Автор:
Мыльникова Инна Витальевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Использование ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ возможно на разных этапах.
Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
Наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые дают не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы. Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. Для учащихся 9 классов разработана программа «Подготовка к ГИА», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов и всевозможных тестов. (сайт «По уши в ГИА»). С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Уроки литературы с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Очень часто на свои уроки я беру видеоролики с сайта «ю-туб», из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят занятия по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Изучаем биографии писателей по созданным презентациям. В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаются.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. А также в интернете можно скачать любой фильм. Конечно, на уроке нет времени посмотреть все в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики просмотрели фрагменты «Мертвых душ», «Бэла»,» Собачье сердце», «Судьба человека» и др. Такой просмотр заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
При подготовке к урокам использую Интернет – ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте «Словесник» http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm, по литературе - коллекция литературных сайтов http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm, «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/, тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/, полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm, коллекция: «Русская и зарубежная литература для школы» http://litera.edu.ru/.
План-конспект урока литературы в 10 классе
Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»
Цели: 1.методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова
2. развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера
3. Нравственное и духовное воспитание.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с видеофрагментами.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Проверка домашнего задания:
- В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и поэзии?»
2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1).
Слово учителя:
–Прежде чем обратиться к чтению и анализу данных стихотворений, давайте определим значение слова пророк. Итак, пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок. (Слайд 2)
И Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич дали такое название своему стихотворению. Но образ пророка у них разный. Проследим, в чем сходство и различия двух пророков? (Слайд3)
3. Работа над стихотворением Пушкина.
А) «Пророк» написан в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем. В основе стихотворения библейский сюжет из «Книги пророка Исайи», А. Пушкин почти текстуально следует за теми главами, где Исайя рассказывает, как обыкновенный человек превращается в пророка. Готовность к жертве служит поэту примером. (Слайд 4)
Б). Прослушивание стихотворения в исполнении И. Смоктуновского. (Слайд5)
В). Беседа:
- Какие архаизмы и церковнославянизмы использует автор и для чего? (зеницы, перста, уста, десница, глас, виждь, внемли, глаголом. Их использование придает торжественность высказыванию)
-Почему герой оказывается в пустыне, что она символизирует?(Лирический герой «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», таким образом, пустыня – это символ бездуховности общества, в котором прозябает поэт)
- Как изменяется мироощущение человека?(Появляется шестикрылый Серафим, и свершается превращение. Изменяется восприятие мира пророком, причём во всех проявлениях, и мир наполняется сиянием и звучанием, которые ранее были недоступны. Язык, «празднословный и лукавый», заменён «жалом мудрыя змеи». Даже трепетного человеческого сердца не остаётся у пророка: …угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…
-Каков образ поэта –пророка, его предназначение в жизни? ( он надел сверхъестественным даром, его миссия «глаголом жечь сердца людей»)
4. Работа над стихотворением Лермонтова.
А). Слово учителя: Лермонтов написал свое стихотворение в 1841 году. В основе также лежит библейский сюжет.(Слайд 6) Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Уже самим названием и начальными строками подсказывает читателю, что является фактическим продолжением «Пророка» пушкинского.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…
Лермонтов как бы перешагивает точку, которую поставил в конце своего стихотворения Пушкин, и задается вопросом: а что же дальше? А дальше – непонимание, неприятие пророка людьми, издевательства и насмешки. Дальше – каменья и язвительная речь старцев, поучающих детей. Послушаем…
Б). Звучит стихотворение. Фрагмент из фильма «Лермонтов» (Слайд 7)
В). Беседа:
- Каков язык стихотворения? ( Современный язык лишает торжественности)
- Каким мы видим образ поэта –пророка? ( Пророка видят со стороны, дается его портрет, который вызывает сочувствие « угрюм, худ, бледен,.. наг и беден»)
- Как общество относится к нему? (« В меня все ближние мои… Бросали бешено каменья.», «…презирают все его»)
- Где находит душевное спокойствие поэт? ( В пустыне – символ одиночества, только природа откликается на зов поэта , «тварь покорна там земная, и звезды слушают меня»)
5. Сравнительный анализ двух стихотворений.
- Вопросы: ( Слайд 8)
- Что объединяет эти стихотворения? (одно название, тема поэта и поэзии, библейские источники, образ пустыни)
- Сравните лексический строй:
-
- В каком стихотворении больше церковнославянизмов, архаизмов и почему? (В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском - церковно-славянская лексика уступает место современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.)
- Какими мы видим образы поэтов-пророков? (Пушкинский прок преображается духовно. У Лермонтова есть портрет пророка. Пушкинский- торжественен. Лермонтовский – суров.)
- Что открылось поэту–пророку? (Гармония мира открылась лирическому герою Пушкина, у другого автора – « страницы злобы и порока.»)
- Почему они оказались в пустыне? (пустыня - это противостояние поэта и общества – извечный конфликт)
- Что символизирует образ пустыни? ( У Пушкина- бездуховность, у Лермонтова- одиночество)
- Какие отличия стихотворений вы можете назвать?
Вывод: (Слайд 9) Пророк Пушкина – это сильная личность, во рту вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнем». К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова совершенно иного рода. Это жалкий нищий, его презирают и забрасывают камнями. Он «худ и бледен», «наг и беден».
6. Составление таблицы (Слайды 10)
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker( 7. Подведение итогов урока: перечитываем записи в тетради, письменно оформляем вывод .
Домашнее задание: (Слайд 11) Ответить на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», использую стихотворение «Пророк»
Используемые материалы:
-
- http://youtu.be/FW16uvmQ9_E
- http://youtu.be/UF_tP4MgeYM
- Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. «Поурочные разработки по литературе.10 класс.» Москва, «ВАКО» 2011г.
- http://www.hrono.ru
- http://www.russdom.ru
|