. За правильный ответ они получают жетоны.
В игре есть два творческих конкурса - конкурс на лучшую презентацию и написание эссе «Мой Ломоносов» , которые оцениваются по 10 баллов максимально.
Подведение итогов.
Итоги подводятся жюри и определяется класс - победитель, а также активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.
После игры библиотекарь делает анализ, отмечает, что вызвало затруднения, недочеты игре, благодарит учащихся за хорошие знания.
Используемая литература:
1. Ломоносов М.В. "Избранная проза", "Советская Россия",1980г,
3. Карпеев Э.П. "М. В. Ломоносов - великий русский ученый – энциклопедист", Ленинград, 1986.
5. Черняховский И.М. "Михайло Ломоносов", Просвещение,1961.
6. Фруменков Г.Г. "Слово о Ломоносове", "Северо-Западное", Архангельск,1986.
Андреева М.А., Короткова М.П, Косова А.Л. «Он сам был первым нашим университетом»: Викторина, посвящённая жизни, творчеству и научному наследию М.В. Ломоносова / А.Л. Косова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – Вып. № 9. – С. 11-14.
Родионова И.Н. Подвижник просвещения: Сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова, для учащихся 7-11 классов / И.Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. – Вып. № 8. - С. 12-17.
Разработала: заведующая библиотекой МОУ Мальчевская СОШ Яцук Т.А.
Конкурс 1. "М.В. Ломоносов"
(по принципу Блеф клуба)
1. М.В. Ломоносов родился в 1711г. (Да)
2. М.В. Ломоносов – сын зажиточного крестьянина (Да)
3.М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)
4. Стипендия Ломоносова была 90 копеек. (Да)
5. Для МГУ было построено специальное здание (Нет).
6. В 19 лет Миша начал помогать отцу (Нет, в 10 лет).
7. М.В. ломоносов поступил учиться в академию в 10 лет (нет в 19)
8. М.В. Ломоносов учился 5 лет (Нет 10 лет)
9. М.В. Ломоносов плохо относился к второгодникам (нет. Хорошо)
"Ломоносов и просвещение"
1. Перечислить учебные заведения, в которых учился Ломоносов? (Славяно – греко - латинская академия, Петербургская академия, Маргбург, Фрейберг).
2. Сколько языков знал Ломоносов? (31, на 11 - отлично, на 20 - читал без словаря и мог разговаривать на французском, английском, ирландском, польском, венгерском, латинском, еврейском, русском, словенском, эллинском).
3. Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).
4. Какого предмета не было в университете? (Богословия).
5. Продолжите слова Ломоносова "всего труднее для учащихся" (леность, нерадивость).
6. Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).
7. Какие книги Ломоносов считал "вратами своей учености"? (Псалтырь С. Полоцкого, арифметика Магницкого, грамматика Смотрицкого).
8. Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).
9. Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).
Конкурс 2. «Продолжить строки из труда Ломоносова»:
1. "Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но …. (стеклу "Письмо о пользе стекла").
2. Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).
3. Продолжите Ломоносова:
"Науки юношей питают,
Отраду старшим подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай ……"? (берегут)
4. продолжите Ломоносова:
«Да на его пример и на дела велики
Смотря весь смертных род, смотря земны владыки,
Познают, что монарх и что отец прямой,
Строитель, плаватель, в полях, в морях ….»(герой)
5. Продолжите Ломоносова:
«Но где ж, натура, твой закон?
С полнощных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой …? (трон)
6. продолжите Ломоносова:
«Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом ….(жаркого)
7. Продолжите Ломоносова:
«Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче…. (меди)
8. продолжите Ломоносова:
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне …..(дна)
9. Продолжите Ломоносова:
«Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале …….(звезд)
Конкурс 3.
(домашнее задание: кто больше найдет высказываний о Ломоносове)
Русские поэты и писатели о Ломоносове
ОТРОК
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
А.С. Пушкин
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье -
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,-
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф.И.Тютчев
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Г.Державин
"Поэтический венок" М. В. Ломоносову
В соседстве двух морей, на родине
метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он
рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой,
далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный
звук.
(С. И. Стромилов.)
О дивный муж!.. С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса господних дел,-
Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя,
Явился ты – осуществленьем
Мечты великого царя!
Твоею ревностью согретый.
Очнулся русский дух с тобой:
Ты лучших дел Елизаветы
Был животворною душой,
Ты дал певца Екатерине,
Всецело жил в ея орлах,
И отблеск твой горит и ныне
На лучших русских именах! (А.Н. Майков. Ломоносов)
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
(Н.И. Рыленков. Ломоносов)
Жизнь человека – вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И - что уж там!- он создан,
он стоит,
Наш первый,
наш российский,
наш московский!
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
( М.И.Алигер. из поэмы "Ломоносов")
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему… (Ф.И. Тютчев. Ломоносов)
Конкурс 4
(домашнее задание: кто больше найдет высказываний Ломоносова о науке и языке)
Команды читают высказывания по очереди, победит та, которая прочитает больше .
М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.
3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.
4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.
8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.
9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.
10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.
11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.
13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два – четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.
14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ваше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участнице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению.
15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и вечной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.
16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного.
Конкурс 5
(творческий конкурс презентаций)
Конкурс 6
(творческий конкурс – эссе)
Подведение итогов конкурса.
|