Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Леонтьев Д.И. Использование Интернет-ресурсов для создания исследовательских работ учащихся по литературе

Автор: 
Дмитрий Иванович Леонтьев
Место работы: 
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Павловская СОШ» Чернушинского района Пермского края.

Использование Интернет-ресурсов для создания исследовательских работ учащихся по литературе

Современное общество, родители и учащиеся, делая свой образовательный заказ школе,  требуют  от учителя новых подходов в обучении, применения им современных технологий, использования в педагогической деятельности новых образовательных информационных ресурсов.

 

На смену уже привычным для учителей - стажистов аудио-визуальных средств, кинофрагментов, слайдов, видеоклипов и видеодисков приходят современные технологии сети Интернет, в которой хранится организованное содержание обучения, коммуникационные программы, учебная среда на WWW.

 

Предлагаемая Интернетом Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования представляет собой размещенные  учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав входят наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены вКоллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" обеспечило доступность ресурсов коллекции для всех образовательных учреждений. Всё это позволяет учителю активно внедрять Интернет-ресурсы в учебный процесс.

 

В умелых руках педагога технологии прошлого и современности могут успешно сочетаться, потому что каждый учитель, выстраивая свой урок, стремится воздействовать на три канала восприятия ученика: визуальный, аудиальный, кинестетический – чтобы достигнуть эффективного усвоения учащимися учебного материала. Компьютер, который, к сожалению, пока имеется не у каждого учителя, наиболее полно удовлетворяет  дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся.

 

Оставив соответствующие споры специалистам в области методики использования технических средств обучения, отметим, что при всей академичности этого вопроса, он далеко не праздный. Преподаватель, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, подключенного к Интернету, имеет качественное преимущество перед коллегой, который действует в рамках «меловой технологии».

 

Формирование базовых  знаний, умений и навыков является  основной задачей в обучении школьников.

 

Старшеклассники имеют  разный уровень знаний, умений и навыков, но должны по окончанию учебного заведения обладать ключевыми образовательными компетенциями, перечисленными в стандарте образования:
- ценностно-смысловой,
- общекультурной,
- учебно – познавательной,
- информационной,
- коммуникативной,
- социально-трудовой,
- личностного самосовершенствования.

 

Процесс обучения  становится наиболее эффективным, если наряду с традиционными технологиями учитель  использует потенциал компьютера и Интернета.

 

Среди огромного количества самых разнообразных ресурсов (полный официальный их перечень отсутствует по нескольким причинам: их огромности и  неисчерпаемости, ежедневной рождаемости, обновления или изменяемости, устаревания) каждый, окунувшийся во Всемирную Паутину, обязательно найдет необходимый материал.  А это, в свою очередь, является необходимым условием для создания научных и исследовательских работ учащихся по любому учебному  предмету, в том числе и по литературе.

 

Интернет-ресурсы: педагогические и учебные базы данных (учебник, учебное пособие, текст лекций, электронный учебный курс, методические указания и др.), мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.), научные материалы (статьи, труды, диссертации, монографии), электронные библиотеки, дискуссионные группы, дополнительные информационные материалы (тематические подборки, электронные версии журналов и газет, хрестоматии, библиографии), описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения, иллюстративные и демонстрационные материалы, наглядные пособия и многое другое – типы Интернет – ресурсов для системы образования и самообразования учащихся -  могут смело стать материалом по темам научно – исследовательских работ старшеклассников. Изучая Итернет – ресурсы, старшеклассники проследят характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомятся с их выводами, выявят современное состояние проблемы, звучащей в теме их работы (будь это реферат, учебное исследование или проект).

 

Поскольку Всемирная Паутина не принадлежит никому и развивается стихийно, она представляет собой сложную смесь самой разнообразной информации, в которой можно «увязнуть» надолго и не прийти к намеченной цели. Поэтому на этом этапе подготовки учащимися исследовательской работы велика роль учителя, который посоветует, в соответствии с возможностями и интересами исследователя, точную формулировку темы работы, методы исследования, структуру и композицию работы, сможет

объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы, сформулировать цели и задачи. Педагог постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

 

Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.

Учащиеся вместе с учителем, изучая каталоги и коллекции цифровых образовательных ресурсов Интернета, выполняют последовательно все этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника :


ЭТАПЫ

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Эффект от использования Интернет - ресурсов

1. Мотивация

Создание условий для работы в Интернет и внутренней мотивации учащихся через предоставление обязательных и дополнительных уровней заданий.

1.Выбирает уровни заданий согласно своим способностям и интересам.
2. Выбирает тему исследовательской работы.

Нет необходимости лишний раз расспрашивать ребенка о его интересах, увлечениях в области литературы. Широкий выбор тем.

2. Корректировка и конкретизация темы исследова-
тельской работы

1.Знакомство с основополагающими принципами научного исследования.
2. Определяет проблемное поле исследования.
3. Помогает корректировать и конкретизировать тему.
4. Совместно с учеником определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи.

1. Формулирует тему работы.
2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.
3. Знакомится с принципами научного исследования.

Наличие исследовательских работ в Интернете по выбранной теме поможет увидеть уровень разработанности темы, скорректировать её и конкретизировать.
Учащиеся имеют широкую возможность познакомиться с принципами научного исследования, оформления работы.

3. Определение круга изучаемых источников

1.Знакомит с методами исследования.
2.Помогает определить круг изучаемых источников.
3.Знакомит с основами работы в библиотеке, с каталогом, принципами работы с литературой (оформление тезисов, цитат, статьи, реферата, доклада)

1.Знакомится с методами исследования.
2.Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.
3. Знакомится с основами работы в библиотеке, с каталогом, принципами работы с литературой.
4. Использует приобретенные знания и навыки при работе с Интернет – ресурсами.

