Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рябенко И.П. Экологическое образование и воспитание учащихся в рамках дополнительного образования как основа для устойчивого развития Псковской области

Экологическое образование и воспитание учащихся в рамках дополнительного образования как основа для устойчивого развития Псковской области


Рябенко И.П.
ГОУДОД «Псковский областной центр развития
одаренных детей и юношества»,
г. Псков

Псковская область по сравнению с другими регионами Российской Федерации – небольшая. На территории в 55,3 тыс. кв. км проживает чуть меньше 700 тыс. человек, в демографическом отношении область является достаточно специфичным регионом России, удерживая в последние годы  бесспорное лидерство по показателям смертности и естественной убыли населения. Эти обстоятельства не могли не сказаться на системе образования Псковской области. Особенность системы образования Псковской области состоит в том, что большинство образовательных учреждений находится в сельской местности, но обучается в них непропорционально малое количество детей (школы, расположенные в сельской местности, составляют 66%, обучается  в них 21,5% от всех школьников области). Тем не менее, потребность учащихся сельских школ области в повышении качества знаний по основным дисциплинам школьного курса существовала всегда. Удаленность многих сельских школ от крупных населенных пунктов, не укомплектованность в ряде случаев педагогическими кадрами, недостаточное количество информационно-методического материала, создают трудности в получении качественных базовых знаний. Проблема получения дополнительных знаний, особенно в сфере исследовательской и проектной деятельности, является актуальной также для городских школьников. Система дополнительного образования может служить в таких условиях хорошим помощником и школе, и семье.

Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества является составляющей частью образовательного пространства Псковской области. Заполнить образовательную нишу качественным дополнительным образованием, в том числе экологическим, – это главная миссия Центра.

Основной целью работы Центра является создание оптимальных педагогических условий, позволяющих каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познавательной деятельности.

Деятельность  Центра осуществляется  по трем основным направлениям:
- дополнительное образование детей в «Очно-заочной многопредметной школе», состоящей из 11 предметных отделений (математика, физика, химия, биология, география, русский язык, литература, история, английский, немецкий и французский языки), в форме очно-заочного обучения; областная «Школа олимпиадников». В образовательные программы Центра экологические знания интегрированы в такие предметы, как биология, география, химия, физика;
- организация массовых мероприятий интеллектуальной направленности с учащимися Псковской области  (научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее», научно-практическая  выставка  «Шаг в науку», региональный этап всероссийской олимпиады школьников, детские исследовательские экспедиции «Истоки» и «Росток», региональный конкурс «Юные дарования» и др.), участие в международных проектах, посвященных экообразованию;
- консультационно-методическая работа с педагогами области в сфере организации и проведения исследовательской деятельности учащихся (областной семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся»).

Центр является региональным организатором и координатором мероприятий познавательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся Псковской области:

  1. Региональные и федеральные мероприятия экологической направленности (всероссийская олимпиада школьников по экологии, научно-практические выставки, конференции, соревнования, конкурсы).
  2. Детские полевые исследовательские экспедиции.
  3. Международное сотрудничество по экологическому образованию и воспитанию.

Так, в рамках международного проекта «Продвижение местного компонента в экологическом образовании в трансграничных озерных регионах Латгалии (Латвия) и Псковской области (Россия) – Трансграничное экообразование», организованном ПООО «Чудской проект», в котором Центр выступал в качестве партнера, было проведено анкетирование образовательных учреждений о состоянии преподавания экологии в образовательных учреждениях Псковской области в 2007 году. Несмотря на то, что предмет экология не является обязательным школьным предметом и не входит в базисную часть учебного школьного плана, педагоги области активно включают этот предмет в региональный компонент учебного плана, во внеклассные занятия. Интерес к экологическому образованию, экологическому воспитанию проявляют школьники на разных ступенях обучения – от начальной школы до старшеклассников. В таблице 1 представлена информация о состоянии преподавания экологии в образовательных учреждениях Псковской области. Так, практически во всех муниципальных образованиях области, в 18 из 26, занятия по экологии проходят в той или иной форме. В 17 из 68 образовательных учреждениях экология преподается в рамках регионального компонента учебного плана, а также в форме элективных курсов, кружковой работы. В остальных школах курс экологии читается в рамках уроков биологии или интегрирован с такими предметами, как химия, физика, география.
Очень популярны экологические кружки, факультативы и клубы, их свыше 60, например, такие, как  «Экология нашего города», «Экология человека", «Юный эколог», «Человек и окружающая среда» и другие (Таблица 2).

