Автор:
Григорьева Евгения Федоровна
Место работы:
учитель русского языка и литературы. Место работы: МОУ « Чамеревская СОШ» Судогодского района Владимирской области.
План-конспект урока "Петербург Ф.М. Достоевского. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)"
Цели:
- Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
- Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать и излагать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся, воспринимать явления интегрированно, (через связь с другими науками); развивать способность решать жизненные проблемы самостоятельно.
- Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям, способность к сотрудничеству.
Презентация
Оборудование урока:
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; аудиозапись поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; видеофильм «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова; иллюстрации Шмаринова, И.Глазунова; аудиозапись музыкального произведения: Бетховен «Лунная соната»; презентация с достопримечательностями Санкт – Петербурга; ПК учителя; мультимедийный проектор; раздаточный материал.
Приемы ТРКМ: «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы».
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент (слайд 3 презентации к уроку).
Стадия вызова.
На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами современного города
Петербурга и читается отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Maria-Joao Pires — Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, 'Moonlight' : I Adagio sostenuto на Яндекс.Музыке
Piano Sonata No.14 in C sharp minor Op.27 No.2, 'Moonlight' : I Adagio sostenuto
Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:
…ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
О каком городе идет речь?
Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох.
Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?
В первой колонке таблицы напишите несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город ( слайд 1 презентации к уроку).
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Красотой города восхищался А.С. Пушкин. Он сложил гимн Петербургу, лирически описал его великолепные ансамбли, сумраки белых ночей, но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
Восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.
Просмотр фрагмента видеофильма russkoekino.ru›…ruskino/ruskino-0083.shtml (начало 1 серии).
О каком писателе, по произведению которого снят фильм, и о каком городе идет речь?
Что станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы?
Предположите, какие цели будут поставлены перед вами?
Формулирование целей урока учащимися ( учитель корректирует).
Стадия осмысления.
«Каков же Петербург Достоевского? Какую роль сыграл город и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..»
Показ слайдов с иллюстрацииями к роману, выполненных художниками Шмариновым , И.Глазуновым( слайды из презентации к уроку:3,5,6,7,8).
(Бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое-то чувство тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется вырваться отсюда.)
Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?
Какие чувства у вас вызывает этот город?
(Омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где
страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.)
Для чего Достоевский использует столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.
Вспомните схему анализа образа города: из каких частей она состоит?
Работа в группах (по количеству рядов): восстановите образ города у Достоевского.
Задания для групповой работы.
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 и часть2: глава 7-угол Мармеладовых; часть4: глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть4: глава4- комната Сони.)
№
|
Составляющие образа
|
Характерные признаки
|
1.
|
Пейзаж.
|
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.
Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.
|
2.
|
Сцены уличной жизни.
|
– ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».
|
3.
|
Интерьеры.
|
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони-“уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.
|
Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким его изображает писатель?
(Город – гигант.
Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.
Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского- это город одиночества.
Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)
Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург - своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов. Только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.
Запись выводов во вторую графу таблицы ( слайд 13 презентации к уроку).
Стадия рефлексии
1.Составление синквейна «Петербург Достоевского в моем представлении».
Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, рождает безысходность, толкает на скандалы и преступления.
Заполнение третьей графы таблицы: осмысление причин конфликта между героем и миром
.
Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Таким образом, вы получите вопросы третьей графы таблицы, на которые вы еще раз ответите дома.
2. Оценка и самооценка деятельности учащихся на уроке.
Домашнее задание (индивидуально-дифференцированное):
Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы
объясните эти противоречия? Каковы мотивы преступления?
- Сочинение - миниатюра: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»
- 2.Творческая работа « Петербург в изображении А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского».
3. Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)
|