Submitted by Елена Сергеевна Фролова on Fri, 21/10/2011 - 23:17
Ход занятия:
1.Организационный момент. (3мин.)
Рефлексия.
- Посмотрите на доску, у нас здесь есть дерево совсем без листьев. Это дерево нашего настроения. Сейчас каждый из вас выберет себе листочек, который больше всего похож на ваше настроение и приклеит его на ту часть дерева, которая изображена на голубом фоне. (Предлагаются красные, оранжевые, желтые и серые листья).
2.Актуализация необходимых знаний и формулировка темы занятия.(7мин.)
- Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе все то, о чем услышите:
Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха.
Не видать, не слыхать,
Как идет за ветвями,
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули гроздья
Сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Учит белка бельчат
Разбираться в орешках
И сушить про запас
На сучках сыроежки.
Видишь, легким дымком
На сосне - паутина…
В ней запуталось лето
Листочком осины.
(В это время открывается доска, оформленная осенними иллюстрациями).
- Что вы представили, слушая это стихотворение?
- Скажите, а если бы осень была человеком, то каким? Опишите этого человека.(Ответы детей)
«Осень на опушке
Краски разводила.
По листве тихонько
Кистью проводила…»
- Как вы думаете, какая гамма красок была бы на палитре у осени-художницы?
-Как одним словом можно назвать эти цвета? (Теплые.)
- А теперь продолжим наше осеннее путешествие.
Далее на закрепленном на мольберте листе изображается линия горизонта.
- Что это такое? (Линия горизонта. Она показывает, где заканчивается небо и начинается земля.)
-Давайте вспомним нашу экскурсию. Скажите, все ли деревья росли перед нами на одной линии? (Нет. Некоторые были ближе, некоторые дальше.)
- Верно, перед нами открывалось большое пространство и мы могли в нем перемещаться. Сегодня нам предстоит изобразить осенний лес, но как же быть? Ведь лист бумаги совсем плоский! В него нельзя войти. Нам помогут законы перспективы. Давайте вместе произнесем это слово: ПЕРСПЕКТИВА. (Записать на доске.)
3. Объяснение нового материала. (8мин.)
- Что же обозначает это слово?
- Слово ПЕРСПЕКТИВА пришло к нам сразу из двух языков – французского и латинского и обозначает «видеть насквозь». Перспектива – это искусство изображать пространство на плоскости. У этого слова есть и второе значение, но его вы попробуйте узнать самостоятельно. Как это можно сделать?
- Давайте подумаем, как же нам передать пространство на плоском листе.
На этом этапе мы вспоминаем экскурсию, рассматриваем иллюстрации и пробуем сформулировать законы перспективы.
- Итак, что же у нас получилось? Давайте назовем, какие законы перспективы мы открыли? (1.Чем ближе предмет, тем он кажется нам больше и наоборот – чем дальше от нас и ближе к линии горизонта, тем кажется меньше. 2. Чем ближе к нам предмет, тем ярче и насыщенней цвета, тем больше деталей мы увидим. Чем дальше предмет, тем изображение становится более обобщенным и приобретает холодноватый оттенок.) Молодцы! Вы сами смогли во всем разобраться. Так держать!
Разминка. («Дерево»)
- Сейчас вам предстоит изобразить осенний лес. Постарайтесь в своей работе передать пространство так, чтобы всем, кто посмотрит на вашу работу, захотелось войти внутрь! Для этого не забывайте пользоваться законами перспективы!
- Каким художественным материалом мы сегодня работаем?
- С чего начнем? (Наметим линию горизонта.)
Далее идет показ на мольберте.
4. Практическая работа. (15мин.)
- Пора приступать к работе. Желаю удачи.
(Через 7 мин. разминка для пальцев)
5. Подведение итогов. Формирование навыков рефлексии. Домашнее задание.(7мин.)
Все работы вывешиваются на доске.
- Посмотрите, какой замечательный лес у нас получился! Скажите, кто хочет оценить свою работу? (Слушаем желающих)
- Что вам сегодня запомнилось больше всего?
- С какими трудностями вы столкнулись в работе?
- Нам осталось лишь оценить свое настроение в этот момент и наполнить листьями вторую часть дерева настроений. (Учащиеся приклеивают выбранные листочки).
- Дома расскажите родителям о законах перспективы и попробуйте отыскать иллюстрации, где используются эти законы. А кто запомнил, какое домашнее задание вы уже получили в ходе занятия? (Узнать второе значение слова перспектива).
- Открою вам секрет: второе дерево настроений предназначено для наших гостей. Я попрошу всех, кто был сегодня с нами, тоже выбрать листочек своего настроения и помочь одеть наше дерево. А что нужно сделать, чтобы поднять настроение? (…) Ничто так не поднимает настроение, как искренняя улыбка! Давайте улыбнемся нашим гостям, поблагодарим их за внимание и помашем на прощание.