Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Матвейчук Н.Г. Открытый урок по истории и обществознанию «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ПОРАЖЕНИЯ И ПОБЕДЫ»

Автор: 
Матвейчук Наталья Германовна
Место работы: 
<p> учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска</p>

 

Открытый урок по истории и обществознанию «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ПОРАЖЕНИЯ И ПОБЕДЫ»

 

Педагогическое обоснование урока

В процессе зарождения и развития информационного общества в образовании ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией образовательного процесса.

 

Образовательный процесс в современной школе должен строиться с применением новых информационно-коммуникационных технологий и новых моделей деятельности. Поэтому возникает необходимость в новом уровне профессиональной компетентности (грамотности) всех участников образовательного процесса, соответствующем запросам информационного общества.  

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе поможет систематизировать и рационализировать подачу информации, с точки зрения структуризации и оптимизации ее восприятия, без четко определенных междисциплинарных границ, что позволит приспособить развитие индивидуальных механизмов адаптации обучаемого к условиям быстро меняющегося мира, развить способности, позволяющие обеспечить постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Тема открытого урока выбрана не случайно. К сожалению, чем дальше от  нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть недалекое прошлое, значит, забыть себя, свое место в истории.
Сегодня задача патриотического воспитания молодежи становится актуальной. Уроки истории способны привить чувство гордости за свою Родину, уважение за свой народ, следовательно, должны решать задачи гражданского образования, поэтому все страницы истории России и «белые пятна» должны быть подробно  рассмотрены, проанализированы и объективно оценены.

 

Цели урока:

Обучающая: Сформировать понятие «Великая Отечественная война», дать представление о масштабности и глобальности Второй Мировой войны, раскрыть человеческий фактор в войне.

Развивающая: Совершенствовать умения работать с текстом учебника и другой литературы, уметь анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развить чувства национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Задачи урока:

      • раскрыть цели германского командования в войне против СССР;
      • указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны;
      • рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны;
      • подробнее остановиться на причинах военных неудач Красной Армии на начальном этапе войны.

Содержание данного урока отобрано в соответствии с целями и задачами урока, позволяет изучить проблемы первого этапа войны, внимательно рассмотреть коренной перелом в ходе войны (причины и последствия), акцентировать внимание на участии земляков и их вкладе в Победу (региональный компонент).
 

Технологии и методы:

  • групповая и индивидуальная работа над проблемными вопросами;
  • активные и интерактивные методы организации (целеполагание и мотивация, работа над понятиями, обучение при помощи сравнительных и обобщающих схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций, постановка проблемных вопросов,  слайд-шоу);
  • диагностика процесса и результата познавательной деятельности (тестирование и блочный контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков работы с текстом, развитие устной речи, способность к творческой реализации знаний, рефлексия-анкетирование).

Здоровьесберегающий компонент обеспечивается сменой видов деятельности учащегося на уроке.
Применяются следующие виды деятельности:

  • фронтальный опрос;
  • работа в группах, в процессе которой предполагается взаимодействие нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Совместная деятельность в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Результат совместной деятельности оценивается учителем.
  • Индивидуальная работа, когда учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.

Активный метод обучения – (деятельностная организация познавательного процесса при изучении содержания рассматриваемой темы урока, выполнении  учебной задачи), развивает способность преобразования полученной информации. Проявляется в умении делать выводы, аргументировать, осуществлять творческую деятельность во внеурочное время (сбор материала, ИКТ, СМИ, в библиотеке, в архивах и др.)
На уроке реализуются межпредметные связи (социология, география, литература, экономика, обществознание), создаются условия для усвоения учащимися ключевых понятий по теме урока.  К ним относятся: ленд-лиз, второй фронт, коалиция, депортация, оккупация, эвакуация, капитуляция, «десять сталинских ударов», репарация.                      

 

Основные требования к уровню знаний и умений:
знать

      • основные этапы и тенденции развития международных отношений и внешней политики СССР накануне Второй мировой войны;
      • причины и последствия Второй Мировой войны;

уметь

      • раскрывать сущность и значение отдельных событий;
      • сравнивать позиции стран, лидеров в конкретных ситуация, давать им оценку.

                              
Для характеристики эффективности урока выделены  следующие диагностические критерии:
содержание

    • информативность учебного материала и степень  его усвояемости;

 организация учебного процесса:

    • формы и методы учебной деятельности;

результат познавательной деятельности

    •  качество (прочность и точность) усвоения знаний, сформированность навыков ценностей и личной политической ориентации.

 

План урока и сетка времени

Этапы урока

Время (мин)

        • Организационный  этап

1

        • Целеполагание

1

        • Закрепление пройденного материала:
    • работа по карточкам;
    • работа у доски

(выполнение заданий на применение знаний, полученных на предыдущих уроках и в процессе выполнения домашнего задания).

