Автор:
Потапова Светлана Викторовна
Место работы:
Учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах
Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Формы использования ИКТ в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа за компьютером.
Изложение - один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При проведении изложений я активно использую ИКТ на всех этапах урока.
Структура урока обучающего изложения
1 .Объявление темы, постановка цели. (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).
2. Вступительное слово учителя, цель которого – подготовить к восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.
На данном этапе работы открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество художественных иллюстраций, фотографий и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера
3.Чтение текста (выразительное, отражающее замысел автора, созвучное вступительному слову) Выведение текста на большой экран в виде слайда даёт ученикам возможность лучшего восприятия текста по сравнению с текстом написанным от руки на доске.
4. Анализ текста На этом этапе современные возможности компьютера предоставляют широкий простор для различных методов работы с текстом ( выделение частей текста, работа с деформированным текстом, распространение текста, выведение на экран различных вариантов плана).Можно организовать групповую и индивидуальную работу учащихся.
5. Орфографическая подготовка. Слова с пропущенными изученными орфограммами выводятся на слайд . Использование ИКТ позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяет индивидуализировать процесс обучения;· повышает интерес к урокам русского языка
6. Самостоятельная работа учащихся. На слайд одновременно можно вывести план, опорные слова, слова для справок, что позволяет учащимся успешно выполнить работу.
Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ
- -Составление предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;
- -Составление текста, рассказа по вопросам;
- -Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
- -Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
- -Рассказ по цепочке.
- -Сочинение по картинам
- -Изложение
Каков результат использования мультимедиа технологий?
- развитие познавательных способностей и мотивации;
- развитие творческих способностей;
- успешнее достигаются общие цели образования;
- формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
- повышение успеваемости по предмету;
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
|