Экономия времени, так как отпадает необходимость в посещении и работе в библиотеке.
Быстрота в конспектировании (копировании) источников.
Интернет – каталоги упрощают и существенно ускоряют поиск нужного образовательного ресурса.

4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация.

1.Помогает организовать работу по сбору материала в Интернет-ресурсах, в библиотеке, в архивах, музеях.
2. Помогает составить вопросы анкеты и план письменной работы.
3.Совместно с учеником систематизирует материал для исследовательской работы.

1.Учится работать с ресурсами Интернета, каталогами, фондами библиотек.
2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы, выделять цитаты, соответствующие теме работы.
3. Составляет вопросы и проводит сбор устных источников

Упрощается (по времени и физическим усилиям) сама процедура сбора материала (его копирование в папки документов). Эффективно собранный материал можно систематизировать.
При использовании в работе анкетирования легче организовать Интернет – голосование.

5. Оформление исследовательской работы

1. Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы.
2. Корректирует написанный текст работы.

1. Знакомится с требованиями оформления исследовательской работы (оформление научных идей  и размышлений, формулировка собственной позиции и суждений).
2. Совместно с учителем корректирует написанный текст.

Коррекция электронной версии исследовательской работы проходит быстрее и с меньшей нагрузкой для учителя.

6. Публичное выступление на конференции, защита исследовательской работы).

1. Объясняет принципы публичного выступления.
2.Проводит тренинг (можно с привлечением психологов).
3. Слушает и корректирует выступление.
4. Присутствует на защите исследовательской работы (возможно, формулирует и задает вопросы по теме выступления, защиты).

1. Изучает принципы публичного выступления.
2. Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.
3. Отрабатывает навыки публичного выступления.
4. Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление.
5. Выступает с докладом на защите исследовательской работы.

Электронная версия дает возможность оперативно корректировать работу, что позволяет ученику заявляться со своей работой на несколько конференций. Интернет – ресурсы позволяют качественно оформить презентации, сопровождающие устное выступление.

7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование работы.

1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности.
2. Помогает определить направления дальнейших исследований.
3. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований.

1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности.
2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.
3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований.

Сохраненные скопированные Интернет – ресурсы позволят скорректировать направления и составить план дальнейших исследований, обновить презентации, совершенствовать письменный текст выступления.
Ресурсы позволяют организовать процесс самообразования и самоподготовки обучаемых.

 

Таким образом, многие ресурсы сети Интернет, разработанные специально для системы образования , размещенные на образовательных порталах, имеющие многоуровневую классификацию ресурсов по видам и назначению, ориентированы на общее образование и содержат ссылки на основные ресурсы сети Интернет. Использование каталогов Интернет – ресурсов позволят учителям, ученикам и их родителям получить первоначальное представление о видах информационных ресурсов, имеющихся в Сети и нацеленных на использование в школах.

 

Однако следует учитывать, что качество большинства приводимых ресурсов не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Этот факт, а также постоянное обновление образовательных ресурсов в Сети, обусловливают возможность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим следует вырабатывать у обучающихся критическое мышление, обеспечивающее адекватное отношение к информации, получаемой из ресурсов Сети.

 

Используя ресурсы Интернет, педагоги  смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников; оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания; принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся; целенаправленно совершенствовать собственное педагогическое мастерство; иметь оперативный адресный доступ к интересующей их информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретут дополнительную возможность использовать фрагменты собранных в каталоге образовательных ресурсов, естественно, давая необходимые ссылки и соблюдая авторское право. Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.

 

Следует помнить, что несмотря на целесообразность использования школьниками перечисленных образовательных ресурсов, важнейшее значение для восприятия учебного материала имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить какими-либо другими средствами и технологиями. Для достижения наиболее эффективного восприятия, учителю следует сочетать использование ресурсов с устной речью, которая должна строиться с учетом уровня интеллектуального развития и мировоззрения учащихся. Педагогам необходимо уделять внимание и тому, чтобы учащиеся правильно называли изучаемое, корректно излагали и комментировали содержание ресурсов сети Интернет.

 

Сегодня качественно работающий педагог не представляет свой труд без современных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют достичь образовательных целей и получить качественные результаты. Это доказывает и моя практическая деятельность, в которой использование Интернет – ресурсов учениками сельской школы в подготовке к районным конференциям исследовательских работ дало положительные результаты:

 


ГОД

Фамилия, имя ученика

Класс, школа

Тема работы

Мероприятие для защиты работы

Место

2009

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в  стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи»

12 районный конкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования, секция «Мировая художественная культура».

1 место

28 февраля 2009 г

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в  стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи».

2 Сретенские чтения для детей и юношества, секция
«В начале было слово…».

1 место

16 мая 2009 г.

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в  стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи».

Пермская городская программа к Дням славянской письменности и культуры. Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

 

2009

Глухова Марина

11 класс

«Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева».

12 районный конкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования, секция «Литература».

3 место

 

Я же попытался обратить особое внимание коллег всего лишь на один момент использования Интернет – ресурсов в педагогической деятельности –при работе с учащимися над их исследованиями, - когда  учащиеся осуществляют поиск и использование учебной информации, значимой с точки зрения целей проектно-исследовательской деятельности обучаемых, основанный на взаимодействии с ресурсами сети Интернет. В этом случае применения образовательных ресурсов сети Интернет педагог решает задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов в соответствии с методикой организации исследовательской деятельности.

 

 

Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. – 2006. - № 7.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн