Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Самкова Л.Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции науроках английского языка

Автор: 
Самкова Лариса Николаевна
Место работы: 
<p> учитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска</p>

 

Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции науроках английского языка

 

В связи с расширением границ общения в современном мире, особое внимание приходится уделять формированию социокультурной компетенции. Cоциокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умения строить свое языковое и неязыковое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.

 

Для того, чтобы грамотно вести диалог культур, необходимо обладать определенными знаниями о иноязычной культуре, традициях и обычаях стран изучаемого языка, их истории, национальных праздниках и нормах поведения в общественных местах. Современные средства обучения (УМК, CD-диски, интернет-ресурсы), а также средства массовой информации и туристические поездки дают возможность учащимся расширить границы познания в сфере культуры и социальных отношений англоговорящих стран, сравнить их с культурными особенностями родной страны. Все это дает возможность для формирования умений адекватно строить свое речевое и неречевое поведение. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и в странах изучаемого языка. Здесь же формируется умение представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Целесообразно развивать это умение в рамках внедрения национально-регионального компонента.
В соответствии с нормами и требованиями государственного образовательного стандарта общего образования во всех регионах Российской Федерации, в том числе и Челябинской области, введен национально-региональный компонент (НРК).

 

Изучение содержания регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • способствование развитию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
  • речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) с учетом региональных особенностей актов коммуникации;
  • языковой компетенции – овладение языковыми средствами для описания жизнедеятельности в Челябинской области, освоение знаний о разных способах выражения мысли в родном языке;
  • социокультурной компетенции – расширение коммуникативного опыта за счет включения регионально обусловленных ситуаций общения, формирование умения представлять свой регион, город/ село, их культуру;
  • компенсаторной компетенции – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни в Челябинской области;
  • учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

 

Обращение к национально-региональному компоненту при изучении английского языка открывает перед  учителем широкие перспективы, в значительной степени расширяя воспитательный потенциал учебного предмета, помогает более эффективному усвоению его учащимися. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе этого материала можно моделировать вполне реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о ее столице, о родном городе (селе) с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии для гостей на английском языке и т.п. Личные переживания, которые появляются у учащихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием материалов НРК,  не только усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического, но и значительно повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

 

Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда  в процессе преподавания иностранного языка отводится место родной национальной культуре. В современных отечественных УМК по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Наша страна, тем более отдельные ее регионы, представлены недостаточно, да это и невозможно. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит содержательную сторону речи.

 

Для реализации регионального компонента Челябинской области в основной и средней школе в предметное содержание речи включены следующие темы:

  • Мой город.
  • Досуг и увлечения молодежи в Челябинской области.
  • Достопримечательности и места отдыха в Челябинской области.
  •  Молодежная мода в Челябинской области.
  • Проблема выбора профессии в Челябинской области.
  • Особенности жизни в городах и селах Челябинской области.
  •  Выдающиеся люди Урала, их вклад в науку и мировую культуру.
  •  Проблемы экологии в Челябинской области.
  • Технический прогресс в Челябинской области.

Материалы регионоведения можно удачно использовать при обучении всем видам речевой деятельности на уроках английского языка. Формированию социокультурной компетенции способствует использование регионоведческих материалов в организации различных видов чтения. Рассмотрим это на примере работы с текстом “Environmental Problems of the South Urals”. До предъявления текста для чтения проходит обсуждение некоторых вопросов, связанных с содержанием текста, а также работа с незнакомой лексикой.  Например, можно использовать следующие виды заданий:

  • Vocabulary.

to admit – допускать, признавать
copper works – медеплавильные заводы
chemical works – химические предприятия
mixture – смесь
sulphur anhydride – сернистый ангидрид
carbon monoxide – окись углерода
ferrous and non-ferrous metal plants – предприятия черной и цветной металлургии

  • How much do you know about the South Urals? Can you tell:
  • Why we speak about the environmental crisis in the Urals?
  • What the reason of the environmental crisis in the Urals is?
  • How the industrial plants pollute the environment?
  • How air and water pollution influences people’s health?
  • What the reason of radioactive pollution of Chelyabinsk region in 1957?
  • Read about the ecology of the South Urals to see if you were correct.

When we speak about ecology in the Ural region, we must admit that it is an ecologically poor region. On the one hand the Urals is one of the most beautiful and richest in natural resources regions in the world. On the other hand we must speak about the environmental crisis in the Urals. Air pollution, water pollution and soil pollution are extremely high in the South Urals. Plants and factories of Chelyabinsk region alone produce 5% of harmful industrial waste in Russia. The reason of this dangerous situation is that a great number of industrial plants are concentrated in the South Urals. Chelyabinsk, Magnitogorsk, Verkhniy Ufaley, Zlatoust, Uzhnouralsk are the biggest centres of heavy industry in our region. A lot of machine-building plants, chemical works, copper works, metallurgical plants etc are located in these centres. Most of the plants are old, it’s next to impossible to reduce their harmful waste. 52 % of the region’s area is polluted by poisonous waste.

The main polluters in the South Urals are enterprises of mining and chemical industries, ferrous and non-ferrous metal plants. They emit different harmful substances, carbon monoxide (CO) and sulphur anhydride are the most widely spread. Dangerous gases enter the atmosphere, they mix with water in the air and form a cocktail of acidic chemicals. Finally this killing mixture falls back on the Earth as acid rain. It causes damage or death of forests, lakes, wildlife, humans etc.     

Acid rain became one of the most serious pollution problems in our region. Acid rain slowly destroys everything.
The Urals is rich in mineral resources. Coal, gold, copper, platinum etc are extracted in the Urals. And vast territories around the deposits are unsuitable for life.
People realized the horror of radioactive pollution after the Chernobyl tragedy in 1986. But the first radioactive explosion took place in Kyshtym, near Chelyabinsk, at the chemical enterprise “Mayak” in September 1957. Vast territories of Chelyabinsk region were polluted with radiation. Many people had to move from their native places, many of them died from oncological diseases.

So, the environmental degradation in the South Urals continues to accelerate. Urgent measures to improve the ecological situation should certainly be taken. But this problem is not easy to solve.

  • How much do you know?

1/ Find a phrase or a sentence in the text which mean the same as the following:

  • The environmental situation in the South Urals is extremely poor.
  • There many industrial plants in the South Urals.
  • Harmful gases together with water form poisonous chemicals.
  • The environmental pollution in the South Urals continues to grow.

             2/ Decide if these statements are true or false.

  • The Urals region is an ecological poor region.
  • There lots of forests in the Urals, that’s why the air is absolutely clean here.
  • The reason for the dangerous situation in the Urals is that industrial plants pollute the atmosphere.
  • All the industrial plants are equipped with special devices to reduce the smoke, dust, harmful substances.

             3/ Complete the sentences.

  • Most of the industrial plants are old …
  • The reason of this dangerous situation is …
  • The first radioactive explosion took place …
  • The Urals is rich in …

              4/ Look at these sentences from the text and answer the questions.

  • Plants and factories of Chelyabinsk region alone produce 5% of harmful industrial waste in Russia.

Does this mean that urgent measures to improve the ecological situation should be taken?

  • Vast territories of Chelyabinsk region were polluted with radiation.

Are these territories suitable or unsuitable for living?

            Наличие наглядности, знакомый материал, дополненный информацией из прочитанного, делает удачной организацию диалогической и монологической речи учащихся после чтения текста.
Регионоведческий материал можно использовать и при обучении письменной речи. Вот, например, задания для эссе и личного письма:

  • You’ve been asked to write an article about the most attractive place in your city (town).

(Тебя попросили написать о самом привлекательном месте твоего города)

  • Think about why Chelyabinsk is so attractive and interesting for tourists.

(Подумай, почему Челябинск привлекателен и интересен туристам)

  • Your friend wants to visit your town on holidays. Write him/her a letter about the most beautiful place in Chelyabinsk you can show. Make notes on:
  • where it is;
  • how large it is;
  • some historical information;
  • some special facts.

Проектная работа дает учащимся возможность больше узнавать о своей малой родине, активнее вникать в процесс общения на английском языке. Начинать работу над проектами следует с постановки целей. Образовательной целью в работе над проектом с использованием краеведческих материалов является формирование представлений учащихся о своем крае. Обучающей целью является закрепление лексики по теме, развитие навыков самостоятельной работы учащихся со словарями и другими источниками информации. Воспитательная цель реализует стимулирование учащихся к общению со сверстниками, в том числе представителями другой культуры.  Форма работы над проектом может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от выбора учащихся. Для проектной деятельности можно предложить следующие темы: «Выдающиеся люди Урала, их вклад в науку и мировую культуру», «Досуг и увлечения молодежи в Челябинской области», «Мой город», «Моя семья в истории Челябинска», «Известные спортсмены Южного Урала» и др. Учащиеся с удовольствием занимаются проектной деятельностью. Презентация проектов зависит от выбора и интересов учащихся и может быть в виде газетной статьи, репортажа, экскурсии на английском языке,  плаката, видеоролика и так далее.

 Таким образом, реализация регионального компонента на уроках английского языка становится не только средством формирования  разных видов компетенций, но и имеет большое воспитательное значение: обучая английскому языку, мы пробуждаем в наших учениках гражданские, патриотические чувства.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн