Что выбрать?
Пока в одном месте ведется методологическое обсуждение социализации, ее возможности, фиксации в условиях коммуникации в социальных сетях, учителя продолжают проводить свой отпуск на благо собственного информального образования.
И хотя деятельность на первый взгляд организована, зафиксирована рамками конкурса, вместе с тем нет никаких особых условий его проведения, при которых самостоятельное освоение возможностей Веб-2.0 является обязательным. И почти 60 упорных педагогов покоряют социальные сервисы, и если кому-то предстоит-таки приятная поездка на море или на дачу, то готовые примеры заданий появляются на рабочих страницах участников с быстротой, которую могут продемонстрировать по настоящему увлеченные люди.
Предчувствую возможное иное мнение по поводу информальности происходящего, но все же признаков, присущих этому, больше чем организованных действий. Посмотрим? Для каждого из предположений привела выдержки из документов или цитаты из комментариев участников. Намеренно не делала прямых ссылок, у слов есть свои авторы, и они узнают свое мнение, но так или иначе схожих мыслей много, можно было привести и другие, и повториться не раз.
Открытый конкурс. У конкурса есть официальный организатор – Тамбовский ИПК, однако в конкурсе нет ограничений на участие, например, территориальных. Открытый формат конкурса освобождает его от давления свыше, от излишних бюрократических проволочек, как впрочем, и от обещаний, что участников (победителей и призеров) ждут грамоты, призы, награды.
Статистика конкурса:
В конкурсе уже зарегистрированы 56 человек из 23 регионов нашей страны и даже 1 человек из ближнего зарубежья (Украина). Из 24 территорий 5 не были участниками проекта «Открытый класс» в 2008–2010 г.
Добровольность участия. Напрямую вытекает из первого. Трудно заподозрить участников, что они преследуют какие-то корыстные цели, по итогу даже грамота или диплом, выданный Тамбовским ИПК, может быть не принята к рассмотрению в другом регионе. Да и не знаю, может действительно где-то есть такое, что такие документы учитываются при распределении стимулирующих выплат в условиях НСОТ, но пока, увы, наблюдаю иное. При очень правильных и грамотных положениях о новой системе оплаты труда, согласно которым активности педагогов должны учитываться и напрямую отражаться в зарплате, фонд оплаты просто не содержит тех средств, которые бы позволяли воплотить желаемое в действительное.
Из комментариев участников:
… сервис дает столько возможностей, … хватило бы времени отпуска!
… я люблю свою профессию: она для меня и работа, и хобби. Думаю, так может сказать каждый, кто пришел сюда, чтобы во время отпуска научиться чему-то новому.
Разнообразие форм. Конкурс содержит несколько этапов, и именно первый – освоение социальных сервисов – дает наибольшую свободу выбора для участников. Продолжительный по времени (1,5 месяца), с избыточным перечнем сервисов позволяет построить свой учебный процесс каждому участнику самостоятельно. Вот она и индивидуальная образовательная траектория.
Из материалов конкурса:
Уважаемые коллеги! На первом этапе работы вы самостоятельно осваиваете сервисы в любом порядке, удобном для вас (или оттачиваете свое мастерство).
Уважаемые участники конкурса обучающего! Мы с вами не сдаем нормы ГТО и не участвуем в марафоне! Главная задача – освоить / продиагностировать / отточить мастерство, осваивая сервисы, а не пробежать первым дистанцию.
Есть, правда, несколько факторов, удерживающих рамки конкурса. Во-первых, это рекомендуемый формат сообщений об итогах освоения сервиса. Во-вторых, это сборка ссылок на единых страницах для всех участников конкурса. В-третьих, это корректирующие комментарии организаторов конкурса, но это только на благо участникам, во время сделанные подсказки помогут и в технологических затруднениях работы с сервисами, и зафиксируют важность поиска образовательного потенциала созданного продукта.
Из материалов конкурса:
Уважаемые коллеги! Все работы вы выставляете на своей рабочей странице, обязательно оставляя содержательный комментарий к каждой из них (где, когда и как вы будете применять в своей работе тот или иной сервис, какие риски могут возникнуть или возникли при его использовании), и ставите активные ссылки на работы в странице самозаписи на конкурс.
Повышенный эмоциональный фон. Уж не знаю, это больше к ИН или НЕ относится, но уж точно далеко от формального. Даже беглое знакомство с комментариями на рабочих страницах участников дает понимание, что педагогам нравится то, чем они занимаются. Нравится не потому, что могут показать себя, а потому, что они узнали, освоили новое.
Из комментариев участников:
Спасибо большое за внимание к тому, что у меня получается. Я впервые сталкиваюсь с подобными заданиями, но мне очень и очень интересно. Как я понимаю детей, которые просиживают за компьютером сутками!
… на самом деле много труда вложено в эти работы, но сколько положительных эмоций!!!!!!!! С нетерпением жду сентябрь, когда все полученные знания покажу своим ученикам.
Доброжелательная атмосфера взаимопомощи. Особенностью первого этапа конкурса является не конкуренция, а поддержка участников, как силами организаторов, так и советами более продвинутых коллег. Конечно, если в течение небольшого отрезка времени перечитать все комментарии, то количество эмоциональных высказываний может и насторожить. Но в каждом конкретном случае для каждого отдельного участника – это мощный стимул для дальнейшего движения вперед.
Из комментариев участников:
Как приятно читать теплые отзывы коллег! Я поражена тому, что на этом конкурсе столько неравнодушных людей, и рада, что начала принимать в нем участие: чувствую мощную поддержку и благодарна за неё.
Спасибо за добрые слова, они окрыляют!
Взаимообучение. Была ли изначально такая задача в конкурсе, вроде нет. По крайней мере на первом этапе не нахожу, так что это можно отнести к эффектам конкурса. А интерес именно к изучению опыта других высок. Выскажу даже крамольную мысль, если конкурс вдруг не получит продолжения, то он уже сделал немало для методического взаимообогащения участников.
Из комментариев участников:
Мне очень важно и ценно, посмотреть Ваше видение использования сервисов Web 2.0 в педагогической практике. Возьму себе на вооружение Ваши предложения.
Вы создали очень интересный и полезный (лично для меня) ресурс и предложили оригинальное его использование на уроке. Если Вы не против, то я позаимствую Вашу идею, конечно не нарушая Ваших авторских прав?
На самом деле, без всякой лести, я у Вас многому учусь.
А Вы видели комментарий коллеги и ее идею про продолжение работы с этим плейкастом? Супер! Вот в чем сила сетевого взаимодействия! Один кидает идею, другой ее развивает, в итоге получается такой продукт, который в одиночку было бы сделать не под силу.
Продолжение самообразования. Еще одним из эффектов конкурса явилось то, что участие в нем «спровоцировало» на поиск новых сюжетов не только для изучения, но и для реального воплощения в практической педагогической деятельности.
Из комментариев участников:
… помимо идеи конкурса, я параллельно выполняю еще и личностную задачу: наложить на уже имеющееся содержание–приемы–методы–технологии работы на уроках возможности социальных сервисов (большинство из которых открываю для себя впервые и с детским восторгом прямо по ходу), в итоге сделав то, на что у учителя часто не хватает времени – систематизировать имеющуюся информацию. А потому делать буду, возможно, достаточно медленно, но максимально детализировано.
Я решилась и сегодня создала блог. Концепция, которая никак не складывалась, вдруг разом сложилась. Не уверена, что через какое-то время она меня устроит, но пока обустраиваюсь на новом месте.
Не знаю, так ли важно участникам конкурса сейчас понимание идет ли их социализация в социальной сети. Конечно, педагогам еще предстоит столкнуться с объективными трудностями сетевой коммуникации на втором этапе конкурса, когда предстоит совместная работа в группах. Возможно, еще будут и другие эмоции, когда настанет час экспертизы. Но почему-то видится, что процесс социализации реально идет, даже если в нем явно не выражены все этапы цикла по ВИРу, и даже если в нем не будут отражены все важные элементы оценивания.
Не могу определить для себя, что мне важнее. Методологическая четкость, желание найти, увидеть, осознать некое абсолютное знание, обладая которым становишься гуру, создаешь идеальные, но скучные, потому что просчитываемые, образовательные модели? Или следование своим эмоциям, провоцирующим на создание творческих, непредсказуемых, а потому в чем-то хаотичных, ситуаций, руководство которыми, если не ускользает вовсе из рук творца, то отнимает колоссальное количество времени и сил? Найти золотую середину – напрашивается ответ, но как трудно удерживать равновесие! Да и надо ли? Вот и получается, что хочешь, не хочешь, а думаешь, о той самой обезьяне.
|
На: Колонка редактора 12.07.2011
Здравствуйте! Вновь и вновь хочу сказать "спасибо" "Открытому классу" и его создателям! Это, действительно, тот ресурс, которого так не хватало педагогам. На каком-то этапе сложилась ситуация, когда учителя, казалось, безнадежно отстали в области ИКТ от своих учеников, что вполне закономерно (у ребят ведь есть предмет информатика), но категорически неправильно. Но "Открытый класс" не только стал ликбезом для учителей. Благодаря необъятности его просторов, каждый здесь находит то, что ему ближе - и тематически, и концептуально, и даже технически. Вот уже несколько месяцев он дарит мне ощущение радости от общения, открытий, даже от понимания того, как многого я еще не умею, и, значит, смогу научиться. Разве это не главное?
С уважением - Елена Пономарева.
На: Колонка редактора 12.07.2011
Да, точно, Ирина Ивановна. О Вашей обезъяне, действительно, хочешь не хочешь, а все время думаешь.
Уж очень ХАРАшо она нарисована!
На: Колонка редактора 12.07.2011
Уважаемая Ирина Ивановна, добрый вечер! Ваша очередная «колонка редактора» дала подробнейший анализ конкурсу, его рискам (как явным, так и скрытым), спасибо, не ожидала…
Да, Вы правы, риски/проблемы появятся, даже раньше, а не на 2-3 этапе, но каждый учится самостоятельно, хотя и ожидая признания, похвалы, отсюда и повышенный эмоциональный фон (комплекс отличника, так кажется это называется?!); задача взаимообучения конечно же напрямую не стояла, но, я тоже пока умею очень мало, а вот вместе и легче и веселее осваивать новое, в доброжелательной, приятной, спокойной обстановке, без желания догнать и перегнать….
Да, ситуация уже сейчас не всегда контролируема, участники чувствуют себя свободно, раскованно, но! они пришли сами, с этим тоже будем считаться (и верно вы подметили, за грамоты/сертификаты, которые просто «согреют душу» и возможно зачтутся на аттестационных процедурах). Чувствовать себя гуру конечно приятно, но кто-то ведь должен быть и фасилитатором, предлагающим очередной «островок» и наблюдающим как резвятся, радуются своим успехам абсолютно разные, но безусловны талантливые коллеги, причем создавая большие и маленькие шедевры?! Ведь можно в комментарии дать вебссылку на готовый сайт, или закачать смайлик, а можно и дать подробнейшие методические рекомендации для коллег, тогда какая сетевая социализация, активность важнее?! Опыт здесь собирается, уже сейчас в самом начале, интереснейший, уникальный, сколько идей и открытий за эти дни появилось на рабочих страницах, а главное для большинства участников, это радостное чувство - «я могу»!
Вопрос в том, как сохранить эту спокойную обстановку до конца конкурса? Только на помощь коллег/друзей в ОК и надеюсь.
А обезьянка - хороша, только три двери маловато, их гораздо больше…..
На: Колонка редактора 12.07.2011
Здравствуйте, коллеги!
Позволила себе месяц (!) не заглядывать в интернет совсем, решила отдохнуть от цивилизации совсем, и вот уже пятый час не могу отрваться от того, что произошло в Открытом классе :)) Интересно!!! Впрочем, как всегда!
Комментарий к посту Ирины Ивановны хочется добавить такой: а не является ли достаточно спокойная и пока доброжелательная обстановка внутри конкурса (хотя загадывать до этапа рецензирования все - таки, наверное рано) результатом подготовки участников, уже прошедших и проживших первые, эмоционально насыщенные месяцы и годы при рождении Открытого класса? Для этих людей и грамоты с призами вторичны по сравнению с теми открытиями и личным ростом, которые каждый из них получает, и уж, конечно, это важнее материальных доказательств общественного признания.
Конкурс далеко не первый в Открытом классе, но уже есть опыт и участников, и у организаторов, уже зажили шишки от первых шагов виртуального общения в профессиональной среде, когда красный шрифт текста автором поста воспринимается как розочка на торте, а читателем - как пощечина прилюдная..
Отдельно хочется сделать низкий поклон Тамбовскому институту!! Вот такое спокойное и очищенное от ведомственных нюансов отношение к коллегам из других регионов очень важно, мне кажется. Ссылка на участие в мероприятии, организованном солидным учрежеднием, кому - нибудь где - нибудь поможет - если не выплату по НСОТ увеличить, то сформировать портфолио, укрепить личный имидж, повысить авторитет в профессиональном сообществе.
И еще один комментарий, по поводу комплекса отличницы...(не первый раз встречаю это словосочетание в комментариях участников конкурса)..Не кажется ли вам коллеги, что учитель , как и любой другой человек , имеет право и на ошибку, и на черновик, и на исправленный \дополненный\отредактированный ресурс.. и ничего нет страшного в том ,что на блоге\ сайте учителя лежит незаконченная работа ,если ему удобно так работать, не закрывать доступ к материалам в разработке?..
P.S. Я в конкурсе участвую как зритель и кладоискатель, и благодарна за те примеры, которые мне удается найти в работах участников, и тем самым собственную деятельность сделать более продуктивной! Спасибо!!
..
На: Колонка редактора 12.07.2011
Доброго времени суток всем участникам обсуждения! Хочу высказать свое мнение по поводу этого конкурса с позиции его участника. Думаю, у каждого участника своя история и свои мотивы участия, которые в полной мере не раскрываются конкурсным опросником. Лично у меня было так. Я плавно перекочевала в этот конкурс с едва завершившегося конкурса "Искусство для науки": увидела созвучное название, была на подъеме и от результата, и от того обилия новых знаний, полученных на конкурсе, а тут анонс еще одного конкурса. Комфортные сроки порадовали, и я моменально присоединилась. Это было начало. Затем меня ожидал легкий шок, нет, даже удар под дых. Я всегда считала себя такой продвинутой-препродвинутой: конечно, кабинет оборудован так, что многим только мечтать остается - два компьютера, подключенных к интернету, интерактивная доска, документ-камера, система интерактивного голосования. И всем этим я активно пользуюсь с момента установки, изучая во многом методов научного тыка "3П: пол, палец, потолок". Поэтому любые внешние сомнения в собственной "продвинутости" воспринимала чуть ли не как личные оскорбления. А тут - что я вижу? Огромное количество совершенно незнакомых мне сервисов (до конкурса я пребывала в твердом убеждении, что гугл-документы - это наше все!) и - о ужас! - множество участников, не просто знакомых с ними, но и успешно работающих с этими сервисами в течении определенного времени! Какой удар по самолюбию! А так как я человек, ужасно жадный до всего нового, то сделанное открытие восприняла как руководство к действию: вперед!
Важно-важно...все это прекрасно осознается, и от этого удовлетворение работой еще больше! Мне помогло то, что я сразу выработала свое отношение к сервисам, как к средствам, инструментам. И, осваивая тот или иной сервис, шла не от сервиса, а от потребности. Преположим, есть у меня какое-то задание, или демонстрационный материал..я хочу их "как-то интересно сделать", и вот тогда я ищу сервис, который мне поможет в этом (то есть, для меня всегда на первом плане оставалось и остается содержание).
Не поверите: для меня конкурс закончен. Нет, не в том смысле, что я сейчас собираюсь взять и бросить все на полпути: безусловно, я пройду это до конца с присущей мне ответственностью и тем самым "комплексом отличницы". А в том смысле, что я получила от конкурса все, что хотела, я достигла своих целей (познакомилась с сервисами Веб 2.0: кстати, не только с теми, что вынесены на конкурс, природное любопытство толкает дальше, читаю и учусь параллельно и в дургих местах тоже), и дальнейший результат мне не то, чтобы неинтересен (это ведь тоже опыт!), просто именно этот конкурс наметил для меня дальнейшие пути совешенствования в этом направлении, а именно:
1) Я смогла, наконец, создать собственный блог, и сейчас, помимо всего прочего, озабочена его наполнением и развитием.
2) Уффф! Страшно рискую, но все же...Я задумала сетевой проект с использованием сервисов Веб 2.0 со своими очными учениками. Мысль витала в воздухе с самого начала конкурса, но буквально на днях она более или менее оформилась в виде "как за сервисами Веб 2.0 не потерять содержание предмета - ведь я не учитель информатики". И вот сейчас я буду просить разрешения осуществить попытку реализации этого проекта на платформе ОК через создание сообщества проекта. Мне правда страшно (а вдруг не получится, да и самое опять придется учиться - на этот раз организации работы сообщества), но очень хочется попробовать. Разрешите?
Все будет хорошо! Я узнавала!
На: Колонка редактора 12.07.2011
Удивительное дело, некоторое время пребывала в местности, в которой ни мобильной связи нет (по крайней мере мой оператор отказался соединяться с внешним миром даже под предложением войти в дорогущий роуминг), ни Интернета.
Зато есть горы, необычайной красоты озеро, шумная горная река и многое другое, непривычное для городского жителя. Незабываемые ощущения! Переберу фотографии, как-нибудь расскажу о своих "подвигах".
Мария Николаевна, открытость Открытого класса не предполагает каких-либо запретов на создание сообществ, тем более с таким самым нужным содержанием. Более того, гарантируем (ну со своей личной стороны точны) помощь и поддержку. Обращайтесь, спрашивайте, всегда готовы к диалогу!