Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа "М.В.Ломоносов глазами современного школьника"

Фото пользователя Юлия Геннадьевна Лапаева
Submitted by Юлия Геннадьевна Лапаева on Fri, 18/11/2011 - 19:11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗИМЁНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

 

 

 

 

ученицы 8 класса

Чезгановой Надежды

 

 

 

 

Посёлок Зимёнки

2011г.

 

Введение

     300 лет отделяет нас от даты рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его  имя и дело  шагнуло далеко вперед, через целые поколения, опережая время, и стало национальной идеей страны. Да и не могло быть иначе, так как его деяния переросли в глубокие традиции. Следуя им, Россия накопила научный, творческий, интеллектуальный потенциал, а это означает, что стала еще богаче и самостоятельнее. Ведь «волей и трудом именно этого человека был изменен существующий порядок вещей».

   Сменялись века, а дух Ломоносова крепчал и вдохновлял людей на новые научные открытия, на успешную образовательную и учебную деятельность, на развитие культуры.

   Сейчас, как никогда, понятно, что перед сегодняшним и будущим поколениями стоят задачи сохранения наследия М.В.Ломоносова. Это становится возможным при условии неустанного следования его традициям, его помыслам во имя процветания Отечества.

  Каждый человек, живущий сегодня, имеет право на созидание. Будь он школьником, студентом или человеком, шагнувшим уже в свою профессию. Важно только найти свою тропу, ведущую к дороге созиданий, открытий, как раньше делал это Ломоносов.

  Я учусь в 8 классе Зимёнковской средней общеобразовательной школы Муромского района Владимирской области. Я неоднократно побеждала в предметных олимпиадах школьного и районного уровня, являюсь победителем многих исследовательских конкурсов в различных направлениях.

  Я люблю страну, в которой живу. Мне всего 14 лет и я очень хочу узнать, как проходил  начальный период становления отечественных и зарубежных мужей науки, как проходили их детство, юность, что повлияло на выбор их профессионального пути. Этим примером может служить М.В.Ломоносов,  который по сути,  сам проложил себе путь к вершинам знаний. А ещё он был настоящими патриотом своего Отечества. Поэтому для меня эта тема актуальна. В одной работе нельзя объять необъятное – поэтому работа будет продолжена.

  В результате написания данной работы я составлю план собственного личностного роста.

  Цель исследования: выяснить предпосылки воспитания патриота – гражданина своего Отечества на основе познания ценного жизненного опыта прошлых поколений (через жизнь и деятельность М.В.Ломоносова).

  Задачи исследования:

· выяснить, как повлияли детские годы на становление характера М.В.Ломоносова.

· рассмотреть информацию о том, как проходили первые годы учёбы М.В.Ломоносова вдали от дома.

·    составить план личностного роста.

 

Глава 1. Детские годы М.В.Ломоносова

 Общеизвестно, что основа характера человека закладывается в детстве. А какое детство было у М.В.Ломоносова?  Я попыталась это выяснить по различным литературным и историческим источникам.

  Родина Ломоносова представляет собой  неприглядную и суровую картину. Одна из больших и многоводных рек России, Северная Двина с давних времён служила удобным торговым путем, ведущим к единственному в те времена русскому Белому морю. Это-то обилие даровой, стихийной силы передвижения и море, открывающее свободный доступ к западным государствам Европы, и определили, так сказать, русло, по которому предстояло осуществляться почти всей нашей первоначальной вывозной торговле. По мере приближения к Белому морю река все более и более расширяется, дробится на ветви, рукава и притоки и образует множество больших и малых островов; одновременно число деревень, сел и городов все растет и растет. Одни из них были построены туземцами, первыми обитателями двинской земли, а другие – выходцами из внутренней России, по преимуществу новгородцами. Со дня основания некоторых из этих поселений прошло уже несколько столетий. Так, например, против города Холмогор лежит на Двине остров, называющийся Куростровом; под этим именем он встречается уже в судной грамоте 1397 года и останется навсегда памятным для каждого русского, так как здесь-то и родился.

  Год рождения Михаила Васильевича определяют по-разному. В конференц-архиве Императорской Академии наук хранится пачка бумаг, среди которых находится собственноручная черновая записка Ломоносова, написанная в первые месяцы 1754 года. В этой записке Ломоносов заявляет, что возраст его – 42 года. Такое утверждение «заслуживает, – говорит Пекарский, – тем более доверия, что прочие выставленные в отзыве годы обозначены чрезвычайно точно, что подтверждается другими современными свидетельствами».

  Итак, если в 1754 году Ломоносову было 42 года, то он родился в 1712, хотя официальной признана другая дата - 8 (19) ноября 1711 года.

   О раннем детстве и отрочестве Ломоносова до нас дошли крайне скудные сведения. Нет ни одной строчки, в которой бы сам Михаил Васильевич вспоминал о своей матери. Следует думать, что она умерла тогда, когда сыну ее было всего несколько лет. Отец женился вторично. Мачеха не любила пасынка, и  Ломоносов называет ее злой и завистливой, говорит, что она «всячески старалась произвести гнев в отце» и вооружить его против сына. Такие тяжелые семейные условия, несомненно, имели большое влияние на складывающийся характер мальчика.

  До девяти-десяти лет он вел жизнь, похожую на жизнь его сверстников: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести.Лишь только минуло Михаилу 10 лет, как отец стал его брать с собою на рыбную ловлю в Белое море и Северный океан. Это делалось не только потому, что Василий Дорофеевич хотел приучить своего сына к морю и воспитать из него доброго рыболова и моряка, но и потому еще, что отец просто нуждался в помощнике для своего дела. Мальчик был здоровый, крепкий и сильный, так что ж ему дома сидеть, у печки греться да с мачехой ссориться!

  Во время этих трудных и продолжительных поездок – по четыре недели подряд и более – молодой Ломоносов знакомился с величественной и суровой природой Северного океана; при этом он не оставался только простым созерцателем диких красот далекого Севера; нет, весьма нередко отец и сын вынуждены бывали вступать в жестокую борьбу с разбушевавшимся океаном, в борьбу, которая могла закончиться только или победою над грозной стихией, или смертью их обоих. Очень вероятно, что в памяти Ломоносова ярко вставали картина за картиной его далекие странствия с отцом по бурному морю, когда он писал в 1762 году в оде на восшествие на престол Петра III:


Когда по глубине неверной
К неведомым брегам пловец
Спешит по дальности безмерной,
И не является конец,
Прилежно смотрит птиц полеты,
В воде и в воздухе приметы.
И как уж томную главу
На брег желанный полагает,
В слезах от радости лобзает
Песок и мягкую траву.

 Михайло изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаила видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена. 

 Но помимо того, что эти далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, они давали ему возможность знакомиться с бытом северных обитателей, с их нравами и обычаями, со всевозможными промыслами и вообще наблюдать множество новых лиц, весьма различных по своему положению и кругозору.

 Таким образом, хотя мальчик до двенадцати лет и не учился грамоте, но его естественные умственные способности отнюдь не были лишены развивающей их пищи. Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными явлениями жизни и строить самостоятельно свои выводы. Так что можно с уверенностью сказать, что по своему умственному развитию в эти двенадцать лет Ломоносов стоял на несравненно высшей ступени, чем, например, какой-нибудь петербургский школьник, его сверстник, всю свою жизнь просидевший в каменном доме каменного города.

  Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Куростровской волости Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств.

 Учение пошло легко, так что мальчик «через два года учинился, ко удивлению всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви. Охота его до чтения на клиросе и за амвоном была так велика, что нередко бывал бит не от сверстников по летам, но от сверстников по учению за то, что стыдил их превосходством своим пред ними произносить читаемое к месту расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностью и ломкостью голоса». Сначала любимым его чтением были «жития святых» (Путешествие академика Ивана Лепехина. СПб, 1804). Но как-то зайдя в дом односельчанина Христофора Дудина, он увидел в первый раз в своей жизни недуховные книги. Это были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Как Ломоносов ни просил старика Дудина дать ему эти книги на несколько дней, дед оставался непреклонен и отвечал на все просьбы отказом. Тогда Ломоносов избрал другой путь. Он стал особенно ласков с тремя сыновьями старика, старался им всячески угодить, пока наконец не получил от них этих столь заманчивых книг. «От сего самого времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености».

 Юный Ломоносов, с таким жаром накинувшийся на эти новые книги, не мог без посторонней помощи понять  их содержания. А между тем жажда понять была очень велика! И вот он сидит по целым дням за книгами. Сварливая мачеха сердится и бранится, всячески старается «произвести гнев» в его отце, который становится на сторону своей жены и находит, что сын его предается действительно пустым занятиям. Любознательному юноше не остается ничего иного, как удалиться из дому в «уединенные и пустые места и терпеть стужу и холод». Вскоре Ломоносов выучил наизусть обе книги. Все то, что было им понято и усвоено, нисколько не удовлетворяло его любознательности, а скорее, напротив, возбуждало ее.

 Новиков в своем «Опыте исторического словаря о российских писателях» писал всего через семь лет после смерти Ломоносова, что главной побудительной причиной, заставившей Михаила Васильевича покинуть отчий дом и бежать в Москву, явилась страсть к стихам и сильное желание обучаться стихотворству. Эта любовь к стихотворной форме была возбуждена случайно попавшейся ему Псалтырью, «переложенной в стихи Симеоном Полоцким». Товарищ Ломоносова по Академии наук Штелин, в свою очередь, утверждает, что причиной бегства стала жажда научного знания. Священнослужитель, учивший Ломоносова грамоте, на вопросы его «обыкновенно отвечал ему, что для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а ему не инде можно научиться, как в Москве, Киеве или Петербурге, что в сих только городах довольно книг на том языке. Долгое время питал он в себе желание убежать в который-нибудь из сказанных городов, чтоб отдаться там наукам».

 Это объяснение  кажется более вероятным, хотя возможно, что наряду с жаждой научного знания было и страстное желание обучиться стихотворному искусству. Нельзя сомневаться, что к бегству побуждали также тяжелые семейные условия и твердое намерение отца женить подрастающего парня, хотя бы даже против его воли.

 В книге для записей поручителей в платеже податей за отлучившихся Куростровской волости сохранилась следующая отметка: «1730 года декабря 7-го дня отпущен Михаиле Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев росписался».

 Таким образом, бегство Ломоносова совершилось около 7 декабря 1730 года. Паспорт юноше удалось достать тайком, при помощи управлявшего тогда в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и, заимообразно, тремя рублями денег. Ни слова не сказав домашним о своем намерении, он отправился в путь «и дошел до Антониево-Сийского монастыря, в расстоянии от Холмогор по Петербургскому тракту во ста верстах, был в оном некоторое время, отправлял псаломническую должность; заложил тут взятое им у Фомы Шубного полукафтанье мужику емчанину, которого после выкупить не удалось, ушел оттоле в Москву, пристал на Сухареву башню обучиться арифметике, которой науки показалось ему мало, то пришел он к тогдашнему московскому архиерею, объяви себя поповским сыном, просил о принятии себя в Заиконоспасское училище для обучения словено-греко-латинских наук, куда был и принят».

  Что отец Ломоносова действительно знал, где его сын и что он делает, – это не подлежит никакому сомнению, так как Михаил Васильевич сам говорил, что получил от отца не одно письмо с просьбою воротиться домой.

 Таким образом, изучив различные источники, я могу делать вывод, что условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного.

 

Глава 2. Учёба вдали от дома.

  На первых порах молодому человеку пришлось довольно тяжело в монастыре. Можно себе вообразить, в каком положении очутился высокий, статный юноша с пробивающимся пухом над верхней губой, когда поступил в низший класс школы и оказался товарищем малолетних школьников; представляю, с каким удивлением все эти малые ребята уставились на него, каким звонким, задорным и неудержимым смехом разразились все они, когда узнали, что этот здоровенный парень пришел зубрить вместе с ними латинскую азбуку! Шуткам, насмешкам и издевательствам, само собой разумеется, конца не было. Все прыгали вокруг него, кричали, хохотали, показывали на него пальцем: «Смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!» – как выразился сам Ломоносов, вспоминая об этом тяжелом для него времени. Конечно, психологически выдержать это было очень трудно!

