РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБА»
Иванова Екатерина Семёновна,
Милькина Наталия Ермолаевна,
МОУ «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской области
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. В связи с этим, необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию школьников. В тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Формирование экологической культуры в нашей работе с детьми прослеживается на уроках с обязательным продолжением экологического воспитания во внекласснной работе в различных ее формах, например:
- участие в ежегодном экологическом проекте «Птицы – наши друзья»;
- участие в муниципальной акции по сбору каштанов для лесхоза;
- участие в IX муниципальном смотре-конкурсе экологических театров в рамках областного конкурса «Зеленая планета-2009», где ребята заняли 1 место;
- в 2010 году участие в областном фестивале детских экологических театров «Через искусство – к Зеленой планете», где получили диплом лауреатов;
- посещение экологических спектаклей, поставленных учащимися гимназии №2;
- участие в областном конкурсе «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»;
- участие в областном конкурсе сочинений «Моя планета - Земля».
Все эти мероприятия направлены на воспитание экологической нравственности и экологической культуры, которые включают в себя взаимоотношения человека не только с природой, но и с сообществом людей. Правильное экологическое воспитание младших школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Проект «Судьба природы - наша судьба», реализованный в наших классах, направлен на необходимость охраны природы, что составляет основу экологического воспитания по формирование ответственного отношения к окружающей среде. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Данный проект дал возможность учащимся погрузиться в научный процесс, результатом которого стало получение новых знаний в области экологии; обобщение знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля, помог детям осознать, что планета Земля в опасности, а также сформировал любовь к природе, правильное с ней обращение, желание защищать и изучать её. В ходе проекта была создана вводная презентация «Судьба природы – наша судьба», в которой были отражены этапы работы над проектом.
Основополагающий вопрос: Может ли человек быть здоровым с нездоровой природой?
Проблемные вопросы:
- Почему необходимо соблюдать экологические правила?
- Почему с каждым годом усиливается загрязнение воды, воздуха, почвы?
- Вода – уникальное вещество?
- Почему нельзя пить некипячёную воду из природного водоёма?
- Как вода порождает изменения?
- Какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют?
- Как человек разрушает природу?
- Что могут сделать дети для охраны природы?
Дети активно включились в исследовательскую деятельность:
-эксперты нашли ответы на проблемные вопросы и сделали выводы о том, какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют;
-юные натуралисты приготовили сообщения о состоянии окружающей среды родного края;
-экологи разработали основные правила поведения людей в природе;
-энциклопедисты добыли необходимый материал по проблеме «Почему природа болеет?»
В ходе проекта обучающиеся встречались с экологом, учителем химии, родителями, старшеклассниками, была проведена экскурсия в школьный музей природы, информационный центр АЭС г. Балаково, школьную и городскую библиотеки. Были найдены пословицы, загадки и кроссворды о воде. Ребята исследовали разную воду на чистоту: капельки пара и росы; дождевую воду; воду из лужи во дворе, из Волги, бассейна БАЭС, водопроводного крана. По итогам исследования обучающиеся составили презентацию «Вода - источник жизни», буклет «Как аукнется, так и откликнется», фотовыставку, где отразили свои исследования и пришли к истине, рождённой на Востоке: «Там, где вода, там и жизнь».
Эколого-исследовательский проект сформировал
- учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, планирование своей деятельности;
- информационные компетенции: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по разным источникам, формулирование ключевых слов;
- коммуникативные компетенции: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.
Используемые ресурсы:
-
- Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10.
- Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа.— 2000.— № 12.
- Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе (О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006)
- Экологическое воспитание младших школьников. Реферат (http://www.neuch.ru/referat/41724.html )
- Серова И.Е. Использование исследовательской деятельности младших школьников средствами ИКТ (http://festival.nic-snail.ru/index.php)
|