Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеллектуальная игра " М.В. Ломоносов"

Интеллектуальная игра " М.В. Ломоносов"

 

Цель игры:

 Погружение в эпоху XVIII века. Осмысление гениальности великого русского ученого.

Задачи:

   -  Развивать интеллектуальные способности учащихся,

  -   Понять и осознать значение деятельности М. В. Ломоносова, его в клада в историю России, отечественную науку,

   -  Патриотическое воспитание современной молодежи.

Оборудование:

 портрет М.В. Ломоносова, книги  о М.В. Ломоносове, тематическая  выставка , мультимедийный проектор, бумага для записей.

Возраст участников– 7-9 классы.

Этапы проведения:

    Подготовительный. За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды, готовят презентации ("Мой Ломоносов "), подбирают и знакомятся с литературой.

    Проведение игры:

                Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя литературы, истории.

        Объясняются условия игры. На полу нарисованы линейки. Учащиеся отвечают на вопросы конкурсов. Если ответ верный, то ученик переходит на другую линию, получая по 1 баллу. Если ответа нет или он неверный, то передается болельщикам. За правильный ответ они получают жетоны.

        В игре есть два творческих конкурса - конкурс на лучшую презентацию  и написание эссе «Мой Ломоносов» , которые оцениваются по 10 баллов максимально.

            Подведение итогов.

 Итоги подводятся жюри и определяется класс - победитель, а также активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.

    После игры библиотекарь  делает анализ, отмечает, что вызвало затруднения, недочеты игре, благодарит учащихся за хорошие знания.

Используемая литература:

1. Ломоносов М.В. "Избранная проза", "Советская Россия",1980г,

3. Карпеев Э.П. "М. В. Ломоносов - великий русский ученый – энциклопедист", Ленинград, 1986.

5. Черняховский И.М. "Михайло Ломоносов", Просвещение,1961.

6. Фруменков Г.Г. "Слово о Ломоносове", "Северо-Западное", Архангельск,1986.

Андреева М.А., Короткова М.П, Косова А.Л. «Он сам был первым нашим университетом»: Викторина, посвящённая жизни,  творчеству и научному наследию М.В. Ломоносова / А.Л. Косова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – Вып. № 9. – С. 11-14.

Родионова И.Н. Подвижник просвещения: Сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова, для учащихся 7-11 классов / И.Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. – Вып. № 8. -  С. 12-17.

Разработала: заведующая библиотекой МОУ Мальчевская СОШ Яцук Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс 1. "М.В. Ломоносов"

(по принципу Блеф клуба)

1. М.В. Ломоносов родился в 1711г. (Да)

2. М.В. Ломоносов – сын зажиточного крестьянина (Да)

 3.М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)

4.  Стипендия Ломоносова была 90 копеек. (Да)

5.  Для МГУ было построено специальное здание (Нет).

6.  В 19 лет Миша начал помогать отцу (Нет, в 10 лет).

7. М.В. ломоносов поступил учиться в академию в 10 лет (нет в 19)

8. М.В. Ломоносов учился 5 лет (Нет 10 лет)

 9. М.В. Ломоносов плохо относился к второгодникам (нет. Хорошо)

"Ломоносов и просвещение"

   1.  Перечислить учебные заведения, в которых учился Ломоносов? (Славяно – греко - латинская академия, Петербургская академия, Маргбург, Фрейберг).

   2.  Сколько языков знал Ломоносов? (31, на 11 - отлично, на 20 - читал без словаря и мог разговаривать на французском, английском, ирландском, польском, венгерском, латинском, еврейском, русском, словенском, эллинском).

  3.  Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).

  4. Какого предмета не было в университете? (Богословия).

  5.  Продолжите слова Ломоносова "всего труднее для учащихся" (леность, нерадивость).

6.    Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).

  7.   Какие книги Ломоносов считал "вратами своей учености"? (Псалтырь С. Полоцкого, арифметика Магницкого, грамматика Смотрицкого).

8.    Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).

 9. Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).

           Конкурс 2. «Продолжить строки из труда Ломоносова»:

   1.  "Пою перед тобой в восторге похвалу

    Не камням дорогим, ни злату, но …. (стеклу "Письмо о пользе стекла").

2.    Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).

   3. Продолжите Ломоносова:

 "Науки юношей питают,

    Отраду старшим подают,

    В счастливой жизни украшают

    В несчастный случай ……"? (берегут)

4. продолжите Ломоносова:

«Да на его пример и на дела велики

Смотря весь смертных род, смотря земны владыки,

Познают, что монарх и что отец прямой,

Строитель, плаватель, в полях, в морях ….»(герой)

5. Продолжите Ломоносова:

«Но где ж, натура, твой закон?

С полнощных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой …? (трон)

6. продолжите Ломоносова:

«Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг кругом ….(жаркого)

7. Продолжите Ломоносова:

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче…. (меди)

8. продолжите Ломоносова:

«Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне …..(дна)

9. Продолжите Ломоносова:

«Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале …….(звезд)

Конкурс 3.

(домашнее задание: кто больше найдет высказываний о Ломоносове)

Русские поэты и писатели о Ломоносове

 

ОТРОК

 

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

А.С. Пушкин

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя Правды и Науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье -

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему,-

Как тот борец ветхозаветный,

Который с Силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной.

                           Ф.И.Тютчев

 

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

 

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?

 

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

                                              Г.Державин

"Поэтический венок" М. В. Ломоносову

 

 В соседстве двух морей, на родине

 

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,

далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный

звук.

                           (С. И. Стромилов.)

О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великого царя!

Твоею ревностью согретый.

Очнулся русский дух с тобой:

Ты лучших дел Елизаветы

Был животворною душой,

Ты дал певца Екатерине,

Всецело жил в ея орлах,

И отблеск твой горит и ныне

На лучших русских именах! (А.Н. Майков. Ломоносов)

 

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков. Ломоносов)

 

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И - что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш российский,

наш московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло два с лишним века -

Россией Ломоносов не забыт!

 

( М.И.Алигер. из поэмы "Ломоносов")

 

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

 

Не нас поработил ему… (Ф.И. Тютчев. Ломоносов)

 

Конкурс 4

(домашнее задание: кто больше найдет высказываний Ломоносова о науке и языке)

Команды читают высказывания по очереди, победит та, которая прочитает больше .

М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ

 

1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.

 

2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.

 

3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.

 

4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.

 

5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.

 

6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.

 

7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.

 

8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.

 

9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.

 

10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.

 

11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

 

12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.

 

13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два – четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.

14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ваше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участнице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению.

15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и вечной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.

16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного.

Конкурс 5

(творческий конкурс презентаций)

Конкурс 6

(творческий конкурс – эссе)

Подведение итогов конкурса.

 

Прикрепленный файл Size
интеллектуальная игра М.В.Ломоносов.docx 27.75 KB

»  Размещено в сообществах:   

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн