ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Иванова Светлана Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г.Балаково
В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.
Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки русского языка. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках.
Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник русского языка С.И.Львова. Проблема экологического воспитания в данном УМК освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.
На уроках русского языка включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе;"природоохранительные" тексты. Используя упражнения, на основе текстов известных авторов: Пришвина, Бунина, Пескова, Рубцова, Шукшина, Мамина-Сибиряка, Аксакова, Майкова, Снегирева- почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие
чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. Учебник снова приходит на помощь. В нем мы встречаем тексты упражнений по темам: животный мир - «Белка», «Рысь», «Кашалот», «Волк», «Пингвины», «Сорока-нумизмат», «Верблюд» «Слон», «Ежики», «Животный мир степи», « Подводный мир»,
мир растений- «Ветка тополя», «Ива», «Поющие деревья», «Спор деревьев», « Ивовый пир»
природные явления- «Дождик», «Сколько красок у зимы», «Снег»
природные зоны- «Тайга», «Пустыня»
Типовые упражнения «На уроках природоведения» вызывают интерес учащихся. Это и осуществление межпреметных связей, и получение метапредметных результатов. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям, их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.
Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 5 классе (упражнение 453)
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов- Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.
Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.
Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.
При изучении темы «Пунктуация» пятиклассникам предлагается для синтаксического разбора предложение: Все ивы дудомные растения, потому что тычинки и пестики находятся на разных деревьях.
Подобные предложения используются и при изучении других тем.
Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).
Большой интерес вызывает у учащихся работа по стихотворению Р.Сефа «Ты еще не видел чуда?» Они выполняют задание: рассмотрите фотографию. Почему автор называет чудом обыкновенную березку? Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.
Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание: Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Приведу отрывок из такого экологического урока:
– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Балаково. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.
Представление двух газет: первая рассказывает о строительстве нового завода, вторая – о строительстве гаражей в парковой зоне, которая находится от гимназии в 15 минутах ходьбы.
Да, наш Балаковский район и красив, и интересен, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего города, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах Балаково. Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.
Примерный список проблем
1) Наличие АЭС, ТЭЦ, ГЭС, БМУ и д.р. промышленных предприятий
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха,
неправильная парковка).
3)Несанкционированные свалки бытовых отходов
4) Состояние водоемов.
4. Переход к практической работе
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов
Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.
Использованные ресурсы:
1. Е.Н.Сазонова «Формирование экологических понятий на уроках русского языка»
2. О.М. Крайник «Экологическое воспитание на уроках русского языка»
3. Е.Ю. Малинская «Уроки развития речи в 7-м классе»
|