Одной из эффективных форм изучения экологии является проектно-исследовательская работа школьников. Исследования экологического содержания проводятся в 31 образовательном учреждении области. Реализованы такие проекты, как "Чистый берег", "Цветы", "Вторая жизнь мусора", "Сохраним малые реки", "Культура здоровья" и многие другие. Всего за последние годы реализовано 45 экологических проектов (Таблица 3).
Большой потенциал в пропаганде экологических знаний есть у учреждений дополнительного образования. Так на территории Псковской области эколого-краеведческой работой со школьниками занимаются в Домах и центрах детского творчества г. Пскова, г. Острова, г. Печоры и многих других.

Отдельно необходимо отметить высокий профессионализм педагогов, реализующих программы экологического образования и воспитания. Это учителя биологии и экологии, химии, физики, ОБЖ, педагоги дополнительного образования. Помимо высококвалифицированного и качественного преподавания предмета, они занимаются разработкой собственных программ, составляют циклы занятий и курсы по экологии, наиболее полно отражающие специфику преподавания предмета «экология» и учитывающего местные, региональные особенности растительности и животного мира, охрану окружающей среды. Собственные разработки и публикации в сфере эколого-краеведческого образования имеют 25 педагогов области.

При изучении экологии используются как федеральные учебно-методические издания, так и региональные пособия и учебники, разработанные и выпущенные Псковским государственным педагогическим университетом им. С.М. Кирова, Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования, например, «Краеведение и охрана природы», Кадастр "Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области", и др., а также разработки педагогов области на основании своего опыта и местного эколого-краеведческого материала, например, «Раннецветущие растения нашего края», автор Давыдова Лариса Васильевна.
Результатами экологического образования является активное и успешное участие школьников области в местных, региональных и Всероссийских мероприятиях экологической направленности.  Ежегодно свыше 1000 юных экологов Псковской области принимают участие в мероприятиях, которые организуют и проводят как государственные, так и общественные организации.

Формированию экологических знаний и экологической культуры в немалой степени способствует историческое прошлое и уникальная природа Псковской области. Ее называют краем «тысячи озер». И это действительно так. В области есть большие озера, такие как Псково-Чудское, которое занимает третье место в Европе по площади и небольшие озера, скрывающиеся в глубине лесов.

Лес - одно из главных природных достояний Псковской области. Здесь расположены уникальные в своем роде природные объекты - Полистовскийгосударственныйприродныйзаповедник и национальныйпарк «Себежский». Они имеют исключительное значение не только для сохранения российской природы, но и занимают важное место в международной системе особо охраняемых природных территорий. Полистовский заповедник и «Себежский» национальный парк - это визитная карточка заповедных мест Псковщины. Большое количество экологически чистых мест создает прекрасную возможность для развития сельского туризма. «Медовыйхуторок» в Печорском районе и страусиная ферма в Пушкинских Горах позволяют познать псковскую глубинку с ее традициями, бытом и заботами.

Таблица 1
Экологическое образование в Псковской области


Вид образовательного учреждения

Предмет экология, кол-во ОУ

Количество часов

Элективные курсы, кол-во ОУ

Кружки, факультативы, кол-во ОУ

Интегрированные курсы, кол-во ОУ

Исследовательская работа, кол-во ОУ

Кол-во разработок

Общеобразовательная школа

13

0,5 - 1 ч.
через неделю

9

64

2

27

8

Учреждение дополнительного образования

4

4 часа в неделю

1

4

-

4

17

Всего

17

-

10

68

2

31

25

Таблица 2
Экологические курсы и детские экологические объединения 
в Псковской области


Вид образовательного учреждения

Элективные курсы, название

Кружки, факультативы,
название

Общеобразовательная школа

- «Медицинская география»
- «Экологическая безопасность»
- «Экология + ИВТ»
- «Экология человека»
- «Экология»

-  «Озеленение школы»
- «Игровая экология»
- «Ландшафтный дизайн»
- «Муравейник»
- «Основы экологии»
- «Удивительный мир растений»
- «Флора Локнянского района»
- «Человек и окружающая среда»
- «Экологические проблемы Псковской области»
- «Экология нашего города» 
- «Экология человека"
- «Юный эколог»
- Клуб "БИОМ"
- Кружок по экологической тропе
- Творческое объединение "Клен"
- экологический клуб "Родничок"
- «Исследование вод р. Удрай» (8 кл.)

Учреждение дополнительного образования

- "Погружение" (предпрофильные курсы);
- Курсы эколого-биологического направления, уч-ся 10-16 лет

"Экология и охрана природы" (для д/сада); "Эко-тур", "Родная природа" (1-4 кл.); "Биология животных", "Биология водных животных", "Аквариумистика", "Орнитология" (5-9 кл.); "Основы экологии" (9-11 кл.); "Друзья нашего дома", Клуб друзей WWF "Страна WWF-и-Я"

Таблица 3
Проектно-исследовательская деятельность экологического содержания школьников Псковской области


Вид образовательного учреждения

Виды деятельности (исследовательская работа, экспедиции, др.)

Общеобразовательная
школа

- Деятельность по созданию экологической тропы здоровья в микрорайоне школы  и изучение редких растений тропы (2005-2007 гг.)
- Проект "В объективе центр села Михайлов Погост", наведение и поддержание чистоты в центре села
- Экспедиционно-исследовательская деятельность по изучению местного озера с 2003 г.
- Проекты: "Проект реконструкции городского парка", "Проблема городского мусора и пути ее решения", "Сохраним малые реки", "Культура здоровья"
- "Исследования местных биоценозов", "Родники реки Великой", "Территория сельского поселения "Новоуситовская волость", с 2004 г.
- Эколого-краеведческая экспедиция "Плюсса - наш дом и мы хозяева в нем", 2006г.
- Экологическая экспедиция "Лядский генетический резерват", 2007 г.
- "Экологическое состояние реки Плюсса", 2003 г., "Памятники природы Плюсского р-на", 2002 г.
- Проекты: "Прибрежно-водные растения Лапинского озера", "Эпифитные лишайники в окрестностях Запольской основной школы", "Очистим наш дом от мусора".
- Школьный исследовательский проект "Малые реки города Великие Луки"; Социально-экологический проект "Школьный двор"

Учреждение дополнительного образования

Проекты: "Чистый берег", "Цветы", "Вторая жизнь мусора".
Летний загородный лагерь "Эколог"
Детская комплексная краеведческая экспедиция «Истоки»
Историко-географическая экспедиция школьников «Росток»

Всего

45

При изучении экологии используются как федеральные учебно-методические издания, так и региональные пособия, учебники, разработанные и выпущенные Псковским государственным педагогическим университетом им. С.М. Кирова, Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования, например, «Краеведение и охрана природы», «Кадастр «Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области», а также разработки педагогов на основании своего опыта и местного эколого-краеведческого материала.

Отдельно необходимо отметить высокий профессионализм педагогов, реализующих программы экологического образования и воспитания. Это учителя биологии и экологии, химии, физики, ОБЖ, педагоги дополнительного образования. Помимо высококвалифицированного и качественного преподавания предмета, они занимаются разработкой собственных программ, составляют циклы занятий и курсы по экологии, наиболее полно отражающие специфику преподавания предмета и учитывающего местные, региональные особенности растительности и животного мира, охрану окружающей среды. Собственные разработки и публикации в сфере эколого-краеведческого образования имеют 25 педагогов области.

В последние годы в теорию и практику образовательного процесса прочно вошли исследовательские и проектные методы обучения. В связи с этим широко обсуждаются подходы к форме, содержанию и способам реализации методов обучения, связанных с научно-практическим образованием. Анализ участия школьников – исследователей окружающей среды в научно-практических конференциях показывает, что наряду с увеличением количества исследовательских работ по общим экологическим проблемам, растет интерес к проблемам экологии растений, животных, человека, загрязнения окружающей среды.

Особое место в системе экологического образования занимают детские экологические экспедиции. Экспедиция – это одна из форм внешкольного обучения и воспитания учащихся, на наш взгляд – один из самых эффективных способов получения новых знаний и применения их на практике. В ходе экспедиции решаются задачи по сбору данных о культурных и природных памятниках; выявлению объектов, представляющих экологический, эстетический, культурный интерес. Такая форма работы позволяет начинающему исследователю попробовать свои силы в проведении учебно-исследовательской работы.

На протяжении тринадцати лет Центром проводится летняя экспедиция школьников «Истоки». Экспедиция проходит на территории Национального парка «Себежский», расположенного на стыке трех государств (Латвии, России и Белоруссии). Парк служит важным резерватом многих редких видов растений и животных, охраняемых на Северо-Западе России и в странах Балтийского региона, на его территории находятся памятники истории и культуры. Этим обусловлен уникальный образовательный потенциал Парка, имеющий также сложившиеся традиции экологического просвещения и образования посетителей. За годы проведения экспедиции в ней побывало около 1000 школьников, обследовано около 40 озер, рек, колодцев, составлены видовые списки животных и растений, собран интересный лингвистический и этнографический материал, выпущено 12 сборников детских исследовательских работ, насчитывающих свыше 300 статей. Согласно научно-образовательной программе экспедиции ребята принимали участие в мониторинговых исследованиях водоемов, собирали материал для инвентаризации видового разнообразия Парка, изучали историческое и культурное наследие жителей Себежского края. Работа в экспедиции «Истоки» позволяет привлечь внимание школьников Псковской области (в перспективе и учащихся других регионов) к изучению территорий Псковской области, имеющих научное, культурное и эстетическое значение. Природный и культурный потенциал, биологическое разнообразие видов Национального парка «Себежский» расширяют знания учащихся,  формируют навыки самостоятельной исследовательской работы, воспитывают у детей бережное отношение к историческому и природному наследию края.

Таким образом, деятельность регионального образовательного учреждения дополнительного образования детей – Псковского областного центра развития одаренных детей и юношества выполняет важные функции в образовательно-воспитательном пространстве при формировании экологического мышления и мировоззрения школьников:
- выполняет роль организатора большинства интеллектуальных мероприятий экологической направленности для учащихся 2-11 классов;
- предоставляет возможность для реализации образовательных проектов в сфере экологического образования, расширяет спектр образовательных услуг, направленных на формирование экологических знаний, экологической культуры, экологического мировоззрения;
- обеспечивает преемственность и взаимовлияние между академическими (школьными) знаниями и практическим применением этих знаний, умений и навыков в практике активного природоохранного воздействия (разработка и защита экологических проектов, исследовательская работа по изучению природных комплексов, др.);
- расширяет и углубляет знания, придает им практический вектор.
Разнообразие форм и методов экологического образования, систематическая работа по реализации задач экологического воспитания на разных ступенях школьного образования способствует формированию грамотного поведения в природе, ответственного отношения к деятельности человека, желания сберечь и сохранить природное наследие родного края. Участие школьников в региональных и международных экологических проектах формирует понимание, что у экологических проблем нет государственных границ и только грамотные, ответственные и знающие природу специалисты смогут обеспечить региону охрану и будущее устойчивое развитие.

Литература


1. Иванова А., Цеханович Р., Никифорова М.Н., Дмитриева А.В., Рябенко И.П. Описание экологической тропы национального парка «Себежский» // Матер. исследований областн. детской комплексной краевед. экспедиции «Истоки»-2005». Псков. 2006 С. 20-27.
2. Итоги работы Государственного управления образования Псковской области в 2009 году. - Псков, 2010.
3. Манаков А.Г. Демографические проблемы Псковской области //Материалы XIV научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 17-19 декабря 2008 года. – Псков, 2009.- С.3-9.
4. Рябенко И.П. Экологическая тропа как средство и форма экологического образования. // Запад России и ближнее зарубежье: устойчивость социально-культурных и эколого-хозяйственных систем. Материалы межрегиональной общественно-научной конференции с международным участием. Статьи и тезисы. Псков. 2005. С. 186-188.
5. Рябенко И.П. Научно-практический метод обучения в практике экологического образования. Северо-Запад России: взаимодействие общества и природы. Матер. общ.-науч. конф. Докл. и тезисы. Ч. 2. Псков. 2004
6. Рябенко И.П. Исследовательская деятельность учащихся как форма организации с одаренными детьми // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М. 2006 С.391-307
7. Рябенко И.П. Национальный парк «Себежский» - естественнонаучная и методическая база для детской комплексной краеведческой экспедиции «Истоки» // Национальный парк «Себежский»: научно-исследовательская работа, охрана, экологическое просвещение и развитие экологического туризма. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию национального парка «Себежский». Псков. 2006 С. 35-40
8. Рябенко И.П. О комплексной экспедиции школьников Псковской области «Истоки», журнал «Биология в школе» №4, 2008 г.
9. Рябенко И.П. Региональные и международные творческие конкурсы школьников как средство экологического образования и формирования экологической культуры //Материалы международной общественно-научной конференции. Статьи и тезисы. Псков. 2009. 
10. Рябенко И.П. Отражение вопросов региональной экологии в образовании Псковской области и Латгалии // Опыт экологического образования в трансграничных регионах: Латгалия (Латвия) и Псковская область (Россия). Методические разработки. Псков, 2009. С.41-47
11. Рябенко И.П. Особенности экологического образования школьников Псковской области //Опыт экологического образования в Псковской области.  Методические разработки. Псков, 2009. С.16-22
12. Рябенко И.П. Детская комплексная краеведческая экспедиция школьников Псковской области «Истоки» //Опыт экологического образования в Псковской области.  Методические разработки. Псков, 2009. С. 22-28

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн