Автор:
Закиева Светлана Евгеньевна
Место работы:
г. Москва, Центр Образования № 1883 «Бутово». Заместитель директора, учитель начальных классов.
Использование ЭОР в начальной школе, как один из путей реализации ФГОС. Урок обучения грамоте «Мы хорошие друзья. Культура общения». 1 класс
Вся педагогическая деятельность учителя начальных классов разбита на периоды, когда с каждым классом проживаешь четыре счастливых года, расстаешься с учениками, гордишься их успехами, после каждого выпуска анализируешь свои достижения и неудачи.
А уже в августе, планируя свою работу, с нетерпением ждешь новых первоклассников, которым будешь отдавать свои знания, любовь и теплоту души.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
Между тем, до сих пор учебный процесс в начальной школе построен так, что все временное учебное пространство отдано уроку, который часто планируется и проводится методами традиционной дидактики. В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
В этом году мы, учителя начальной школы, набирающие в 2011 году первые классы, прошли курсы повышения квалификации «ИКТ – компетенция учителя начальных классов». И хотя и до этого использовали в своей работе современные средства технического обеспечения, получили очень много интересной и полезной информации, которую очень хочется использовать в процессе учебной деятельности.
Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
- создания и использования информации ( в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением )
- получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)
- проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
- как обучать;
- как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;
- с помощью чего учить;
- как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
Учебно-методический комплекс «Перспектива», по которому в нашей школе начинают работать все первоклассники, предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти, и многие другие вопросы.
Азбука «АБВГДейка» - основная учебная книга комплекта. Она включает материал для тех периодов обучения грамоте: подготовительного, основного и обобщающего. Содержание азбуки нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи, логического и образного мышления, литературно-творческих способностей учащихся, на пробуждение в них интереса к изучению языка и литературы. Поэтому с первых же уроков учитель должен сделать так, чтобы первоклассники не просто получали знания, а сами активно участвовали в образовательном процессе. Это возможно лишь тогда, когда в течение урока сменяются различные виды деятельности.
Вот здесь на помощь учителю при планировании уроков обучения грамоте в первом классе приходит электронное приложение к азбуке. Это приложение содержит более 500 ресурсов, объединенных в рубрики:
- звуковые схемы;
- игры;
- мультфильмы;
- прописи;
- упражнения;
- «читаем сами».
Все ресурсы этого приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Используя это электронное приложение на каждом уроке обучения грамоте, можно добиться не только высокого качества обучения, но и, что немаловажно, сделать каждый урок ярким и незабываемым. Хочется поделиться с коллегами конспектом урока обучения грамоте (урок №2) по теме «Мы хорошие друзья. Культура общения» (с использованием электронного приложения).
Урок обучения грамоте по теме: «Мы хорошие друзья. Культура общения»
Организационная информация
Тема урока Мы хорошие друзья. Культура общения.
Предмет Обучение грамоте
Класс Первый
Методическая информация
Тип урока: мультимедийный комбинированный урок
Цели урока: ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, посредством организации речевого общения, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Создать коммуникативно-речевые ситуации, стимулирующие развитие речи учащихся и побуждающие детей к высказыванию своего мнения и суждения.
Задачи урока
Образовательные: усвоить слова, обозначающие действия предметов; слова, передающие эмоциональное состояние героев в различных ситуациях; учить различать слова – конкретные наименования предметов и слова обобщающего характера (мухомор – гриб).
Развивающие: развивать умение подбирать слова-названия и слова обобщающего характера (береза, дуб – деревья), развивать устную речь учащегося.
Воспитательные: привлечь внимание детей к различным способам решения проблемных (конфликтных) ситуаций, возникающих между детьми, воспитывать привычку находить мирные способы решения конфликтов, воспитывать умение слушать ответы своих товарищей, умение вести беседу.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к азбуке.
Подробный конспект урока
1. Организационный момент. ( 2 мин.)
Приветствие учителем учащихся. Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. ( 5 мин.)
Устные рассказы учащихся о любимых летних играх и занятиях.
- Совсем недавно закончилось лето.
- А какое время года наступило сейчас?
- Давайте вспомним о своих любимых летних играх и занятиях (дети вспоминают о летнем отдыхе).
- Многие из вас рассказали, что они любят ходить в лес. А вы хотите вместе с нашим дружным классом отправиться на прогулку в лес?
3. Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. ( 5 мин.)
- Какие деревья могут встретиться нам в лесу?
- Правильно, береза, клен, дуб – это деревья.
Слайд № 1.
- Посмотрите, на экране изображены различные растения, какая картинка лишняя? (ромашка)
- Почему? ( Здесь изображены деревья, а ромашка – цветок)
- Правильно. (На экране исчезает изображении ромашки)
- Итак, сделаем вывод, (желательно, чтобы его сделали дети), дуб, клен и береза – это деревья.
- Мы заходим все глубже и глубже в лес, и на полянке мы видим множество грибов.
- Какие грибы вы знаете? (Ответы детей)
- А какие грибы вы не положили бы себе в корзинку? ( мухомор)
- Отгадайте загадку:
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые...
Слайд № 2
- Посмотрите на экран и выберите только съедобные грибы. (При правильных ответах остаются белый гриб, лисичка, подберезовик, исчезает мухомор)
- Итак, сделаем вывод: белый гриб, подберезовик, лисичка – съедобные грибы.
Физминутка (3 мин.)
По дорожке шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок,
Положили в кузовок.
(звучит музыка детской песни)
Мы пойдем в лесок,
Мы найдем грибок
В шляпке нарядной,
Светло-шоколадной.
Ты не прячь грибок
Под кусток свой бок.
4. Первичное закрепление с проговариванием (фронтально) ( 5 мин.)
Работа с учебником страница 6.
Логические упражнения – подбор слов-названий грибов. Различение конкретных наименований предметов (лисичка, сыроежка) и слов обобщающего характера (грибы, игрушки)
Сравнение слов-названий – гриб, растущий в лесу и грибок – легкая постройка на игровой площадке.
- Итак, мы собрали целую корзину грибов и отправляемся домой. По дороге нам встретились птицы.
Слайд № 3.
- Посмотрите на экран.
- Все ли птицы живут в лесу?
- Какая картинка лишняя? (дети выбирают лишнюю картинку – курицу и на экране остаются сова, дятел, сорока)
- Делаем вывод: сова, дятел, сорока – птицы, которые живут в лесу, а курица – домашняя птица.
5. Актуализация и фиксирование затруднения в учебном действии. (5 мин.)
- Вот мы выходим из леса и на опушке видим детей.
Слайд-фильм «Чей гриб?»
- Давайте дадим детям имена, чтобы было легче о них рассказывать.
- Что произошло на опушке леса?
- В чем причина ссоры?
- Можно ли назвать мальчиков жадными?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
6. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. ( 7 мин.)
Учащиеся предлагают различные способы выхода из сложившейся ситуации, обсуждается и выбирается правильный и оптимальный вариант поведения детей.
Учитель обращает внимание на стиль общения детей друг с другом, на те способы, к которым они прибегают при разрешении конфликтных ситуаций – словами, а не кулаками решить спор. Единственная возможность помириться – извиниться друг перед другом за грубость, найти слова согласия. (Учащиеся выбирают предложенные варианты примирения на экране, читающие дети читают их вслух)
- Как хорошо, что мы помирили мальчиков. Но ведь такие ситуации могут произойти и у нас дома.
Работа с учебником, страница 7. Рассказ в картинках «Однажды мама ушла».
Учащиеся дают имена героям рассказа, строят предположения о том, что же произошло в отсутствии мамы, подбирают слова, обозначающие эмоциональное состояние и действия героев: радуется, пугается, удивляется, бежит, приносит, целует, плачет.
Выход из проблемной ситуации
История о двух сестренках предполагает решение ряда проблем. Во-первых, учащиеся размышляют, почему девочка сразу не смогла успокоить малыша. (Малыш еще не говорит, и девочка не может понять, что ему надо) Во-вторых, учащиеся приходят к выводу, что лучший способ утешения – это теплые, ласковые слова, улыбка, поцелуи.
Поощрение детей:
- Молодцы, помогли девочке справиться с трудной ситуацией.
Страница 7, учебник.
- А теперь помогите Ктототаму утешить обезьянку. Какие слова утешения вы ему посоветуете?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)
- Кому мы помогли на сегодняшнем уроке? ( Помирили мальчиков, помогли девочке утешить малыша)
- Чему мы научились во время прогулки по лесу? (Отличать съедобные грибы от несъедобных, группировать предметы по общему признаку, обозначать словами действия героев, научились быть добрыми и справедливыми, выходить мирно из трудных ситуаций)
- Вы сегодня молодцы, было очень интересно с вами путешествовать, спасибо за урок.
Форма организации познавательной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, сравнительный.
Использованные источники и литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011.
- Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой.
- «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011
- Уроки по обучению грамоте, 1 класс. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Москва «Просвещение» 2010
- Организация учебного процесса в начальной школе. А.Б. Воронцов. Москва « Вита-Пресс» 2011.
|