ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Кодацкая Светлана Викторовна
учитель биологии
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» города Балаково Саратовской области
Актуальность проблемы постоянно возрастающего давления на окружающую среду посредством потребительского отношения к природным богатствам и нерационального их использования, экологической безграмотности, особенно, подрастающего поколения несомненна.
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу (Суравегина, Мамедов, 1995).
Экологизацию всего образовательного процесса можно трактовать как взаимопроникновение знаний об экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику (Тюмасева, 2001). По сегодняшним представлениям базовые экологические знания могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям (Урсул, 1996):
- Становление экологии. Ее основные понятия и методы.
- Биосфера – глобальная экосистема (Глобальная экология).
- Экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме.
- Человек в экосистеме: антропоэкосистемы (Экология человека).
- Человечество в биосфере: социоэкосистемы (Социальная экология).
Важнейшим условием формирования экологической культуры личности учащихся является разнообразие применяемых методических приемов (Каландаров, 1999). Среди последних, одними из наиболее важных, является группа активных методов обучения, позволяющая реализовать на практике компетентностный подход и сформировать экологически компетентную личность (обладающую экологическими компетенциями).
В классах естественнонаучного профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них экологических компетенций. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса, потому что урок не позволяет решать все задачи, направленные на формирование экологической культуры личности.
Как сделать так, чтобы экологические компетенции учащихся имели возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, одна из главных ступеней этого процесса. В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. В своей работе я использую все три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую, массовую.
Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по вопросам курса, при работе над рефератами, выступлениями, статьями, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов.
Групповая работа заключается в работе с учащимися по программам элективных курсов, факультативов, кружков.
Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике мероприятия: ученические конференции, семинары, конкурсы экологических работ, рисунков, плакатов, олимпиады, участие в различных экологических акциях, операциях, экологические исследовательские экскурсии и практики по изучению особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Саратовской области: «Национальный парк Хвалынский» Хвалынского района; ООПТ «Сосновые насаждение у села Плеханы», ООПТ «Грачевская лесная дача» Балаковского района.
Хочу заметить, что последние формы организации работы позволяют сформировать у учащихся практические навыки по охране и восстановлению природных объектов. Я руковожу кружком «Изучение биоразнообразия Балаковского района», поэтому ориентирую своих учеников на экологические проблемы нашей местности. Члены кружка проводят работу по изучению и исследованию экологических проблем и поиску их решения.
Ежегодно проводятся экологические акции и операции в школе, в процессе которых, дети видят значимость своей работы: «Помоги лесу», «Участок», «Накорми птиц», «оБЕРЕГай», «Очистим планету от мусора», «Наследие природы»
При использовании индивидуальной и групповой работы для формирования экологической культуры, невозможно без использования технологии проектно - исследовательской деятельности. В своей практике использую несколько видов проектов:
- информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления;
- исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
- продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации;
- практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных экологических проблем.
Предпочтение отдаю проектам со смежными с биологией науками. При этом важным для формирования экологической компетенции учащихся является то, чтобы работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика, по примеру взрослого. По Л.С. Выготскому: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. В связи с этим первые проекты задумываются, как коллективные, в которых принимают участие дети разного возраста. В младших классах мы начинаем с экскурсий, записываем наблюдения, всё интересное приносим в кабинет. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. К серьезной научно-исследовательской экологической работе школьники приобщаются постепенно. В 8–9-х классах учащиеся выступают по результатам наблюдений на экскурсиях и летней полевой практике. Ученики в профильных 10–11-х классах, приобретя опыт исследовательских навыков, обладая достаточным багажом теоретических знаний, выполняют более серьезные исследовательские работы. Во время небольших учебно-исследовательских экспедиций и полевых практик учащиеся получают простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, у них воспитываются навыки ответственного отношения к природе. Темы исследований затрагивают почвоведение, ботанику, зоологию, экологию. Они объединяют знания учеников по теоретической и практической стороне программного материала, а также поддерживают и развивают интерес к дисциплинам, изучаемым школьниками в качестве профильных. Ученики начинают глубже понимать законы, обеспечивающие непрерывность жизни в биосфере, осознают, что грамотное использование знаний о природе позволит человеку развиваться в содружестве с ней. Экспедиция проводится с выездом на территорию Хвалынского национального парка, Грачевской лесной дачи, Плехановского бора, окрестностей г. Балаково в пойме реки Волги. В процессе экспедиции проводится исследование флоры и фауны: определение видового состава различных типов животных и отделов растений, популяций, численности различных типов животных, видового состава растений, доминирующих видов, выявление и учет редких и исчезающих типов, определение условий обитания видов, изучение почв, изучение состава воды и воздуха, описание геологического строения и рельефа местности, сбор и составление энтомологических, ботанических, геологических и фотоколлекций. Все собранные материалы обрабатываются во время кружковых занятий. По итогам работы проводится конференция. Темы исследовательских работ выполненных учащимися: «Индикация общего количества питательных элементов в почве с помощью растений по методике Л. Раменского», «Индикация обеспеченности почвы азотом, индикация рН почв по видовому составу растительности», «Исследование наличия питательных веществ в почве в лаборатории», «Изучение физического и химического состава почвы на основании исследования почвы в разрезе», «Биоиндикация воздушной среды по состоянию хвои сосны обыкновенной», «Изучение биоразнообразия сообщества широколиственного леса», «Изучение видового состава животного мира широколиственного леса», «Видовой состав злаков в пригородной зоне г. Балаково», «Лекарственные растения растительных сообществ г. Балаково», «Степная растительность в окрестностях г. Балаково», «Состояние лесополос в окрестностях г. Балаково», «Многообразие животного мира в окрестностях г. Балаково», «Водный мир реки Волги в окрестностях г. Балаково».
От работы учителя часто зависит, каким станет ученик по отношению к природе после школы, поэтому, внеурочная деятельность по биологии важна для формирования экологически компетентной личности учащихся.
Используемая литература:
-
- Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
- Гарифзянов А. Р. Базовая модель обобщенного опыта Тула 2010
- Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
- Петунин О.В. Проведение полевых практик в классах естественнонаучного профиля (из опыта работы)
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
|