Автор:
Беришева Ираида Михайловна
Место работы:
учитель биологии, МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область
Разработка урока "Обобщение и контроль знаний по теме «Кожа и выделение», биология 8 класс"
Цели
- Обобщающая: систематизировать полученные знания по изученной теме; подвести учащихся к созданию общей картины о значении органов и систем органов выделения.
- Закрепляющая: закреплять умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи и мочевыделительной системы.
- Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
- Формирующая: учить обосновывать знания о значении удалении продуктов обмена из организма в окружающую среду соответствующими анатомо-физиологическими знаниями.
- Воспитывающая: воспитывать сознательное изучение предмета, творческий подход к учебной деятельности.
Средства обучения
- Дидактический материал: карточки, таблицы;
- Творческие работы учащихся;
- ПК;
- Рельефные таблицы: «Строение кожи» и «Внутреннее строение почки».
Cтpyктypa
- Постановка учебных целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний по изученной теме.
- Обобщение и систематизация ранее изученного материала, применение
- практических умений и навыков для объяснения фактов.
- Подведение итогов урока.
1. Организационная часть
- Сообщение темы и целей урока (на доске записаны виды деятельности и соответствующие задачи).
Слайды 1-3
Виды работы в группах
|
Количество баллов
|
Цели
|
1. Биологический диктант (графический)
|
5 баллов
|
Определять сходство и отличия по характерным признакам кожи и почек.
|
2. Образование логических троек (работа с карточками)
|
5 баллов
|
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
|
3. Дополнить предложения (работа с карточками)
|
5 баллов
|
Определять обменные процессы и анатомо-физиологические особенности.
|
4. Компьютерное тестирование
|
2 балла
|
Предпринимать решения по оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах.
|
II. Воспроизведение и контроль знаний
№1. Биологический (графический) диктант.
Слайд 4
Учитель читает текст, перечисляя характерные признаки по построению, функциям, особенностям кожи и почек. Предлагает учащимся по вариантам их определить и построить отлеты в виде графической цепочки.
I вариант – Почки.
II вариант – Кожа.
- Выделяется вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота.
- Орган мочевыделительной системы.
- Синтез витамина Д.
- Содержится пигмент меланин.
- Синтезируется аммиак.
- В состоянии покоя за сутки в среднем выделяется 500 см жидкости.
- В сутки в среднем выделяется 1,5 л. жидкости.
- Поддерживание постоянства реакции крови.
- Учащиеся по предложению учителя ответы фиксируют в виде графической цепочки, где знак " ?" означает "да", а знак "_" - "нет".
- Проверку осуществляет ассистент во время групповой работы.
№2. Работа в группах.
I группа. Ассистент осуществляет проверку ответов учащихся в графическом диктате с помощью дешифратора, который при приложении к ответу принимает зеркальное отображение (с симметричным расположеньем звеньев в ответе и в дешифраторе).
Критерии оценок:
"5" - нет ошибок
"4" - 1-2 ошибки
"3" - 3-4 ошибок
"2" - >5 ошибкам
- Оценку ассистент ставит в учётную карточку.
II группа. Работа с карточками по образованию логических троек.
- Ассистент раздаёт карточки по вариантам, где в первом столбике перечислены составные части кожи, во втором – их месторасположения, а в третьем – выполняемые функции.
- Учащиеся соотносят эти фактические данные и записывают тройки чисел, каждое из которых принадлежит разным столбикам, но объединены соответственно по смыслу.
- Ассистент проводит проверку двух вариантов ответов и выставляет оценку в учётную карточку.
Вариант I
|
Вариант II
|
1. Рецепторы.
2. Ростковый слой.
3. Кровеносные сосуды.
4. Эпителиальная ткань.
5. Соединительная ткань.
6. Подкожная клетчатка.
7. Располагается в основание эпидермиса.
8. Третий слой кожи.
9. Участие в обмене веществ.
10. Основа второго слоя кожи.
11. Находится в собственно коже.
12. Образует верхний слой кожи – эпидермис.
13. Участие в теплорегуляции.
14. Чувствительная часть кожи.
15. Превращаются в ногти и волосы.
16. Участвует в обновлении ткани.
17. Запасание жира и энергии.
18. Придаёт коже эластичность.
|
1. Эпидермис
2. Потовые железы.
3. Кровеносные сосуды.
4. Рецепторы
5. Сальные железы.
6. Подкожная клетчатка.
7. Пот (продукты распада ,соли)
8. Жир на коже
9. Слущивание, обновление.
10. Расширение, служение.
11. Жировые клетки.
12. Восприятия раздражений, импульсы.
13. Терморегуляция.
14. Органы чувств, защита.
15. Теплоизоляция, запасание жира и энергии.
16. Смягчение кожи.
17. Защита.
18. Выделение, теплоотдача.
|
Ответы
I вариант
1-11-14
2-7-16
3-9-13
4-12-15
5-10-18
6-8-17
|
Ответы
II вариант
1-9-17
2-7-18
3-10-13
4-12-14
5-8-16
6-11-15
|
Критерии оценок:
"5" - 0-1 ошибка
"4" - 2-3 ошибки
"3" -1-6 ошибок
"2" - >7 ошибок
III группа. Работа с таблицами.
- Ассистент раздаёт карточки с таблицами по вариантам. Впервой колонке записаны предложения или умозаключения с незаконченным смыслом.
- Учащиеся должны дополнить незаконченные предложения во второй колонке. Записи оформляют в предложенной таблице.
Вариант 1
Вопросы |
Ответы
|
1. Выделение растворов конечных продуктов обмена происходит через
|
-кожу, почки, лёгкие
|
2. Организм отдает воду во внешнюю среду через
|
-пищеварительную систему
|
3. Первые порции вторичной мочи обнаруживаются в
|
-почечных канальцах
|
4. Структурная и функциональная единица почки
|
-нефрон
|
5. Замедляет мочевыделение
|
-адреналин
|
6. Снабжение крови водой осуществляется
|
-толстой кишкой
|
Вариант 2
Вопросы |
Ответы
|
1. Удаляет из крови излишки минеральных солей
|
-почки, кожа
|
2. Излишки воды из крови в среду удаляет
|
-легкие, почки, кожа
|
3. Первые порции первичной мочи появляются в
|
-почечной капсуле
|
4. Капиллярный клубочек входит в состав
|
-нефрона
|
5. Усиливает мочевыделение
|
-тироксин
|
6. Удаление и-* крови жиров и откладывание их в запас осуществляется
|
-кожей
|
-Критерии оценок:
"5" - нет ошибок
"4" - 1-2ошибки
"3" - 4-3 ошибки
"2" - 5 ошибок
- Оценку ассистент выставляет в учётную карточку.
IV группа. Работа с ПК тестирование «Оказание помощи при ожогах и обморожениях».
Слайды 5-6
Тест
1. Потовые железы участвуют:
1. окислении минеральных веществ,
2. охлаждении организма,
3. накоплении органических веществ,
4. удалении органических веществ.
2. При тепловом и солнечном ударе необходимо:
1. устранить сквозняки,
2. смочить лоб раствором питьевой соды,
3. расстегнуть одежду и положить на лоб холодный компресс,
4. смазать кожу жиром.
3. Тепловой удар чаще всего может произойти:
1. холодную сухую погоду,
2. жаркую влажную погоду,
3. жаркую сухую погоду,
4. холодную влажную погоду.
4. При ожоге I степени следует:
1. кожу промыть холодной водой и наложить сухую стерильную повязку,
2. кожу промыть тёплой водой,
3. обработать кожу йодом,
4. промыть кожу раствором питьевой соды.
5. Раны на поверхности кожи обрабатывают йодом, чтобы избежать:
1. попадания в раны земли,
2. попадания в раны микроорганизмов,
3. кровопотери,
4. боли.
6. Чистота кожи – важнейшее условие здоровья человека, так как:
1. способствует усиленному потоотделению,
2. разрушает поверхность кожи,
3. закупоривает протоки потовых и сальных желез,
4. способствует проникновению в кожу ядовитых веществ.
7. При понижении температуры окружающей среды сосуды кожи:
1. сужаются, к коже притекает больше крови,
2. расширяются, к коже притекает больше крови,
3. сужаются, к коже притекает меньше крови,
4. расширяются, к коже притекает меньше крови.
8. При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи:
1. расширяются, к коже притекает меньше крови,
2. сужаются, к коже притекает меньше крови,
3. сужаются, к коже притекает больше крови,
4. расширяются, к коже притекает больше крови.
9. При ожоге II степени следует:
1. сделать содовую примочку,
2. промыть кожу холодной водой и наложить сухую повязку,
3. вскрыть образовавшиеся пузыри,
4. обработать кожу йодом.
10. При обморожении II степени следует:
1. растереть кожу,
2. вскрыть пузыри,
3. наложить повязку со стрептоцидовой мазью,
4. обработать кожу йодом.
Приложение 1
После окончания работы и выставления оценок ассистенты переходят в другую группу и проводят аналогичную работу, а потом в следующую. И так продолжают, пока не поработают с каждой группой. Учащиеся следят, чтобы после каждого вида работы в учетной карточке была выставлена оценка. Когда вся работа будет завершена, то у каждого ученика должно быть выставлено четыре оценки.
-Учитель предлагает обменяться карточками в парах, подсчитать и записать общее количество баллов. Учитывая критерии записанные на доске, учащиеся должны выставить оценки за весь объём выполненной работы.
Критерии оценок:
"5" - 17 баллов,
"4" - 13-16 баллов
"3" - 9-12 баллов
"2" - ? 8 баллов
III. Закрепление и обобщение.
А) Творческое задание (Д/З).
- Учитель: в результате выполненных разных видов заданий, уточним еще раз.
- Что же выводится из организма человека? (Вода, соли, аммиак, мочевина, в том числе вредные вещества и яды).
- Каким образом это происходит? (С помощью работы лёгких, почек, пищеварительной системы, кожи).
- С какой целью мы изучаем эту тему? (О значении выделительной системы, укреплении здоровья).
- Что такое закаливание? (Закаливание – это мероприятия, направленные на выработку приспособления организма к смене температуры).
- На уроке русского языка вы писали конкурсное сочинение «Я выбираю здоровье». Изучив данную тему, что бы вы могли дополнить к вашему сочинению? Для этого можно использовать творческую работу домашнего задания, которое предлагалось в трёх формах:
1. Научное содержание,
2. В сказочной форме,
3. В стихотворной (поэтической) форме.
Прослушайте выступления с творческими работами и скажите, какое, по-вашему мнению, самое удачное? Почему?
Б) Анализ таблицы «Пирамида здоровья».
Слайд 7
Учитель: посмотрите на данную схему и скажите: «Что такое здоровье?»
Слайд 8
-Здоровье человека – залог счастья, вернуть здоровье или достичь его можно только силой своего духа, интеллекта и физическим устремлением.
Здоровье-состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
IV. Итог урока
- Какую работу вы на уроке выполняли?
- Какие виды работ вы выполняли в группах?
- Что вам больше запомнилось?
Выставление оценок учащимся.
Литература
- Брунов. Е.П. «Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека» М., «Просвещение», 1994 г.
- Заяц Р.Г. «Вопросы, ответы, тесты, задачи» М. «Юнипресс» 2004 г.
- Колесников Т.В. «Гесты по биологии 6-9кл.» Волгоград, «Учитель» 2007 г.
- Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, 1989 г.
- Резникова В.З. «Тестовый контроль знаний уч-ся по биологии». М., «Просвещение», 1997 г.
|