3

  • Освоение новых знаний:
    • 1, 2, 3 задание (работа у доски и в группах)
    • 4, 5 задание (сообщения учащихся)
    • Физкультминутка
    • 5. 6, 7 задание (работа у доски и с картами)
    • доклад учащихся
    • 8. задание (работа в группах)
    • Слайд-шоу

5. Подведение итогов урока.
6. Выдача домашнего задания

10
10
1
6
5
3
3
2
1

 

Оборудование и оснащение урока:

  1. Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, слайд-шоу,  сообщения учащихся из электронных учебников по истории «От Москвы до Рейхстага», «Россия ХХ век».
  2. Наглядные пособия  карта «Вов», репродукции, таблицы, выставка литературы по Великой Отечественной войне.
  3. Учебные материалы:

1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России ХХ - начало ХХ1 века, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2003.

  1. Дидактические материалы: карточки и индивидуальные карты по периодам Великой отечественной войны.
  2. Литература для подготовки к уроку: 

        1. Газета История  №37, 1-7 октября 2004 г., статья «начало великой отечественной», автор М.Чернова.
2. Газета История  №39, 16-22 октября 2004 г., статья «Советский Союз в 1939-1991 годах», автор А.Головатенко.
3. Великая Отечественная война – цифры и факты, книга для учащихся старших классов и студентов, Под ред. Г.Ф.Кривошеева, Москва «Просвещение» 1995.
4. Н.В.Кузьмина История – внеклассные мероприятия, Издательство «Учитель» 2004.
5. Журнал «Преподавание истории и обществознания» №2, 2003.
Содержание урока (краткий конспект)
I. Оргмомент
II. Целеполагание.  Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. Попытаемся самостоятельно ответить на вопросы: Возможно, было провести войну в более короткий срок? Почему Красная Армия потерпела огромные поражения на начальном этапе войны? Открытие Второго фронта действительно приблизило Победу?
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особенное место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Красной Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников.
По своим масштабам и стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В исторических сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу решающие поражения.
Определение задач урока
I

II. Закрепление пройденного материала
                Учитель. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны нарушила границу СССР. Началась Великая Отечественная война. Германия начала свои военные действия в соответствии с утвержденным в 1940г. планом «Барбаросса».
Покажите по карте «Великая Отечественная война» направления массированных ударов немецких войск, и на какие группы они делились?
Что предусматривал план «блицкрига»?

СПД: работа по индивидуальным карточкам  (ребятам раздаются карточки-задания для закрепления знаний).

Карточка № 1.                 С какого события начинается история Второй Мировой войны?
а) с оккупации Японией Китая;
б) с нападения Германии на Польшу;
в) с Мюнхенского соглашения 1938 г.;
г) с вторжения немецких войск в Чехословакию.
Какие из перечисленных ниже стран к началу Второй Мировой войны были связаны с Германией союзными отношениями, договорами о ненападении или политически зависели от нее:
а) Италия;
б) СССР;
в) Франция;
г) Япония;
д) Бразилия;
е) Словакия;
ж) США?
Какие из перечисленных ниже стран были полностью или частично оккупированы Германией с 1 сентября 1939г. до 22 июня 1941г.:
Италия, Франция, Югославия, Дания, Румыния, Норвегия, Бельгия, Швейцария, Венгрия, Чехословакия, Голландия, Польша, Финляндия, Албания?
Перечисли страны, которые входили в антигитлеровскую коалицию.

IV. Освоение новых знаний

 

ФОПД: групповая. Ребята разбиваются на две группы и продолжают работу.

Описание работы

 

Действия учителя                                                                                       Действия учащихся


1. Отметим, что ВОВ делится на три периода.

1. Периодизация записывается на доске под диктовку ребят.

2. В первый период войны наша страна потерпела ряд неудач. Раскройте причины неудач Красной Армии.
правильные ответы:
а) Прежде всего, на СССР была обрушена мощь сверхподготовленной к войне страны.
б) Немцы превосходили нас численностью.
в) Фашистская Германия обладала богатым боевым опытом, накопленным за два года войны.
г) Высокая техническая оснащенность немецкой армии делала ее мобильной и маневренной.
д) В отличие от вермахта Красная Армия накануне войны находилась в процессе реорганизации и перевооружения.
е) Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями.
ж) В связи с репрессиями накануне войны приостановилась разработка военной теории.
з) Одним из факторов наших неудач является в определенной степени внезапность для советского народа нападения Германии.

2. Ребята в группах записывают все причины неудач и затем устно объясняют их последствия. Отвечают группы по одной причине по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. На доске написаны даты ВОВ, нужно правильно соотнести события.
 

 

 

3. 1942- коренной перелом в войне
1939-начало Второй мировой войны
800 дней – блокада Ленинграда
2 сентября 1945 – капитуляция Японии
1943 декабрь – встреча в Тегеране большой тройки (США, Англия, СССР)
1944 г. 6 июня – открытие второго фронта в Нормандии.
1945г. 24 июля – парад на Красной площади.

4. Расскажите, какое сражение в ходе ВОВ вам кажется наиболее знаковым и почему?

1941 – начало ВОВ.
4. Ребята приводят примеры мужественной защиты Сталинграда, Москвы, Курска, Севастополя и др.

