ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В ЗАКАЗНИКЕ «КОЛЬЧУГИНСКИЙ»
Нестерова Е.А.
В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования.
Экологическое образование играет значительную роль в становлении экогуманистического (коэволюционного) мировоззрения, в котором отношения человека с природой направлены на сосуществование в гармонии, сотворчестве, личной ответственности за мир, сохранение разнообразия природы, культуры.
Важным условием формирования экогуманистического мировоззрения школьников является присвоение ценностей, их осмысление и осознание, только в этом случае они становятся достоянием учащихся и переходят в разряд норм поведения, выступающих регулятором деятельности. Одним из средств становления экогуманистических норм школьников являет исследовательская деятельность в природе. Многие стороны взаимодействия человека и природы остаются для школьников абстракцией, если изучаются в отрыве от ближайшего окружения. Большинство школьников не видят взаимосвязи в природе, не осознают вреда, причиняемого природе действиями человека. Необходимы практические занятия, изучение проявления конкретных экологических проблем своей местности, самостоятельные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся. Одновременно данный вид деятельности помогает проникнуться проблемами взаимоотношений человека и природы, способствуя формированию этического отношения к природе.
Под исследовательской деятельностью, чаще всего понимается деятельность учащихся, связанная с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Для исследовательской деятельности школьников характерны общепринятые этапы исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. В рамках урока, полноценную исследовательскую деятельность достаточно трудно организовать, экологическая же экспедиция обладает большим потенциалом для ее формирования.
Исследовательская деятельность, связанная с подготовкой, проведением экспедиции в заказник «Кольчугинский» состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап (ноябрь). Он включает в себя отбор участников экспедиции, как правило, это школьники 6-11 классов, желающие выполнять исследовательскую работу и по медицинским показаниям допущенные к экспедиции. На этом этапе формируется мотивация исследовательской деятельности и реализуется принцип естественности, интерес не должен быть искусственным, а настоящим. Для этого учащиеся разбиваются на группы (2-3 человека) по интересам. Интересы могут быть разносторонними: гидробиология; изучение антропогенной нагрузки на различные экосистемы; геоботаника; фенология; изучение жизненности растений заказника, в зависимости от особенностей розы ветров и расположения предприятий и др. Для каждой группы определяется объект, предмет исследования, тема исследовательской работы. Выбирается маршрут экспедиции.
2. Постановка проблемы, целеполагание (декабрь). Школьники учатся видеть рассогласование, определять характер проблемы, предполагать причины возникновения проблемы, строить предположения о разрешении данной проблемы. При этом проблема должна быть не надуманной, а реальной. Группы формулируют тему исследования. Тема должна отражать объект исследования, целевые ориентиры, отражающие то, на решение каких задач направлена исследовательская деятельность. На этом же этапе школьники учатся самостоятельной постановке целей.
3. Сбор и анализ информации по теме исследования, выбор методики (январь-май). На этом этапе школьники учатся или продолжают формировать данное умение (в зависимости от возраста) самостоятельно получать информацию из различных источников, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
4. Экологическая экспедиция в заказник «Кольчугинский» (июнь). Экспедиция, это форма образовательной деятельности, связанная с проживанием в полевых условиях (палаточный лагерь). Экспедиция длится 5-7 дней. Группа учащихся 15 человек на 1 руководителя. Внутри нее тематические группы по 2-3 человека. Распределяются обязанности среди участников экспедиции (командир группы, завхоз, санитар, культорганизатор, фотограф, художник, ответственный за ведение группового дневника, ответственный за сбор образцов для коллекций, костровой и др.). Составляется список дежурных на каждый день.
Группа движется по намеченному маршруту, делает остановки, во время которых закладывает исследовательские площади, проводит исследования по выбранным методикам, собирает коллекции минералов, гербарии, фототеки, экспонаты для школьного музея, фольклор. Все данные, полученные в ходе исследований, заносятся в дневники. Время одного дня экспедиции на стоянках и при изучении площадей распределяется следующим образом: полевые геоэкологические исследования ведутся 4 часа в день (2 часа до обеда, обычно с 11ч.-13ч.; 2 часа после обеда с 15ч.-17ч.), 1 час на подведение и оформление результатов исследовательского дня (после ужина 19ч.-20ч.). За 7 дней экспедиции, как правило, учащиеся успевают исследовать около 10 площадей и собрать достаточно материала для написания исследовательской работы.
5. Анализ и представление полученных результатов (сентябрь-октябрь). Во время данного этапа происходит поиск и выделение учащимися значимых функциональных связей и отношений между частями целого в собранном во время экспедиции материале. Приобретается умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям, критериям, соотносить достигнутые результаты с поставленной целью, оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Школьники строят предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигают гипотезы, обосновывают их. Подбирают аргументы, формулируют выводы. Предлагают свои рекомендации населению, лесничеству, отделу природопользования администрации района (например, до наших исследований не было данных о том какие редкие растения, животные есть в заказнике, мы провели инвентаризацию видов и рекомендовали некоторые из них для охраны). Учатся отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности. Выбирают и используют выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Исследовательская деятельность - это поиск правильного ответа путем проб и ошибок, это и своя система поощрения: выступление на конференциях, публикации. Ребенок понимает, что его работа имеет значимость для общества, интересна для окружающих.
Свои исследовательские работы школьники успешно защищают на различных исследовательских конференциях, фестивалях, конкурсах. Ежегодно ребята становятся победителями и призерами Российских конкурсов «Первые шаги в науку», «Подрост», «Юность, Наука, Культура», Международного детского экологического форума «Зеленая планета», Всероссийской олимпиады «Созвездие».
Список литературы
1. Афанасьев В.П., Акципетров А.А. Учебное исследование как форма активного обучения. // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов IIмеждународной конференции. Часть I. / В.П. Афанасьев, А.А. Акципетров. – Новосибирск: НГПУ, 1997. – С. 74-76.
2. Демидова, Н.Н. Проблемный личностно-ориентированный подход в геоэкологическом образовании. Учебное пособие / Н.Н. Демидова / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2005. – 110с.
3. Озеров, А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание / А.Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 216 с.
|