  Но подобные неприятности были весьма незначительны по сравнению с тою бедностью, в которой он очутился. В день выдавался всего один алтын жалованья. Из этой суммы он мог позволить себе истратить только денежку на хлеб, денежку на квас, а остальное уходило на бумагу, обувь и прочие нужды. Таким образом приходилось жить изо дня в день, без всякой надежды на улучшение в близком будущем, и это после того довольства, которым он пользовался в отцовском доме! А тут еще письма отца, постоянные усовещивания и просьбы возвратиться, понять, что для него же, для сына, он копил копейку за копейкой, кровавым потом наживал состояние, которое по смерти его расхитят чужие люди. Желая во что бы то ни стало вернуть сына, Василий Дорофеевич пишет ему, что такие-то и такие-то хорошие люди с радостью отдадут за него своих дочерей. Сколько соблазна! Недаром Ломоносов писал, вспоминая об этой тяжелой поре: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели».

 В Заиконоспасском монастыре Ломоносов принялся учиться с великой охотою и неослабевающей энергией. По прошествии первого полугодия его переводят уже из низшего класса во второй; затем, в том же году, – в третий класс. Через два года он уже настолько овладел языком древних римлян, что в состоянии был сочинять небольшие латинские стихотворения. «Тогда начал учиться по-гречески, а в свободные часы, вместо того чтобы, как другие семинаристы, проводить их в резвости, рылся в монастырской библиотеке. Находимые в оной книги утвердили его в языке словенском. Там же, сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг, попалось в руки его малое число философических, физических и математических книг. Заиконоспасская библиотека не могла насытить жадности его к наукам, прибегнул к архимандриту с усиленною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учиться философии, физике и математике…», – рассказывает Штелин. На эту просьбу архимандрит ответил согласием и выдал ему деньги на проезд. Этот факт показывает, как уже в то время начальство училища серьезно смотрело на занятия Ломоносова. К сожалению, того, что он надеялся получить от Киевской академии, она ему не дала. Там все подчинила себе польская схоластика, и вместо положительных знаний, которых так жаждал юноша, он встретил здесь, правда весьма изощренные, но зато и достаточно бессодержательные, философские и богословские прения. В них, главным образом, и заключались все занятия в Академии. «Навостриться спорить» тут Ломоносов мог прекрасно, но не это манило его: не прошло и года, как он, разочарованный в Киевской школе, возвратился назад, в Москву, где его ожидали крупные события, открывшие наконец ему свободный доступ к изучению западноевропейской науки.

 Памятниками ученических годов Ломоносова в Москве остались, во-первых, стихи, которые он должен был сочинить в наказание за какой-то школьнический проступок:


Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли-бо ноги.
Ах, плачут убоги:
Меду полизали,
А сами пропали.
 

 А во-вторых – учебник, написанный рукою Ломоносова и находящийся ныне в Румянцевском музее в Москве. Это учебник по риторике на латинском языке.

Таким образом, я увидела, что первые годы учёбы дались Ломоносову очень нелегко, но превозмогая все преграды, этот человек неуклонно шел к свой цели!

Заключение.

  Задумываясь о своем будущем, буквально каждый человек представляет себя успешным и счастливым. Вкладывая собственное видение в каждое из понятий, любой живущий на Земле редко формулирует свои мысли и цели четко, продолжая рисовать перед собой довольно размытые картины. Обычно счастье и успех нам представляются в различных образах, которые ассоциируются с определенными благами.

 Но, как правило, ни одно из благ не есть сама Цель, являясь лишь атрибутом успеха. Это следует понимать, определяя свой жизненный Путь.Четко сформулированные цели в жизни человека — это половина пути к их достижению. Яркий пример достижения поставленной цели – жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Ему была уготована жизнь простого рыбака, каких было много там, где он жил! Но он пошёл наперекор судьбе, пешком с рыбацким обозом! И ничто и никто не свернули его с пути!

  Жажда научного знания, всецело завладевшая пылкой и страстной душой  молодого человека, заставляла его забывать обо всех неприятностях и лишениях, которые приходилось терпеть изо дня в день, и, не колеблясь, бесстрашной рукой порывать все связи со своим прошедшим. И вряд ли в это время юный Ломоносов знал, куда приведет его путь, избранный им; вряд ли даже жила в нем твердая уверенность, что, отдавшись своему влечению к науке, он сделает свое будущее лучшим и более светлым, чем было его прошедшее. Вероятнее всего, что даже в мечтах увлекающегося юноши образ заманчивого будущего не находил определенных очертаний и красок. Мечты – в какую бы несбыточную и фантастическую область ни уносили нас – всегда держатся на фундаменте реальных фактов прошедшего. А Ломоносов, порвав с прошедшим, вступил в совершенно новую для него жизнь, ни условий, ни форм проявления которой он тогда еще не знал. Отсюда становится понятным, в каких неопределенных и спутанных контурах выступало перед ним это далекое будущее. Но неопределенное и неясное не имеет в себе достаточно силы, чтобы человек решился сделать шаг, могущий резко изменить все направление его жизни. Если бы нашим юношей руководили соображения о будущем, мечты о карьере ученого, то, наверное, из этих туманных мыслей и эгоистических волнений ничего бы не вышло. В том-то вся и суть, что Ломоносовым руководила живая и напряженная страсть – жажда научного знания. Эта беззаветная любовь к науке, наполнявшая пылкую душу здорового парня, подчинила себе все его существо. Для юноши знание само по себе являлось единственной целью, оно порождало все его стремления и давало им высшее и законченное удовлетворение.

 И хочется заметить, что сын рыбака вовсе не был мечтательным «баловнем судьбы», никогда не имевшим надобности вступать в реальную жизнь с ее напряженной и грубой борьбой за существование. Нет, совсем напротив, молодой Ломоносов с десятилетнего возраста окунулся в эту суровую школу жизни, отроком уже являлся ответственным представителем интересов семьи и отлично усвоил себе практическую сметку, чуждую всякой сентиментальности и неразборчивой доверчивости. Для него мир вовсе не был окрашен в розовые тона и отнюдь не состоял из одних добродетельных и благодушных людей. В ту ночь, когда смельчак обдумывал свой побег из отчего дома и горячее сердце юноши трепетало от сладкой истомы охватившего его желания, он, наверное, крепко поразмыслил о том, на что решается, и совершенно отчетливо нарисовал себе те нужду и горе, с которыми ему неизбежно придется встретиться. Но желание было слишком интенсивно, чтобы могло померкнуть от созерцания этих мрачных картин.

 Такова была благородная, высокая и бескорыстная страсть, овладевшая всем существом молодого человека.

 Она явилась как бы откликом на прекрасную и плодотворную мысль Петра Великого о необходимости для России широкого образования; она, эта страсть, и создала того серьезного русского ученого, в котором так нуждалась в то время Россия и о котором великий реформатор мечтал как о венце своих забот по развитию наук в нашем отечестве.

 

Список использованной литературы.

1.     Андреев–Кривич С. А.  Повесть о великом поморе / Равич Н. — Архангельск, 1986. -ЗЗ6 с. 

2.     Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с.

3.     Белявский М. Т. . . Всё испытал и всё проник. -М., 1990.- 222 с.: ил. 

4.     Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся–М., 1987.–95 с.: ил. 

5.     Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов н/д., 1997. -640 с. 

6.     Львович-Кострица А.И. Михаил Ломоносов. Его жизнь и литературная деятельность (http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0030.shtml)

7.     Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. — М., 1989. -493 с.: ил. — (Открытия и судьбы. Летопись научно–технической мысли России в лицах и документах).  

8.     Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах / Сост. В. Л. Ченакал. — М.; Л., 1965. -315 с. 

9.     Ломоносов и русская литература / Отв. ред. АС. Курилов.–М., 1987.–388 с.

10.                       Морозов А. А. IОность Ломоносова, — Архангельск, 1953.- 506 с. 

11.                       Селезнёв А. Г. Михайло Ломоносов. 17 11–1765. — Архангельск, 1969.–ЗО с.: ил. 

12.                       Слово о Ломоносове / Под ред. Г. Г Фруменкова. — Архангельск, 1986.- 238 с.: ил. 

13.                       Черняховский Ф. И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711- 1961.–Архангельск, 1961.–78 с.: ил. 

14.                       Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов: Книга для учащихся. — М., 1993.- 128 с. — (Биография писателя).

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Дневник 8 кл.doc 201 KB
М.В.Ломоносов глазами современного школьника.doc 77.5 KB
Михаил Васильевич Ломоносов глазами современного школьника.ppt 5.67 MB
Ответы на викторину о Ломоносове.ppt 9.03 MB


Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Исследовательская работа "М.В.Ломоносов глазами современного


Спасибо, за участие в конкурсе!

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Юлия Геннадьевна Лапаева

На: Исследовательская работа "М.В.Ломоносов глазами современного




Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн