Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Пинтера Ирина Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Татищево», Саратовская область
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поэтому во внеурочное время необходимо проводить экскурсии в природу. На первых этапах, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей работе приоритетным направлением ставлю воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
На занятиях я использую следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- Экскурсии в природу;
- Беседы, доклады, экологические праздники;
- Проекты, исследовательские работы;
Моя задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии («Наша речка – Идолга», «Предприятия моего поселка»), т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Ребята так же побывали на экскурсии в лимонарии с. Елшанка, где узнали о редких растениях нашего края, но и растениях южных широт. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края» и др). В этом на помощь мне приходит экологический центр при школе «Эколог» (руководитель Невмержицкая Е. В). На мероприятиях ученики узнают о работе таких организаций, как: «Фонд охраны дикой природы», «Гринпис» и др.
Ребята участвуют в экологических акциях: «Чистая улица», «Школьный двор», «Берегите первоцветы». Ежегодно проводится традиционный праздник «День Птиц», «Осенний калейдоскоп».
Ученики класса с удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса.
Проект «Столовая для птиц» осуществлялся в зимнее время. С помощью родителей ребята изготовили и повесили 15 кормушек и 3 скворечника. Суть проекта в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. В процессе дети наблюдали за взаимоотношениями разных видов, делали выводы.
Проект «Красная книга». Цель проекта – составить «мини» Красную книгу своего района, выявив, какие растения являются редкими на территории Татищевского района, какие растения, официально включены в Красную книгу РФ.
Проект «Наша школа». Цель проекта - улучшение экологической среды школы (класса), направленных на благоустройство и озеленение школы (класса).
С учащимися класса была проведена исследовательская деятельность по теме «Откуда берётся мусор и как с ним бороться». В данной работе девочки рассказывают о том, как люди, загрязняя окружающую природу, ставят под угрозу ее существование. Рассмотрены основные причины и виды загрязнений; предложены меры по борьбе с загрязнениями; проведена практическая работа.
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Используемые источники:
- Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
- Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
- Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.
- http://revolution.allbest.ru/
- http://festival.1september.ru/articles/213264/
Приложение к материалу можно посмотреть на мини-сайте: http://nsportal.ru/pinterairina
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|