Автор:
Булганина Жанна Геннадьевна
Место работы:
Учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
ИКТ как средство организации дифференцированной работы с учащимися
на уроках русского языка в начальной школе
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли…
Л.Толстой
Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь школьники по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Данное требование реализуется в индивидуальном подходе к ученику.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, что позволяет использовать метод, который представляется наиболее целесообразным при работе именно с этим, конкретным учеником.
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира
- овладевать практическими способами работы с информацией
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств
- осуществлять переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному
Исследования в области учета индивидуальных особенностей учеников уделяют основное внимание дифференцированной самостоятельной работе детей, согласно которой развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.
Применение ИКТ в начальной школе позволяет повысить плотность урока и сэкономить силы учителя при подготовке самостоятельной работы учащихся.
Например, при изучении темы «Правописание парных согласных в корне слова»
(4 класс), я провожу урок с компьютерной поддержкой. Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
ИКТ позволяет дифференцировать работу детей по закреплению материала. Каждый учащийся может выбрать задание по своему желанию, оценив уровень сложности.
Первая группа детей работает вместе с учителем, используя проектор и экран.
Детям предлагается выполнить задание базового уровня репродуктивного характера. Приложение 1.
- Запишите слова, предложенные на экране, вставляя пропущенную парную согласную в корне. Подберите проверочное слово.
Проверка выполненного задания осуществляется совместно с учителем через экран.
Вторая группа детей работает в парах за компьютерами.
Детям предлагается выполнить задание 2 уровня сложности продуктивного характера. Приложение 1.
Восстановите текст (в текстовом документе), предложенный на экране, используя слова с парной согласной в корне.
Проверка осуществляется под руководством учителя через экран.
Третья группа детей работает индивидуально за компьютерами.
Детям предлагается выполнить задание 3 уровня сложности творческого характера.
Исправьте ошибки в тексте, предложенном на экране (текстовый документ).
Проверка осуществляется учителем в индивидуальном режиме.
Такая организация деятельности учащихся позволяет избежать страха «чистого листа», т.е. ошибиться в тетради. Ученик может несколько раз попробовать свои силы и исправить ошибку.
Ф.И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается ему готовый, без всякого с его стороны пытания». Таким образом, в методике русского языка были намечены два основных метода обучения, один из которых предусматривал сообщение знаний в готовом виде, а другой – поисковую деятельность учащихся.
Используя ИКТ при изучении темы «Фразеологизмы» (4 класс), дети вместе с учителем работали над проектом «Что делает нашу речь красивой?». Приложение 2. Дети делились на группы по интересам:
- Историки (знакомство с биографией В.Даля)
- Литературоведы (обращение к истокам фразеологизмов)
- Журналисты (интервьюирование одноклассников и членов семьи)
- Программисты (создание презентации)
Итоговый урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов) позволяет учащимся стать не просто пассивными поглотителями информации, а активными участниками процесса обучения. Возможности Интернета и мультимедиа позволяют черпать знания не только из учебников, но и из всевозможных электронных источников.
Учащиеся учились находить и отбирать нужную информацию, публично выступать, дискутировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию. Работа в группе требовала овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения.
Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.
Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Далее в своей статье я хочу предложить некоторые виды уровневых заданий по русскому языку для учеников начальной школы с использованием ИКТ.
Возможные виды уровневых заданий для учащихся с использованием ИКТ на уроках русского языка
Базовый уровень.
Задания репродуктивного характера.
|
Повышенный уровень сложности.
Задания продуктивного характера.
|
Высокий уровень сложности.
Задания творческого характера
|
Задания, выполняемые с использованием экрана.
|
- Ответьте на вопросы.
- Выберите слова из слов, предложенных на экране, по данному признаку. Например, найти только существительные, найти только слова с проверяемой безударной гласной.
|
- Выбрать правильный ответ из ответов, предложенных на экране.
- Выберите слова из слов, предложенных на экране, на данную орфограмму.
|
- Разгадайте кроссворд.
- Составьте алгоритм ответа на данную тему.
- Подготовьте фрагмент презентации.
|
Задания, выполняемые с использованием текстового документа.
|
- Вставьте пропущенные буквы в слова, предложенные на экране.
- Подберите проверочные слова к словам на экране.
|
- Вставьте пропущенные слова в текс, предложенный в текстовом документе.
- Закончите предложения, используя слова для справок.
|
- Составьте из слов предложение.
- Восстановите деформированный текст.
- Измените текст, употребляя слова на данное правило. Например, изменить время глаголов, изменить число существительных.
- Найдите и исправьте ошибки в тексте.
|
Задания, выполняемые с использованием интерактивной доски.
|
- Составьте пары слов из слов, предложенных на доске, по данному признаку. Например, предмет – слово; часть речи – вопрос и др..
- Классифицируйте предложенные на доске слова по группам, руководствуясь данным признаком.
|
- Восстановите целое слово из частей (из букв, из морфем).
- Заполните таблицу.
- Соедините предложенные на доске слова парами по данному признаку. Например, синонимы, антонимы.
|
- Восстановите пословицы из частей.
- Смоделируйте схему-опору на данное правило.
|
Презентации:
- Правописание парных согласных в корне слова. Тренажер по закреплению
- Фразеологизмы
|