Место работы:
г.Челябинск, МОУ СОШ №107, учитель математики
Урок математики в 5 классе (с применением слайдов) в общеобразовательной школе направлен на закрепление умений решения задач на движение в одном и противоположных направлениях по образцам. Благодаря компьютеру, у детей исподволь развивается произвольное внимание, память, мышление. Использование образцов решения задач на слайде при проверке даёт возможность ученику самостоятельно проконтролировать своё решение пошагово, воспитывает уверенность ученика в себе, работоспособность.
Тема: Решение задач на движение.
- .Закрепление умений по решению задач на движение в одном и противоположных направлениях по образцам.
- Развитие умений и навыков работы с информацией на компьютере.
Развитие мыслительной операции сравнения с помощью математических отношений.
- Развитие связной речи учащихся, произвольного внимания, памяти, мышления.
Воспитание положительной мотивации к учению.
- Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии.
- Воспитание уверенности в себе, работоспособности.
Оборудование: компьютер, презентация, запрещающий знак проезда на велосипеде, табличка « как прошло занятие?». Приложения (см. сноски в тексте)
Ход урока.
I.Оргмомент. Психологический настрой.
<Приложение 6> (Учитель читает текст по строчке, дети повторяют хором.)
II.Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы будем с вами решать задачи на движение в одном и противоположном направлениях с помощью образцов решения таких задач.
III.Устный счёт.
- На устном счёте мы с вами повторим основные понятия движения.
1. <Рисунок 2>
2. <Рисунок 3>
3. <Рисунок 4>
- Какие три величины характеризуют движение?
-Движение характеризуют скорость, время, расстояние.
Задача1.Туристы прошли 16 км, двигаясь со скоростью
4 км/ч. Что можно узнать?
Самоконтроль <Приложение 4>
Задача2.Теплоход был в пути 5 ч, проходя каждый час
30 км. Что можно узнать?
Самоконтроль <Приложение 3>
Задача3.За 2 ч самолёт пролетел 800 км. Что можно узнать?
Самоконтроль <Приложение 5>
Учащиеся читают задачу, проговаривают правило, решают, называют ответ.
4.Итог устного счёта.
IV.Решение задачи
Учитель показывает знак дорожного движения «Проезд велосипедиста запрещён».
- Что обозначает этот знак?
- Проезд запрещён.
- Со скольки лет разрешается ездить на велосипедах?
- С 14 лет.
Задача
Со спортивной базы одновременно в противоположных
направлениях выехали одновременно два велосипедиста.
Скорость первого велосипедиста 15 км/ч, а скорость второго — 12 км/ч. Какое расстояние будет между велосипедистами через 3 ч?
Чтение задачи про себя. Вслух.
- О чём эта задача?
Словарная работа: велосипедист, расстояние.
- Разбор задачи:
- Определите направление движения велосипедистов.
<Рисунок 2>
- Да, это движение в противоположных направлениях.
<Рисунок 6> (Учащиеся (II группа - средние) проговаривают устно решение задачи по образцу.)
3.Построение чертежа по задаче проводим по рисунку <Рисунок 6>.
4.Решение задачи.
Самостоятельно решают задачу по образцу учащиеся I,II группы.(I группа - сильные),
помощь слабым ученикам III группы.
5.Проверка решения задачи.
<Приложение 1>
V.Физкультминутка.
Упражнения на снятие напряжения с мышц глаза, улучшение кровообращения:
- Плотно закрыть глаза и широко открыть—5 раз
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы- 4 раза
- Вращение глазами по кругу- 2 раза
- Быстрое моргание в течение 30 сек.
VI. Решение задачи
Со спортивной базы в одном направлении выехали два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 15 км/ч, а скорость второго – 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?
1. Чтение задачи про себя. Вслух.
- О чём эта задача? Чем отличаются эти задачи?
Словарная работа: велосипедист, расстояние.
- Разбор задачи:
- Определите направление движения велосипедистов.
<Рисунок 2>
- Да, это движение в одном направлении.
4. Решение задачи.
<Рисунок 7>
Учащиеся I,II группы решают задачу самостоятельно по образцу, слабые учащиеся решают задачу без чертежа.
- Проверка.
Сверить решение. <Приложение 2>
VII. Подведение итогов урока. (Путём рефлексии)
- Что понравилось на уроке?
- Что вы хотели выполнить ещё раз?
- Поставьте себе оценки кружочками в таблицу и мы увидим, справились ли с поставленной задачей на уроке?
На доске табличка:
Как прошло занятие?
|
Класс!
|
Нормально
|
Плохо
|
Учащиеся выбирают столбик и ставят в него кружочек.
Список литературы:
1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 5. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: «Мнемозина», 2010г.