В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Часто обучение и воспитание таких детей сводиться к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит перед необходимостью педагогов искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.
В своей педагогической деятельности я использую приёмы Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) педагогики.
Основатель направления ТРИЗ– Генрих Саулович Альтшулер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. Многие дошкольные учреждения Сибири, Москвы, Ярославля, Ленинграда и дальнего зарубежья в значительной степени обогатили дошкольную педагогику.
В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий.
Главная цель – подготовка к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Для того чтобы ребёнку овладеть ТРИЗом, надо научить его, верно, общаться с окружающим миром. И не только общаться, но и обращаться с людьми, что в дальнейшем поможет при обучении в школе. Ведь общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребёнка, как личности, развития его самооценки.
Согласно теории ТРИЗ творчески одарённые личности составляют - дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%.
В наших методичках часто звучит – «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на «тризовских» занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
В арсенале ТРИЗ многообразие методов и приёмов, активизирующих мышление дошкольников, развивающих их способности, побуждающих к творчеству:
- создание поисковых проблемных ситуаций;
- рассматривание объекта или явления с точки зрения выявления в нём противоречивых свойств, качеств, функций, формулирование противоречий;
- мозговой штурм с целью создания банка идей;
- метод фокальных объектов – перенос свойств и качеств с одного или нескольких объектов на другой;
- метод морфологического анализа, дающий множественность, оригинальность и неожиданность искомых вариантов;
- решение противоречий во времени и пространстве;
- моделирование маленькими человечками, позволяющие наглядно представить агрегатное состояние вещества, предмета и изменение этого состояния под влиянием различных полей;
- выдвижение игровых гипотез.
Одной из методик ТРИЗ, является методика рассказывания по картинке «Картинки без запинки» авторы Валюмс и Мурашковска, данная методика позволяет обогатить словарь детей, найти новый подход к развитию психических функций. Данная методика позволяет обогатить работу с сюжетной картиной, на занятиях по развитию речи, заинтересовать детей, и внести нестандартные упражнения позволяющие активизировать познавательную деятельность детей.
Работа в соответствии с авторскими рекомендациями состоит из следующих шагов:
1. Состав картинки: первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и схематично фиксируем его на доске, обводя в круг.
На данном этапе необходимо научить детей аналитической деятельности, ведь как оказывается давно знакомые нам объекты, и предметы приобретают форму, окраску, значение, для детей с задержкой психического развития этот этап может занять от одного месяца до полугода и главная задача педагога убедиться в закрепление полученных знаний, умений и навыков.
2. Связи и взаимодействия между объектами.
Волшебник «Дели – давай» умеет и объединять. Теперь посмотрим, ведь мы разобрали картину на части, а обратно не собрали.
И в этот момент дети начинают искать, у них формируется поисковая деятельность или синтез. На этом этапе следует прослеживать и контролировать речевые высказывания, приучать к высказыванию полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы.
Ну а главное правило: все выше изложенные действия должен продемонстрировать педагог, ведь дети учатся по подражанию.
Итак, шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.
3. Характеристика объектов и действий.
Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:
- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.
- Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)
- Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.
- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)
- А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.
Цель этого этапа: обучение детей использованию всех органов чувств при исследование объекта, научение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме.
4. Копилка образных характеристик.
Трудно «разбудить» пассивную память детей, в которой хранятся забытые слова, фразы. А пополнение словарного запаса образных характеристик проходит в несколько этапов:
- пассивный: ребёнку объясняют значение нового слова;
- полуактивный: ребёнок включает новое слова в лексикон в ответах на поставленные вопросы воспитателя;
- автоматический: новое слово закреплено в активном словаре, использование слова без побуждения со стороны педагога. Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику одному из объектов на картине.
Рассмотрим данный этап на примере: котята сонные и подвижные.
Сонный – погружённый в сон, спящий.
Подвижный – быстрый, в движении.
Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,
Какой? Что такое же?
Котёнок - сонный - девочка
- пушистый - тигр
- тёплый - одеяло
Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:
Сонный, но не девочка,
Пушистый, но не тигр,
Тёплый, но не одеяло.
Итак, на четвёртом этапе дети узнают значение новых слов, упражняются во введение новых терминов в активный словарь, на примере работы с иллюстрациями.
5. События предшествующие и последующие.
Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.
Этот этап работы над иллюстрацией поможет в выстраивании временных последовательностей. Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.
6. Разные точки зрения.
Рассказ по картине зависит от рассказчика, от его точки зрения.
Итак, этот шаг подразумевает переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.
В теоретическом исследовании показано, что дошкольники с ЗПР имеют особенности в развитие всех психических процессов на всех возрастных этапах. Предлагаемая методика «Картинки без запинки» может использоваться в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с ЗПР при учёте индивидуально – типологических особенностей становления познавательной сферы и в частности процесса восприятия, как основы для умственного развития в младшем дошкольном возрасте.
Мной предлагаются методические рекомендации по применению данной методики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР.
1. «Волшебные очки» У большинства детей с ЗПР имеются отклонения в развитие мелкой моторики, и даже не существенный этап требует отдельного внимания. Учим детей складывать пальчики (большой с указательным) в виде волшебных очков, которые помогают лучше видеть. В усвоение данного навыка могут помочь пальчиковые игры.
2. «Состав картинки»
У детей с ЗПР вследствие нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты из вне, не относящиеся к заданию или выделяют частные не существенные признаки.
Поэтому анализ иллюстрации должен проходить со стимулирующей помощью со стороны педагога. Возьмем, предыдущий пример картину «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные». На помощь нам придут волшебные очки, они помогут нам увидеть, что же нарисовано.
Теперь картина проясняется: через очки дети видят каждую деталь и называют, кто, что обнаружил. Но здесь нам мешает особенности психической деятельности, педагог на данном этапе должен самостоятельно направлять взгляд ребёнка на определённые детали:
- Какие животные изображены на картинке?
- Сколько кошек?
- Где лежит мама кошка?
- Что делают котята?
- Сколько котят?
- Что кушают котята?
- Где они находятся, в комнате или на улице?
Круг вопросов расширяется в зависимости от длительности прохождения этапа, первые 4 – 5 занятий достаточно от 3 до 5 объектов. Важен подбор наглядного материала, предпочтение отдаётся иллюстрациям с малой насыщенностью предметами и натуральной, а не схематической композицией.
Каждую находку можно схематично фиксировать на доске, обводя в круг: кошка, котята, корзина, тарелка и т.д. при этом обращая внимание детей на схему.
Если первые навыки уже освоены, возможен более глубокий анализ картины (какого цвета котята, мама кошка, какой формы тарелка и т.д.)
Итак, первым шагом мы называем шаг «смотри и дели».
- Нарисуем картину, с помощью слов.
Мы убираем иллюстрацию и просим детей нарисовать картину с помощью слов, каждому ребёнку необходимо вспомнить какие объекты он видел и соответственно высказыванием, выставляем наши схематические изображения.
На последующих этапах возможно объединение этих схематичных изображений в единый сюжет (Связи и взаимодействия между объектами). Здесь работа осуществляется преемственно с работой по ИЗО деятельности, это может быть изготовление коллажа, аппликации, применение различных техник рисования, в зависимости от насыщенности иллюстрации.
Во время рисование дети вспоминают, что было изображено на картине, сопровождают речью свои действия, на этих интегрированных занятиях можно ставить разнообразные цели: работу с предлогами, сенсорное развитие (закрепление представлений о цвете и форме, пространственных отношениях и т.д.)
И в этот момент дети начинают искать, у них формируется поисковая деятельность или синтез. На этом этапе следует прослеживать и контролировать речевые высказывания, приучать к высказыванию полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы.
Итак, шаг второй, нахождение связей. Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Закрепляя полученный опыт в интегрированных занятиях по ИЗО деятельности.
- Маленькие волшебники (Путешествуем по картине).
Работа с детьми должна идти на полисенсорной основе, это правило имеет первостепенную важность с детьми с ЗПР. Низкий уровень мнестических функций, не даёт возможности плодотворной работы, использование всех анализаторов расширяют рамки возможностей.
Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:
Наши глазки закрываем
В мир волшебный попадаем
Руки вверх, руки вниз
Глаза открой и удивись.
На использование этого этапа отводится целое занятие, немаловажно использование элементарных декораций, и изготовленного на предыдущем этапе детьми панно или картины, опираясь на собственные переживания во время рисования, у детей в последующем активизируется двигательная и зрительная память.
Анализ идёт по этапам с использованием нескольких анализаторов (слух, обоняние, осязание, вкусовой анализатор):
- Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, как мяукает мама кошка)
- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)
- Потрогайте ручками, что вы чувствуете? (какая мягкая, пушистая кошка)
В зависимости от состава картина, к работе можно привлекать различные анализаторы, если это иллюстрация «Сбора овощей» овощи можно давать попробовать на вкус и на ощупь.
На этом этапе мы используем приём вхождения в картину, приёмы активного исследования с помощью органов чувств. Цель этого этапа: обучение детей использованию всех органов чувств при исследование объекта, научение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме.
Использование этих методических шагов возможно, как в совокупности, так и в отдельном виде.
Анализ одной картины с использованием данной технологии занимает от 2 до 5 занятий.
Таким образом, применение данной технологии возможно на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, интеграции приёмов в работу воспитателя по ИЗО деятельности. Это способствует появлению познавательной и речевой активности на занятиях, заинтересованности работой. Расширение совестных образов, и действий с ними. Позволяет включаться в деятельность детям с разным уровнем познавательной активности, каждый находит свои сильные стороны хотя бы на одном из этапов.
|