Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Иванова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Иванова Светлана Владимировна   
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г.Балаково

 

В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.
Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки русского языка. Формирование  у  детей  ответственного  отношения  к  природе  –  сложный  и длительный процесс, но он необходим, так  как будущее  планеты  зависит  от желания  трудиться  на  пользу  природы.  Следовательно, основная задача учителя – вводить  экологический  материал  на разных уроках.
Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник русского языка С.И.Львова. Проблема экологического воспитания в данном УМК освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.
На уроках русского языка включаю дополнительный материал,  диктанты,   сочинения,   стихотворения   экологического   характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе;"природоохранительные" тексты. Используя упражнения, на основе текстов известных авторов: Пришвина, Бунина, Пескова, Рубцова, Шукшина, Мамина-Сибиряка, Аксакова, Майкова, Снегирева- почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.
Для  понимания информации  экологического  характера  на  уроках   русского   языка   использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это  и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие
чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете. Учебник снова приходит на помощь. В нем мы встречаем тексты упражнений по темам: животный мир - «Белка», «Рысь», «Кашалот», «Волк», «Пингвины», «Сорока-нумизмат»,  «Верблюд» «Слон», «Ежики», «Животный мир степи», « Подводный мир»,
мир растений- «Ветка тополя», «Ива», «Поющие деревья», «Спор деревьев», « Ивовый пир»
природные явления- «Дождик», «Сколько красок у зимы», «Снег»
природные зоны- «Тайга», «Пустыня»
Типовые упражнения  «На уроках природоведения» вызывают интерес учащихся. Это и осуществление межпреметных связей, и получение метапредметных результатов. Основная их  функция  –  развитие  интереса  детей  к  природе,  к  людям,  их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.
Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 5 классе (упражнение 453)
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов- Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.
Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.
Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.
При изучении темы «Пунктуация» пятиклассникам предлагается для синтаксического разбора предложение: Все ивы дудомные растения, потому что тычинки и пестики находятся на разных деревьях.
Подобные предложения используются и при изучении других тем.
Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).
Большой интерес вызывает у учащихся работа по стихотворению Р.Сефа «Ты еще не видел чуда?» Они выполняют задание: рассмотрите фотографию. Почему автор называет чудом обыкновенную березку? Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят. Они предлагают свои решения  этой экологической проблемы.
Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание: Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Приведу отрывок из такого экологического урока:
– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Балаково. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.
Представление двух газет: первая рассказывает о строительстве нового завода, вторая – о строительстве гаражей в парковой зоне, которая находится от гимназии в 15 минутах ходьбы.
Да, наш Балаковский район и красив, и интересен, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего города, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах Балаково. Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.
Примерный список проблем
 1) Наличие АЭС, ТЭЦ, ГЭС, БМУ и д.р. промышленных предприятий
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха,
неправильная парковка).
3)Несанкционированные свалки бытовых отходов
4) Состояние водоемов.
4. Переход к практической работе
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов
Подобные задания на уроках русского языка имеют большое  значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.

Использованные ресурсы:
1. Е.Н.Сазонова «Формирование экологических понятий на уроках русского языка»
2. О.М. Крайник «Экологическое воспитание на уроках русского языка»
3. Е.Ю. Малинская «Уроки развития речи в 7-м классе»

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн