Автор:
Лучкина Наталья Александровна, Княжевская Елена Юрьевна Лучкин Сергей Алексеевич
Место работы:
МОУ «Средняя школа № 4» г. Кольчугино Владимирской области
Сетевой проект «Здравствуй, Франция!»
В настоящей статье описан опыт проведения открытого сетевого конкурса «Здравствуй, Франция!» (далее «Конкурс»). Инициатором этой игры, организованной для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, выступили педагоги МОУ «Средняя школа № 4» г. Кольчугино Владимирской области Лучкина Наталья Александровна, Княжевская Елена Юрьевна и Лучкин Сергей Алексеевич. В рамках Года Франции в России в нашей стране прошло немало различных мероприятий, рассказывающих о культуре и истории Франции, и одним из них и стал открытый сетевой конкурс для школьников.
Организаторами игры были определены следующие цели Конкурса: привлечение внимания и интереса школьников к культурному наследию Франции; развитие творческой инициативы и личностных нравственных, эстетических качеств школьников; а также развитие навыков применения информационных технологий для решения прикладных задач и навыков общения школьников в сетевых социальных сообществах.
В качестве сетевой площадки проведения конкурса был выбран сервис «Campus.ru». Во-первых, к началу игры им уже активно пользовались ученики и их родители, а также педагоги школы № 4. Во-вторых, предоставляемые им возможности были вполне достаточными для обеспечения открытости проведения Конкурса, выполнения школьниками заданий Конкурса, сетевого общения всех его участников.
Для проведения Конкурса был создан кампус «Здравствуй, Франция!» (http://www.campus.ru/campuses/campus.frans).
Конкурс состоял из нескольких этапов, каждый из которых соответствовал теме, отражающей одну из сторон культуры Франции:
- Архитектурные ансамбли и памятники Франции.
- Туристические маршруты Франции.
- В мире французской литературы.
- Художники Франции.
- Конкурс иллюстраций к произведениям французских писателей.
- Музыка, кино и театр.
- «Менестрель».
Для различных этапов Конкурса предусматривались разные формы заданий: викторины, создание компьютерных презентаций, заочных экскурсий по Франции, монтаж видеороликов (съёмок театрализованных постановок на французском или русском языке или рекламы литературного произведения одного из французских писателей).
Каждый этап длился одну-две недели. В течение этого периода участники искали нужные источники информации для подготовки к викторине либо оформляли результат выполнения творческого задания.
Игра проводилась среди участников 2 возрастных групп:
Первая группа — 11-14 лет.
Вторая группа — 15-17 лет.
Игра была организована как командная, по условиям в команде должно было быть не более шести человек (без учёта руководителя-педагога).
Деление на возрастные категории объяснялось различием в уровне знаний школьников литературных текстов, а также различием в навыках владения ими компьютерных технологий.
Игра проводилась на русском языке, что обеспечивало больший охват школьников (французский язык изучают в школе сравнительно небольшое число учеников), кроме того, демонстрация лингвистических навыков не являлась главной целью Конкурса (хотя и приветствовалось, например, при выполнении творческих заданий).
О подготовке к конкурсу оргкомитет извещал участников заранее в постах кампуса.
Требования к оформлению работ и критерии их оценивания были изложены в Положении о Конкурсе, которое заранее было размещено в папке кампуса и было доступно всем участникам.
Конкурс стартовал 11 октября и завершился 18 декабря 2010 года.
На старт игры вышли 42 команды из самых разных уголков нашей страны: Пскова, Самары, Ставрополья, Камчатки, Саратова, Ярославля, Владимирская области.
На протяжении двух месяцев участники совершали удивительные путешествия по Парижу, Версалю, Марселю, замкам Луары, знакомились с памятниками культуры Франции, с её поэтами, писателями, художниками, музыкантами, создавали свои иллюстрации, видеофильмы и презентации.
Каждая команда последовательно проходила все этапы конкурса. При подведении общего результата баллы каждого этапа конкурса складывались. Победители и призёры определялись по общему количеству набранных баллов.
Ход реализации проекта
Архитектурные ансамбли и памятники Франции
В культурном отношении Франция – необычайно яркое и разнообразное явление. Различные эпохи, отраженные в архитектуре Франции, перекликаясь между собой, ведут живой диалог и предстают перед зрителями в живописном очертании замков, мостов, башен.
Познакомиться с этими удивительными творениями искусства французских архитекторов и скульпторов участникам проекта помог конкурс «Архитектурные ансамбли и памятники и Франции».
Отвечая на 20 непростых вопросов викторины, ребята знакомились с настоящими шедеврами французских зодчих и открывали для себя неизвестные им до этого имена.
Далее приведён фрагмент заданий первого этапа:
На поиск и представление ответов отводился один день. Вопросы викторины в виде подготовленного в программе MS Word документа в назначенное время помещались в папку кампуса. Участники Конкурса, получив вопросы, выполняли поиск информации любым доступным способом (в сети Интернет, в печатной литературе и т.д.) и присылали свои ответы по электронной почте в адрес оргкомитета. В качестве средства передачи данных могла использоваться и такая функция сервиса, как личные сообщения.
Туристические маршруты Франции
На этом этапе каждая команда разрабатывала свой собственный туристический маршрут по различным местам Франции. Заочная экскурсия должна была быть представлена в виде компьютерной презентации (MS PowerPoint или OpenOffice.org Impress). Жюри оценивало как художественное, так и техническое оформление работы: полноту и вид представления материала, использование дополнительных эффектов анимации, включение звукового сопровождения и т.д. Работы участников получили очень высокую оценку на областном семинаре преподавателей французского языка и уже активно используются учителями школ области.
Первоначально предполагалось, что работы участников будут размещаться в портфеле кампуса для общего просмотра, вместе с тем опыт участия некоторых команд в других сетевых проектах показал, что компьютерные презентации возможно размещать и на площадках «Calameo.com», «Panoramio.com» и других файловых Интернет-архивов.
В мире французской литературы
Французская литература является одной из богатейших в мире. Она всегда была близка к философии, от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. Историзм Дюма, юмор Мольера, мудрость и простота Экзюпери волновали и будут волновать сердца наших читателей, поэтому один из этапов конкурса стал своеобразным путешествием в мир французской литературы.
Задания этого этапа также были оформлены в виде вопросов викторины, пример которой для участников второй возрастной категории приведён ниже.
Как и на первом этапе, участники присылали свои ответы как по электронной почте, так и в личных сообщениях кампуса.
Конкурс иллюстраций к произведениям французских писателей
После знакомства с работами французских писателей ребята пробовали свои силы в создании иллюстраций к понравившимся произведениям. Участники могли выполнять свои работы с использованием как средств художественной живописи (в любой технике), так и компьютерных технологий (различных графических редакторов и пакетов двухмерного и трёхмерного моделирования). Созданные изображения необходимо было представлять в виде файлов, поэтому участники, нарисовавшие свои иллюстрации на бумаге, должны были их предварительно отсканировать и обработать соответствующим образом. Для общего просмотра и проведения «народного голосования» работы нужно было размещать в фотоальбомах кампуса.
Ниже приведены примеры иллюстраций, представленных на конкурс.
|
|
(Рисунок команды «Все вместе!», г. Ковров)
|
(Рисунок команды «FunnyTeam», г.Воронеж)
|
Среди выполненных работ были как отдельные иллюстрации к полюбившемуся произведению, так и серия иллюстраций к одному произведению, оформленная в виде книги для чтения. Такую иллюстрированную сказку «Красная шапочка» представила на конкурс команда «Эврика» из г. Кольчугино.
Художники Франции
Чувствительная и мудрая Франция обогатила мировую культуру настоящими шедеврами искусства, которые сумели поразили всю мировую общественность. Увлекательнейшим этапом конкурса стала заочная экскурсия в залы французских музеев, выставок и галерей.
Задания этого тура также были оформлены в виде вопросов викторины. Участникам Конкурса предлагалось назвать авторов картин, определить названия картин, вспомнить некоторые художественные термины. Пример вопросов викторины для младшей группы показан ниже.
Как и на других этапах-викторинах, участники могли присылать свои ответы посредством электронной почты и личных сообщений кампуса.
Музыка, кино и театр
В мировой художественной культуре французский театр занимает почётное место. Трагедии Корнеля и Расина, драматургия Мольера, комедии Бомарше служили вехами в истории мирового театра.
А в таких областях, как кинематограф, Франция до сих пор сохраняет лидирующие позиции в мире, поэтому один из этапов конкурса был посвящён её музыке, театру и кино. Участники конкурса должны были по представленным кадрам назвать актёра, музыканта, фильм, исполняемую роль. Пример вопросов этого этапа показан ниже.
«Менестрель»
В переводе с французского «менестрель» означает средневекового придворного певца и музыканта. Нередко им выступал сам поэт или автор музыки. На этом этапе, длившемся больше всех остальных этапов Конкурса, командам-участницам было предложено инсценировать фрагмент известного художественного произведения или подготовить рекламу любимого ими произведения французского автора и представить их в виде небольшого видеоролика.
С этим непростым творческим заданием команды справились вполне успешно. Ими были разработаны сценарии постановок сказок, стихотворений, сценических и прозаических произведений французских поэтов и писателей. Некоторые команды представили инсценировки не только на русском, но и на французском языке. По условию Конкурса в инсценировке должны были быть заняты только члены команд-участниц. В целом, это требование было выполнено практически всеми командами. Почти все съёмки и монтаж фильмов выполнялись операторами-любителями, однако это отнюдь не ухудшало впечатление от просмотра представленного видеоролика. Какие-либо особые требования к используемым программным средствам организаторы Конкурса не определяли. Команды представляли работы, выполненные с помощью программ Windows Movie Maker, Pinnacle Studio, Sony Vegas и т.д.
Готовые фильмы команды-участницы размещали на любых доступных и удобных для них Интернет-площадках: в папках кампуса, в сетевых архивах видеоматериалов типа «Youtube.com». Как показала практика, сетевые файлохранилища являются более удобным местом размещения файлов подобного типа, поскольку они могут хранить файлы гораздо большего размера, чем допускается сервисом «Campus.ru» (который устанавливает ограничение в 30 Мб) и, кроме того, они специализированы для выполнения именно этой функции.
В промежутках между командными этапами конкурса проводились индивидуальные туры, в которых мог принять участие любой член команды. Показанные результаты шли в личный зачёт участника. Пример подобного задания (с ответом, который демонстрировался позднее) показан ниже.
Задания размещались в условленное время в постах кампуса, свои ответы участники давали в комментариях к этим постам, при этом отредактированный ответ не засчитывался. Участники-победители и призёры индивидуального этапа получали от организаторов Конкурса «виртуальные» медали (одна из предоставляемых сервисом «Campus.ru» возможностей):
Проведение конкурса
Для того чтобы Конкурс проходил в честной борьбе, оргкомитет принял решение зашифровать названия команд под своими номерами. По завершении каждого конкурса и работы жюри в папке кампуса размещался файл с результатами очередного этапа, в котором были указаны только коды команд. Таким образом обеспечивалась анонимность участия одновременно с прозрачностью хода Конкурса.
Следует отметить, что эта интрига сохранялась до самого конца конкурса. Команды узнали, кто скрывается за каждым номером, только на заключительном мероприятии.
Пример таблицы результатов, размещаемой после проведения очередного этапа в папке кампуса для общего просмотра.
Для оценивания выполненных заданий на каждом этапе организаторы Конкурса привлекали специалистов в соответствующей области знаний: например, в состав жюри этапа «Туристические маршруты Франции» входили Светлана Борисовна Буклеревич (зам. директора Станции юных туристов Кольчугинского района); Александр Владимирович Пачков (методист Управления образования Кольчугинского района по информационным технологиям); в состав жюри этапа конкурса иллюстраций — Алла Владимировна Чебурова (учитель ИЗО, ведущий методист Центра внешкольной работы); Анна Валентиновна Ладонова (учитель ИЗО и черчения, зам. директора Межшкольного учебного комбината); Яна Чебурова (студентка 4 курса Российского государственного университета туризма и сервиса (отделение «Технология и дизайн»)); в состав жюри этапа «Менестрель» — Рыжов Александр Вячеславович (режиссёр Театра юного зрителя, журналист; Карева Анжела (актриса Театра юного зрителя); Киселёва Татьяна Викторовна (руководитель Народного театра).
Поскольку проведение конкурса требовало значительных финансовых затрат (на изготовление медалей победителям и призёрам, выпуск сертификатов и грамот участникам, на выпуск печатной продукции с символикой Конкурса), было принято решение найти спонсоров этого мероприятия. Ими стали директор МОУ «Средняя школа № 4» Капитонов Сергей Анатольевич, известный казахстанский предприниматель Сурнин Сергей Александрович, отделы по делам молодёжи городской и районной администрации, выпускники школы.
После подведения общих итогов игры и определения победителей и призёров каждого этапа в школе № 4 было проведено заключительное мероприятие по закрытию Конкурса с приглашением команд-победителей и представителей Управления образования Кольчугинского района, ВИПКРО, средств массовой информации и организаций-спонсоров. На сцене школы были показаны номера художественной самодеятельности. Большим сюрпризом для собравшихся стало видеобращение Одри Делятр, сотрудницы Посольства Франции в России, присланное ею в адрес Конкурса, и редактора журнала «Французский язык в школе», вручившего свой приз (годовую подписку на журнал командам-победителям в каждой возрастной категории. Оргкомитет Конкурса обращался в Посольство Франции и редакцию журнала для поддержки в реализации проекта.
Оргкомитет Конкурса получил очень много откликов и благодарностей от участников игры, что говорит о большом желании школьников участвовать в мероприятиях подобного рода и правильности выбранного способа организации и проведения игры.
Из 42 команд до финала дошли 38.
Все представленные на конкурс презентации (заочные экскурсии) и видеофильмы с инсценировками были записаны на компакт-диски, разосланные в адрес образовательных учреждений команд-участниц.
Опыт проведения Конкурса показал высокую перспективность подобных мероприятий для всестороннего развития личности школьников, создания стимулов к повышению их заинтересованности в образовании и расширении своего кругозора. Выполняя задания Конкурса, ребята учились осуществлять целевой поиск информации и её анализ, учились применять различные технологии обработки и представления данных, развивали умение работать в команде и навыки общения в сетевых сообществах и пользования услугами различных Интернет-сервисов для достижения той или иной цели.
|