5. Мы знаем, что главный подвиг совершили не генералы и маршалы, а простые солдаты, матросы, комсомольцы.

5. Ребята коротко рассказывают о героях ВОВ (обязательно включить РК)

6. На доске написаны названия операций, проводимые советским и немецким командованием. Определите, кем проводилась та или иная военная операция.
(Операции:
«Цитадель»
«Багратион»
«Концерт»
«Барбаросса»
«Тайфун»
«Рельсовая война»
      «Оверлорд»)

6. Ребята называют фамилии

7. Учащимся раздаются карты военных операций.

  1. Учащиеся по группам определяют битву и период ВОВ.

8. Мы знаем, что на начало войны СССР имела плохую военную базу, но перевод промышленности на военный лад, помощь по ленд-лизу, а также план эвакуации заводов помогли нам вскоре нарастить военный потенциал и даже обогнать немцев по некоторым видам вооружения. Одним из ярких примеров является танк Т-34.

  1. Заслушивается сообщение ребят «танк Т-34»

 

 

 

9. ВОВ нашла свое отражение во многих фильмах.

Группы по очереди перечисляют фильмы о ВОВ.
(примерный перечень:

  • «В бой идут одни старики»;
  •  «Отец солдата»;
  • «От Вислы до Буги»;
  • «Неслужебное задание»;
  • «Они сражались за Родину»;
  • «Курсанты»;
  • «Летят журавли»;
  •  «Баллада о солдате»;
  • «Штрафбат»;
  •  «Освобождение» и др.)

Итак, для подведения выше сказанного давайте остановимся и повторим еще раз событийные и временные  моменты ВОВ (просмотр слайд-шоу).
V. Итоги урока, оценивание учащихся…
Великая Отечественная война закончилась полной победой СССР. На советско-германском фронте были разгромлены главные силы гитлеровского вермахта.
Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвиге и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
На доске представлены таблицы потерь стран Европы и советского народа  за весь период Второй Мировой войны.  Давайте почтим минутой молчания память погибших на фронте, в оккупации, на работах в Германии, в концлагерях (минута молчания и все встают).
Подводя, итог уроку, хотелось бы услышать ответ на вопрос: Зачем нужно знать и помнить ВОВ, чтить память погибших, уважительно относится к прошлому своей Родины? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

YI. Домашнее задание

  1. Задание творческого и исследовательского характера: нарисовать генеалогическое древо своей семьи, и рассказать, каким образом переплетаются судьбы членов твоей семьи с историей Великой Отечественной войны.
  2. Прочитай любое художественное произведение о ВОВ, выдели главную мысль.

 

Приложение

Таблица  1
Итоговые данные о гибели гражданского населения на оккупированной фашистами советской земле:


Преднамеренно истреблено

7 млн.420тыс.135чел.

Погибло на принудительных работах в Германии

2млн.164тыс.313чел.

Погибло от жестоких условий оккупационного режима

4млн.100тыс. человек

всего

13млн.684тыс.448чел.

Таблица 2 
Национальный состав военнослужащих, погибших во время Второй Мировой войны


Национальный состав погибших

Число потерь, тыс.чел.

% от общего числа потерь

Русские
Украинцы
Белорусы
Татары
Евреи
Казахи
Узбеки
Армяне
Грузины
Мордва
Чуваши
Азербайджанцы
Молдоване
Прибалты
Башкиры
Киргизы
Удмурты
Таджики
Туркмены
Марийцы
Коми
Буряты
Народности Дагестана
Осетины
Другие национальности

5747,1
1376,5
251,4
188,3
138,7
130
121,4
83,2
79,7
63,3
63,1
58,1
53,7
44,2
32,1
26,9
23,4
22,5
21,7
20,8
16,5
13,0
11,3
10,4
71,1

66,3
15,9
2,9
2,2
1.6
1,5
1,4
0,96
0,92
0,73
0,73
0,67
0,62
0,51
0,37
0,31
0,27
0,26
0,25
0,24
0,19
0,15
0,13
0,12
0,82

Всего

8668,4

100,0

Таблица  3
Потери советского народа в освобождении Европы


В Польше
В Чехословакии
В Венгрии
В Германии
В Румынии
В Австралии
В Югославии
В Норвегии
В Болгарии
В Китае
В Корее

600.212 чел.
139.918
140.004
101.961
68.993
26.006
7.995
3.436
977
9.272
691

всего

1.099.465 человек

Таблица № 4
Потери во Второй Мировой войне (данные по крупнейшим государствам)

 

Мобилизованные

Погибшие военнослужащие

Раненные в боях

Жертвы среди мирного населения

Государства антигитлеровской коалиции

СССР

20.000.000

11.945.000

18.000.000***

13.685.000

США

16.353.750

405.500

671.750

----

Китай

5.000.000

1.324.500

1.762.000

До 10.000.000
****

Франция

5.000.000

205.750

390.000

300.000

Великобритания

4.683.000

264.500

277.000

60.500

Югославия

3.741.000

305.000

425.000

1.355.000

Польша

1.000.000

320.000

530.000

6.028.000

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн