ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Трибунская Елена Жановна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Балаково Саратовская область
Экологическое образование возникло в виду жизненной необходимости, так как все люди на планете находятся под угрозой глобального экологического кризиса. По словам Сластенина Ц.А. «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».
Целью экологического образования в нашей школе является формирование ответственного отношения к окружающей среде, осознания причастности человека к ухудшению состояния природы, а значит, и воспитание на базе нового мышления активной деятельности по изучению и охране природы, начиная с родного края. Чтобы эту цель выполнить, необходимо у детей целенаправленно воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. В этом мне помогают следующие, наиболее эффективные формы экологического воспитания школьников.
Организация общешкольной декады экологических знаний, во время которой проводятся просветительные и практические мероприятия: конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок; изготовление кормушек, уборка растительного и бытового мусора, озеленение классов и клумб вокруг школы, посадка деревьев и уход за ними; выставки находок и поделок из природных материалов. Старшеклассниками проводятся беседы с учащимися младшего и среднего звена о культуре и правилах поведения в природе, выступают перед ними с лекциями и презентациями.
К массовой форме работы отношу акции «Чистый берег», «Чистый город», «День птиц», «Желудь-2010», «Желудь-2011». Проведение акций сопровождается исследовательской работой. Так, после акции «Чистый берег» мы посетили лес, относящийся к группе водоохранных лесов, роль которых заключается в том, чтобы уменьшить опасность наводнений и селевых потоков, поддержать полноводность рек. Учащиеся 10-11 классов выполнили работу исследовательского характера «Лес... Прошлое. Настоящее. Будущее». Учащимся необходимо было определить состав растительного сообщества, провести его исследование на рекреационную нагрузку, определить тип почвы, исследовать ее на наличие свинца, рH среды. Ребята искали ответы на вопросы: насколько велико влияние человека на лес? Как реагирует лес на все происходящее? Какие изменения в нем происходят и насколько они опасны для существования этого природного сообщества? Что приводит к лесным пожарам и чем они страшны? Как свезти к минимуму негативное влияние человека на лес? Кроме этого, учащиеся исследовали золу древесной коры на содержание таких элементов, как кальций, магний, фосфор, железо, свинец. С работой можно ознакомиться по электронному адресу http://www.openclass.ru/lessons/75912.
Стало хорошей традицией организация сбора желудей, чтобы помочь лесничествам и лесхозам области восстанавливать дубравы. Проведя исследовательскую работу «Поклонись дубу», учащимися 10 класса были разработаны правила сбора и хранения желудей, дана биологическая характеристика каждой разновидности дуба, проведена калибровка семян. Учащиеся прорастили и посадили молодые дубки, организовали уход за ними, выявили лечебные свойства дуба. В рамках краеведческого исследования были найдены старые дубы Саратовской области. Проведя благотворительную акцию «Желудь – 2010» и «Желудь-2011», мы сдали в лесхоз 120 кг желудей. Надеемся, что маленькая частица нашего труда поможет лесхозу восстановить сгоревшие дубравы в Саратовской области.
Среди других форм экологического воспитания хочется отметить игру. Она формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Это игры типа брейн-ринга, КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником», экологические викторины «Охраняемые растения области», «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия – загрязнители», «Водные ресурсы нашего края». Игры «Береги природу», «Лекарственные растения», «Растения-символы» и многие другие.
Огромное значение в формировании у детей экологического воспитания и интереса к природе имеет кружковая работа. Для привлечения к дополнительному образованию с исследовательской направленностью для учащихся младшего школьного возраста учителями биологии и экологии нашей школы составлена и апробируется программа кружка «Юные исследователи», рассчитанная на 1-4 классы. Согласно стандартам второго поколения целью программы является обеспечение предметной преемственности из начального звена в основную школу. Внеурочная, воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебой, так как организуется на добровольных началах; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы
Каждая из перечисленных мною форм экологического воспитания стимулирует познавательную деятельность учащихся в области экологии. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы и, изучив ее досконально, попытаться найти пути ее решения. Все это воспитывает экологически культурную личность, которая при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить окружающий мир, проявляя тем самым любовь к природе.
Интернет- ресурсы:
http://www.openclass.ru/lessons/75912
http://www.openclass.ru/node/251496
http://krind23.ucoz.ru/publ/organizacija_issledovatelskoj_dejatelnosti/1-1-0-7
http://referat.resurs.kz/ref/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-obscheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah
|