Экологическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
учитель биологии СЭЛ № 21, г. Пскова
Андрусич Т.Ю.
Работая в Социально – экономическом лицее, у меня нет дополнительных часов в сетке учебных занятий на уроки экологии и тем более нет речи о введении в предмет биология экологии, так как не позволяет профиль. Поэтому организация в 2003 году Природоохранного объединения «Зеленый патруль» дала официальную возможность заниматься дополнительно насущными проблемами экологической направленности, не смотря на то, что первые три года эта работа учебным заведением не оплачивалась, т.е. осуществлялась на добровольных началах. В то время я не придала особого значения этой деятельности и только спустя годы (8 лет) анализируя тот результат, к которому мы пришли, можно сказать, что если бы в целом лицей поменял направление социально-экономическое на экологическое выиграли бы все.
Подойдя к вопросу организации работы «Зеленого патруля» с полной ответственностью я засучила рукава. Первая акция, которая переросла в большой экологический проект называлась «Птицеград» и включала два направления «Кормушка» и «Новоселье». Но на протяжении 4 лет мы только строили кормушки, подкармливали птиц, изготавливали и развешивали скворечники. Работа эта была систематической, целенаправленной, постоянной. И даже в тот год, когда ЭБЦ не предлагал этой акции для работы «Зеленых патрулей» города наш лицей продолжал движение по накатанным рельсам. Не смотря на то, что первое время кормушки пропадали, перекочевывали ближе к домам от лицея, и даже были случаи вандализма, мы продолжали природоохранную деятельность и подкармливали птиц в определенный сезон. Параллельно этой практической деятельности мы учились изготавливать листовки по защите птиц, по призыву к изготовлению кормушек жителями микрорайона, составляли головоломки и кроссворды о птицах, знакомились с птицами синантропами, перелетными, кочующими; устраивали выставки портретов птиц, фотогалереи. А в последние годы по методике ЭБЦ проводили достаточно сложные и интересные викторины по теме «Птицезнай». И только в 2007 году весь накопленный материал был обобщен, проанализирован и оформлен, как экологический проект – исследование на тему «Привлечение птиц на пришкольный участок СЭЛ № 21», автор – ученик 10-а класса Саенко Алексей.
Второе направление в природоохранной деятельности «Зеленого патруля» нашего лицея – изучение дендрофлоры школьного двора. И эта исследовательская работа была первой и моей исследовательской работой, которую выполнила в 2004 -2006 гг. Бовт Вероника, ученица 9-б класса. Когда Вероника защищала свою работу в рамках лицея на «Лицейских чтениях» работу жюри не оценило, хотя объем работы и актуальность работы были достаточно весомы. Поэтому на городскую конференцию работа не попала, доработав ее, подвернулся случай выставить эту работу в 2007 г. на областную олимпиаду по экологии, где соавтором этой работы стал одноклассник Вероники Саенко Алексей, который после защиты этого экологического проекта занял 2 место в региональном этапе олимпиады школьников по экологии. Летом 2007 года Вероника, как автор работы решила найти новое направление в изучении дендрофлоры школьного двора и, расширив свой проект в 2008 году, уже в 11 классе заняла 3 место на конференции «Старт в науку».
В 2008 уч.г. мною был предложен для внеклассного изучения элективный курс «Лицей, как экологическая среда», который предполагал изучение экологического состояния учебных кабинетов, рекреаций, столовой и других школьных помещений, дальнейшего развития эта тема пока не имела, но изучением экологической среды рядом с лицеем занялся в 2009 году ученик 9-а класса Бениаминов Игорь, который из большого количества тем исследовательских работ выбрал влияние транспорта на атмосферный воздух в микрорайоне рядом с лицеем № 21. Этой темой он занимался вплоть до 11 класса, это 2011 год. Игорь расширял работу, находил новые направления исследований. Работа выставлялась на городскую и областную олимпиады по экологии, на городскую конференцию «Старт в науку», на городской конкурс экологических проектов, где занимал призовые места.
А начиналось все (когда Игорь был в 5 классе) с изучения экологически чистого продукта самостоятельно выращенного лука на перо. Объектом изучения был выращенный самостоятельно лук, а актуальность заключалась в необходимости в весеннее - зимний период для нашего организма витамина С. Так, во внеурочное время, во вторую половину дня мы постигали основы научного исследования и знакомились с методом проектов.
Хотелось бы упомянуть еще одну интересную акцию, предложенную городским ЭБЦ это – акция «Первоцветы». В рамках акции в нашем лицее силами «Зеленого патруля» была проделана большая природоохранная работа на протяжении четырех лет с 2004-2009 г. Это и знакомство с первоцветами, изготовление листовок в защиту первоцветов, изготовление газет, выставок, экскурсий, поиск стихов на данную тему и многое другое. Финальным этапом была исследовательская работа «Лекарственные первоцветы города Пскова», выполненная учеником 9-б класса Перепич Олегом, мама Олега, помогающая, в оформлении работы назвала исследование научным трудом. К сожалению дальше «Лицейских чтений» работа хода не имела, да и ученик закончил обучение в нашем лицее, а затем и акция перестала существовать. Но в дальнейшем ее можно продолжить.
Так «раздвигания стены», создавая ощущения присутствия в «большом» мире, чувства связи с тем, что находится за пределами школы, ближайшего окружения ребенка происходит реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социальной и личностно значимой деятельности во внеурочное время и обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|